Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:08, реферат
В общественном сознании прочно укоренилось представление об экологии как о степени загрязнения окружающей среды. На самом же деле это далеко не так. Экология - это наука, и она, как и все остальные науки, не может быть плохой или хорошей. Часто мы слышим: "здесь плохая экология" или "там экология нарушена". Э
Введение
1. Понятия - «авария», «катастрофа»
2. Промышленные аварии и катастрофы
3. Понятия «риск»
4. Понятия «опасность»
Кафедра
«Экология»
«Понятия
– «авария», «катастрофа».
Промышленные аварии
и катастрофы. Понятия
«риск», «опасность».».
Работа выполнена студентом 1 курса
специальность 060800 _____ группы
Ромашовым Иваном Ивановичем
Работу
проверил____________________
Санкт-Петербург
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Понятия - «авария», «катастрофа»
2. Промышленные аварии
и катастрофы
3. Понятия «риск»
4. Понятия «опасность»
Введение
В общественном сознании прочно укоренилось представление об экологии как о степени загрязнения окружающей среды. На самом же деле это далеко не так. Экология - это наука, и она, как и все остальные науки, не может быть плохой или хорошей. Часто мы слышим: "здесь плохая экология" или "там экология нарушена". Экология же, как наука изучает взаимоотношения в живой природе, и вот как раз они-то и нарушаются человеком все чаще и чаще. Решая небольшие проблемы с позиции силы, мы получаем гораздо большие проблемы. Человечество развивается на ограниченном пространстве планеты Земля за счет ее ресурсов. С возрастанием противоречий в вещественных, энергетических и информационных связях общества и природной среды неизбежно возникают экологические проблемы. В настоящее время часть биосферы преобразована людьми с помощью технических средств в техносферу, где многие процессы направлены противоположно естественному ходу. Это приводит к экологическим кризисам, когда под воздействием стихийных природных явлений или в результате действия антропогенных факторов нарушается равновесие в биогеоценозах.
История развития земной цивилизации связана со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами. Чрезвычайные ситуации, в результате воздействия различных факторов и явлений на человека и окружающую среду, приводят к травмам и гибели людей, наносят огромный материальный и моральный ущерб. Статистика людских и материальных потерь от стихийных бедствий, аварий и катастроф обнаруживает их быстрый рост по всему миру, и особенно во второй половине XX века.
Замечено,
что наиболее быстро возрастает число
катастроф с высоким
1. Понятия
- «авария», «катастрофа»
АВАРИЯ – это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария – это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.
Согласно «Федерального Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997 г. (с изменениями), авария – это разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Однако это определение узкоспециализировано, так как аварии происходят не только на опасных объектах. К тому же данное определение не уточняет последствия данного происшествия и территории, на которых могут произойти аварии. Наиболее полное определение термина «авария» дается в учебном пособии «Безопасность жизнедеятельности»:
АВАРИЯ – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а так же к нанесению ущерба окружающей природной среде.
КАТАСТРОФА – это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.
Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.
И аварии и катастрофы относятся к чрезвычайным ситуациям Классификация ЧС техногенного характера. Транспортные аварии (катастрофы):
-
аварии товарных поездов,
-
аварии речных и морских
- аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;
- авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;
- авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;
- аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автокатастрофы);
- аварии транспорта на мостах, ж/д переездах и тоннелях;
-
аварии на магистральных
Пожары, взрывы, угрозы взрывов.
- пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промобъектов;
-
пожары на объектах добычи, переработки
и хранения
- пожары на транспорте;
- пожары в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;
-
пожары в зданиях и
- пожары на химически опасных объектах;
- пожары на радиационноопасных объектах;
-
обнаружение неразорвавшихся б/
- утрата ВВ (боеприпасов).
Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически
опасных веществ (АХОВ).
- аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ при их производстве, переработке или хранении;
- аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ;
- образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;
-
аварии с химическими
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ).
- аварии на АС, АЭУ производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;
-
аварии с выбросом (угрозой выброса)
РВ на предприятиях ядерно-
- аварии транспортных средств и космических аппаратов с ЯУ или грузом РВ на борту;
- аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;
-
аварии с ядерными б/пр в
местах их хранения или
-
утрата радиоактивных
Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).
- аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в НИУ (лабораториях);
-
аварии на транспорте с
- утрата БОВ.
Внезапное обрушение зданий, сооружений.
-
обрушение элементов
- обрушение производственных зданий и сооружений;
-
обрушение зданий и сооружений
жилого, социально-бытового и
Аварии
на электроэнергетических
-
аварии на автономных ЭС с
долговременным перерывом
-
аварии на
- выход из строя транспортных электроконтактных сетей.
Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения.
- аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;
-
аварии на тепловых сетях (
- аварии в системах снабжения населения питьевой водой;
-
аварии на коммунальных
Аварии на очистных сооружениях (ОС).
-
аварии на ОС сточных вод
промышленных предприятий с
- аварии на ОС промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.
Гидродинамические аварии.
- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;
- прорывы плотин с образованием прорывного паводка;
- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;
- прорывы плотин с образованием прорывного паводка;
- прорывы плотин и т.д., повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.
Аварии, чаще всего, проходят в своем развитии 5 характерных фаз:
-
первая – накопление
- вторая – инициирование аварии;
-
третья – развитие аварии, во
время которой оказывается
- четвертая – проведение АСДНР, локализация аварии;
-
пятая – восстановление
Считается, что человеческими ошибками обусловлены 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% - при авиакатастрофах и 80% - при катастрофах на море.
Наиболее вероятными являются аварии на больших технологических системах, что обусловлено увеличением их числа, сложности, ростом мощности агрегатов и территориальной концентрации аварийно-опасных объектов.
Каждая вторая авария происходила на сетях и объектах теплоснабжения, каждая пятая авария случалась на сетях водоснабжения и канализации. С 1994 г. обострилась обстановка по умышленному созданию ЧС (технологический терроризм) на объектах повышенной опасности и жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров.
Ежегодно в России по данным РАН в различного вида авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.