Понятия – «авария», «катастрофа». Промышленные аварии и катастрофы. Понятия «риск», «опасность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:08, реферат

Описание

В общественном сознании прочно укоренилось представление об экологии как о степени загрязнения окружающей среды. На самом же деле это далеко не так. Экология - это наука, и она, как и все остальные науки, не может быть плохой или хорошей. Часто мы слышим: "здесь плохая экология" или "там экология нарушена". Э

Содержание

Введение

1. Понятия - «авария», «катастрофа»

2. Промышленные аварии и катастрофы

3. Понятия «риск»

4. Понятия «опасность»

Работа состоит из  1 файл

ЭКОЛОГИЯ.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургская  государственная  академия сервиса  и экономики

Кафедра «Экология» 
 

    «Понятия  – «авария», «катастрофа». Промышленные аварии и  катастрофы. Понятия «риск», «опасность».». 

              Работа  выполнена студентом 1 курса 

                     специальность 060800 _____ группы

              Ромашовым Иваном Ивановичем

              Работу  проверил____________________ 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Санкт-Петербург

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение 

1. Понятия - «авария», «катастрофа»

2. Промышленные аварии и катастрофы 

3. Понятия «риск» 

4. Понятия «опасность» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В общественном сознании прочно укоренилось  представление об экологии как о  степени загрязнения окружающей среды. На самом же деле это далеко не так. Экология - это наука, и она, как и все остальные науки, не может быть плохой или хорошей. Часто мы слышим: "здесь плохая экология" или "там экология нарушена". Экология же, как наука изучает взаимоотношения в живой природе, и вот как раз они-то и нарушаются человеком все чаще и чаще. Решая небольшие проблемы с позиции силы, мы получаем гораздо большие проблемы. Человечество развивается на ограниченном пространстве планеты Земля за счет ее ресурсов. С возрастанием противоречий в вещественных, энергетических и информационных связях общества и природной среды неизбежно возникают экологические проблемы. В настоящее время часть биосферы преобразована людьми с помощью технических средств в техносферу, где многие процессы направлены противоположно естественному ходу. Это приводит к экологическим кризисам, когда под воздействием стихийных природных явлений или в результате действия антропогенных факторов нарушается равновесие в биогеоценозах.

     История развития земной цивилизации связана  со стихийными бедствиями, авариями и  катастрофами. Чрезвычайные ситуации, в результате воздействия различных факторов и явлений на человека и окружающую среду, приводят к травмам и гибели людей, наносят огромный материальный и моральный ущерб. Статистика людских и материальных потерь от стихийных бедствий, аварий и катастроф обнаруживает их быстрый рост по всему миру, и особенно во второй половине XX века.

     Замечено, что наиболее быстро возрастает число  катастроф с высоким экономическим  ущербом: за 30 лет их число увеличилось  в 4,1 раза. За это же время число  катастроф с пострадавшими возросло в 3,5, а катастроф с погибшими – в 2,1 раза.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятия - «авария», «катастрофа» 

     АВАРИЯ  – это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария – это внезапная остановка  работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.

     Согласно  «Федерального Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997 г. (с изменениями), авария – это разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ.

     Однако  это определение узкоспециализировано, так как аварии происходят не только на опасных объектах. К тому же данное определение не уточняет последствия данного происшествия и территории, на которых могут произойти аварии. Наиболее полное определение термина «авария» дается в учебном пособии «Безопасность жизнедеятельности»:

     АВАРИЯ – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а так же к нанесению ущерба окружающей природной среде.

     КАТАСТРОФА – это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

     Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.

     И аварии и катастрофы относятся к  чрезвычайным ситуациям Классификация  ЧС техногенного характера. Транспортные аварии (катастрофы):

     - аварии товарных поездов, пассажирских  поездов;

     - аварии речных и морских грузовых  судов;

     - аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;

     - авиакатастрофы в аэропортах, населенных  пунктах;

     - авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;

     - аварии (катастрофы) на автодорогах  (крупные автокатастрофы);

     - аварии транспорта на мостах, ж/д переездах и тоннелях;

     - аварии на магистральных трубопроводах.

     Пожары, взрывы, угрозы взрывов.

     - пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях  и технологическом оборудовании промобъектов;

     - пожары на объектах добычи, переработки  и хранения легковоспламеняющихся, горючих и ВВ;

     - пожары на транспорте;

     - пожары в шахтах, подземных и  горных выработках, метрополитенах;

     - пожары в зданиях и сооружениях  жилого, социально-бытового, культурного  назначения;

     - пожары на химически опасных  объектах;

     - пожары на радиационноопасных объектах;

     - обнаружение неразорвавшихся б/пр;

     - утрата ВВ (боеприпасов).

     Аварии  с выбросом (угрозой выброса) химически 

     опасных веществ (АХОВ).

     - аварии с выбросом (угрозой выброса)  АХОВ при их производстве, переработке или хранении;

     - аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ;

     - образование и распространение  АХОВ в процессе химических  реакций, начавшихся в результате аварии;

     - аварии с химическими боеприпасами.

     Аварии  с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных  веществ (РВ).

     - аварии на АС, АЭУ производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;

     - аварии с выбросом (угрозой выброса)  РВ на предприятиях ядерно-топливного  цикла;

     - аварии транспортных средств  и космических аппаратов с  ЯУ или грузом РВ на борту;

     - аварии при промышленных и  испытательных ядерных взрывах  с выбросом (угрозой выброса) РВ;

     - аварии с ядерными б/пр в  местах их хранения или установки;

     - утрата радиоактивных источников.

     Аварии  с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).

     - аварии с выбросом (угрозой выброса)  БОВ на предприятиях и в  НИУ (лабораториях);

     - аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;

     - утрата БОВ.

     Внезапное обрушение зданий, сооружений.

     - обрушение элементов транспортных  коммуникаций;

     - обрушение производственных зданий и сооружений;

     - обрушение зданий и сооружений  жилого, социально-бытового и культурного назначения.

     Аварии  на электроэнергетических системах.

     - аварии на автономных ЭС с  долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

     - аварии на электроэнергетических  системах (сетях) с долговременным  перерывом электроснабжения основных  потребителей или обширных территорий;

     - выход из строя транспортных  электроконтактных сетей.

     Аварии  в коммунальных системах жизнеобеспечения.

     - аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

     - аварии на тепловых сетях (системах  горячего водоснабжения) в холодное время года;

     - аварии в системах снабжения  населения питьевой водой;

     - аварии на коммунальных газопроводах.

     Аварии  на очистных сооружениях (ОС).

     - аварии на ОС сточных вод  промышленных предприятий с массовым  выбросом загрязняющих веществ;

     - аварии на ОС промышленных  газов с массовым выбросом  загрязняющих веществ.

     Гидродинамические аварии.

     - прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

     - прорывы плотин с образованием  прорывного паводка;

     - прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек  и др.) с образованием волн прорыва  и катастрофических затоплений;

     - прорывы плотин с образованием прорывного паводка;

     - прорывы плотин и т.д., повлекшие  смыв плодородных почв или  отложение наносов на обширных территориях.

     Аварии, чаще всего, проходят в своем развитии 5 характерных фаз:

     - первая – накопление отклонений  от нормального процесса;

     - вторая – инициирование аварии;

     - третья – развитие аварии, во  время которой оказывается воздействие  на людей, природную среду и  ОЭ;

     - четвертая – проведение АСДНР,  локализация аварии;

     - пятая – восстановление жизнедеятельности  после ликвидации последствий аварии.

     Считается, что человеческими ошибками обусловлены 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% - при авиакатастрофах и 80% - при катастрофах на море.

     Наиболее  вероятными являются аварии на больших  технологических системах, что обусловлено  увеличением их числа, сложности, ростом мощности агрегатов и территориальной концентрации аварийно-опасных объектов.

     Каждая  вторая авария происходила на сетях  и объектах теплоснабжения, каждая пятая авария случалась на сетях водоснабжения и канализации. С 1994 г. обострилась обстановка по умышленному созданию ЧС (технологический терроризм) на объектах повышенной опасности и жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров.

     Ежегодно  в России по данным РАН в различного вида авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.

Информация о работе Понятия – «авария», «катастрофа». Промышленные аварии и катастрофы. Понятия «риск», «опасность»