Создание благоприятных
общих условий для развития
деловой активности.
К таким
условиям следуют отнести рыночную
инфраструктуру, наличие земли и
соответствующих прав на нее для
развития нових видов экономической
активности, хорошо развитые транспорт,
связь, офисное хозяйство и др.
Регулирование деловой
активности. Администрация формирует
побудительные мотивы предпринимателей
с целью принятия ими необходимых для
развития данного региона решений. Это
достигается, в частности, путем уменьшения
местных налогов либо предоставления
дешевого капитала с помощью инструментов
займа, субсидий, гарантий и даже прямых
заимствований.
Глава
III. Организация управления
экономикой региона.
3.1
Сущность организации
управления экономикой
региона.
Организационная структура управления
является социально-экономической
категорией, характеризующей отношения
совокупности звеньев аппарата управления
и существующих между ними организационных
связей, выражающих взаимодействие и координацию
элементов внутри данной системы.
Структура отражает состав элементов,
внутреннюю форму организации
системы, ее статику, тогда как организационные
отношения обеспечивают тесноту и эффективность
структурных связей.
Организационные структуры управления
имеют три сферы применения: государственную,
коммерческую и общественную. Государственная
сфера в свою очередь имеет
три уровня: федеральный, региональный
и казенных предприятий. Коммерческая
сфера управления охватывает
различные уровни корпоративного
управления: малого, среднего и крупного
предпринимательства в различных
организационных формах. Это субъекты
хозяйствования – кооперативы,
концерны, холдинги и др.
Общественная сфера в настоящее
время приобретает экстраординарный
характер. Если раньше органы
общественного самоуправления имели
определенные и ограниченные
функции, то теперь общественными
структурами являются как представительные
и судебные органы, государственные
общественные фонды, органы самоуправления,
так и структуры попечительского
характера и вспомоществования, политические
движения и партии.
Такая типизация организационных
структур обусловливает и соответствующие
организационные формы управления:
министерства, ведомства, комитеты, ассоциации,
акционерные общества, муниципальные
образования, частные и казенные предприятия,
банки, фонды и т.д.
Элементы организационной структуры
в совокупности образуют организационное
единство для реализации общей
цели.
Каждый элемент наделяется соответствующими
функциями. Нет и не может
быть чистых функций без их
субстанциональных носителей, равно как
и не принадлежащих определенной структуре.
Поэтому естественны и необходимы изменения
в структуре, если меняются функции ее
отдельных компонентов.
Формирование рыночной экономики
предполагает создание новых
организационных отношений и
структур управления.
Во-первых,
характерным становится перераспределение
функций между различными органами государственного,
коммерческого и общественного управления,
делегирование функций не только сверху
вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных
и муниципальных образований к расширению
управленческой самостоятельности имеет
под собой убедительные основания. Одно
из них – невозможность центральной власти
как прежде централизовать доходы от налогов
и прибыли; другое – то обстоятельство,
что центральная власть фактически не
может обеспечить сохранение и развитие
социальных стандартов в регионах, в силу
чего не только уступает в этом прерогативу
местным органам власти, но настоятельно
делегирует им функцию социальной поддержки
и защиты.
Во-вторых, со временем происходит моральное
старение структуры управления, следствием
чего становится неизбежной замена структур,
не способных мобилизовать организационные
резервы. Формируются перспективные организационные
структуры. Среди последних важнейшими
являются те, которые являются адекватными
социально-рыночной среде экономического
развития России, создают условия для
качественных преобразований в системе
общественных отношений; через структуры
стимулируются интенсивные факторы роста
социальной и экономической эффективности.
Факторы влияющие на организационные
структуры. На организационные
структуры влияет ряд факторов.
С одной стороны, они объектовно
обусловливают и предопределяют
процесс их преобразования, а
с другой – подчиняют эти
структуры волевому воздействию
полномочных органов и ответственных
лиц.
Среди объективных факторов, влияющих
на организационную структуру
производства, особое и все возрастающее
значение приобретает научно-экономический
процесс. Он является катализатором
социальных, экономических, управленческих
и других организационных изменений
в системе отношений участников
процесса производства. Достижения
НТП влияют на состав элементов
организационных структур производства
и управления.
В прошлом дискретный и зачастую
случайный процесс формирования
организационных структур объясняется
тем фактом, что в условиях
командно-административной системы
управления была непомерно велика
роль субъективного фактора. При
этом руководствовались волевыми решениями
отдельных ведомств, государственных
и хозяйственных организаций, субъективным
мнением политических лидеров.
3.2
Типы организационных
структур.
Общими предпосылками
создания качественно
новых организационных
структур управления
интенсивного типа являются:
- Перевод социально-экономических
функций министерств и ведомств, региональных
структур управления, предприятий и организаций,
всех существующих и создающихся, формирующихся
государственных, коммерческих и общественных
организационных структур на социально
ориентированные рыночные отношения;
- Реализация
социальных целей большим количеством
государственных, региональных, муниципальных,
коммерческих структур. Акценты расставляются
таким образом, что бы все элементы, составляющие
социальный комплекс, были задействованы
при решении текущих и перспективных социальных
задач.
Разнообразные духовные и физические
запросы человека становятся
тем общественным индикатором,
с помощью которого определяются
направления инвестиционной, научно-прикладной,
экономической и технической
политики. Критерием качества организационных
структур производства и управления
выступает наибольший конечный
социально-экономический и даже
психологический результат.
Экстенсивный тип структур управления
имеет ряд качественных признаков:
- Недостаточная
гибкость и восприимчивость к изменениям,
вызванным научно-техническим и социальным
прогрессом;
- Слабая разработанность
стратегии развития организационных структур.
В производстве отсутствуют приоритеты,
связанные с НТП; в управлении организационная
структура ориентирована на решение оперативных
(текущих) задач и др.
- Затратный
принцип стимулирования совершенствования
организационной структуры. В производстве
он характеризуется слабой заинтересованностью
в ресурсосбережении, а в управлении –
экономией только с помощью сокращения
численности аппарата;
- Административно-правовые,
командно-директивные методы управления,
превалирующие над экономическими и коллегиальными,
что сдерживает предпринимательскую инициативу
и поиск эффективных методов работы коллективов,
отдельных членов общества;
- Слабая адаптивность
организационных структур управления
к меняющимся условиям производства, рыночному
механизму хозяйствования.
- Неадекватность
роли органов местного самоуправления
их возможностям в решении социальных,
экономических технологических территориальных
проблем;
- Отсутствие
социально-политической и экономической
стабильности, развитых отношений собственности,
способных стимулировать многообразие
организационных структур управления.
Нельзя не видеть, что управленческие
структуры по всей вертикали власти приспосабливаются
к происходящим изменениям. На уровне
Федерации и региона укрепляются исполнительные
органы власти, все отчетливее доминирует
авторитарный принцип руководства. В тоже
время многие социально-экономичесике
проблемы жизни населения передаются
общественным органам управления – муниципальным
образованиям.
Заключение.
Делая
вывод, опираясь на данный материал,
можно сформулировать ряд основных
задач региональной экономики:
- Межрегиональный
обмен и производственно – техническое
взаимодействие;
- Построение
экономики региона на политэкономическом
осмыслении макроэкономических
процессов при развитии рыночных
отношений;
- Изучение
региональных факторов и условий
формирования рынка;
- Демографическое
исследование для прогнозирования
развития и функционирования
потребительского рынка;
- Распределение
населения и территории региона,
обоснование схемы рыночного «тяготения»
населения, разработка единой комплексной
схемы размещения как оптовых, так
и розничных предприятий;
- Развитие
воспроизводственных процессов
осуществляющихся в регионе: воспроизводство
регионального продукта, капитала,
природных ресурсов, движение материальных
и финансовых потоков между
основными агентами экономики региона:
предприятиями, домашними хозяйствами,
государствами учреждениями;
- Соблюдение
внутренней хозяйственной целостности
региона, для потенциальной способности
рынка развития за свой счет;
- Обеспечение
развития производительных сил
территории, на основе не возникновения
значительных внутрихозяйственных
диспропорций и сохранения способности
самостоятельно осуществлять динамическое
развитие собственной экономики,
всесторонне используя имеющиеся
ресурсы (природные, трудовые, финансовые);
- Развитие
и структурирование хозяйственного
комплекса региона (производственная,
непроизводственная сферы );
- Сохранение
экономического потенциала регионов
и его основных составляющих:
природно – ресурсный потенциал; население
и трудовые ресурсы, производственный
потенциал;
- Развитие
комплекса обслуживающих отраслей,
создание производственной, социальной
и рыночной инфраструктур;
- Использовать
новые тенденции в развитии
межрегиональных и международных
экономических связей, создание
совместных предприятий, развитие
свободных экономических зон.
Цифрами
на карте обозначены
1.Белгородская
область
2.Владимирская
область
3.Ворнежская
область
4.Ивановская
область
5.Калужская
область
6.Костромская
область
7.Курская
область
8.Липецкая
область
9.Московска
область
10.Орловская
область
11.Рязанская
область
12.Тамбовская
область
13.Тульская
область
14.Ярославская
область |
15.Волгоградская
область
16.Новгородская
область
17. Республика
Адыгея
18.Республика
Ингушетия
19.Кабардино-Черкесская
республика
20.Карачаево-Черкеская
республика
21.Республика
Северная Осетия-Алания
22.Чеченская
республика
23.Краснодарский
край
24.Ставропольский
край
25.Республика
Башкортостан
26..Республика
МарийЭл |
27.Республика
Мордовия
28.Теспублика
Татарстан
29.Удмуртская
республика
30.Чувашская
республика
31.Кировская
область
32.Нижегородская
область
33.Пензенская
область
34.Пермский
край
35.самарская
область
36.Саратовская
область
37.Ульяновская
область |
- Данные
рассчитаны по субъекту,
включая АО
- Список
литературы:
- Бусыгина
И.М. Регионы Германии.- М., 2000.- 352с.
- Гранберг
А.Г. Основы региональной экономики: Учебник
для вузов.- М., 2000. - 495с.
- Гуськов Н.С.,
Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая
безопасность регионов России.- М., 2000.
- 288с.
- Игнатов В.Г.,
Бутов В.И. Региональное и управление –
М., 2000. - 416с.
- Комаров М.П.
Инфраструктура регионов мира: Учебник.-
СПб., 2000.- 347с.
- Королевская
В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной
экономикой в условиях рынка: Учебное
пособие для вузов.- М., 2001. - 64с.
- Чачугиев
М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и
управление.- М.,2001. – 271с.