Правовые основы охоты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:11, контрольная работа

Описание

Преступления, связанные с охотой, наверное, являются одним из первых видов преступлений, которые начал совершать человек. Издревле охота была средством добычи пищи. Поэтому человек пытался защищать свои охотничьи ресурсы от правонарушителей. Ведь, в конечном счете, от этого зависела его жизнь.
Но, к сожалению, природные богатства человек расходовал не всегда разумно. Так благодаря охотникам мы лишились многих прекрасных видов зверей и птиц.
Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.
Человек совершал и продолжает совершать преступления связанные с охотничьим промыслом. Наверное, поэтому эта тема остается актуальной и посей день.
Цель работы - рассмотреть и изучить правовое регулирование охоты в РФ, основания возникновения этого права, сроки охоты. Я постараюсь, основываясь на изучении Федеральных законов, нормативно-правовых актов и специальной литературы, сделать анализ правового регулирования охоты.

Содержание

Введение
1. Правовое регулирование охоты
1.1 Основания возникновения права на охоту
1.2 Сроки охоты
2. Анализ правового регулирования охоты
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 31.95 Кб (Скачать документ)

Удостоверением на право охоты служит охотничий  билет с отметками о сдаче  испытаний по правилам охоты, технике  безопасности на охоте и обращению  с охотничьим огнестрельным оружием  и об уплате государственной пошлины. 

Как ранее говорилось жители районов крайнего севера пользуются определенными льготами, одной из них является освобождение от уплаты гос. пошлины за выдачу разрешений на право охоты "… от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на право охоты освобождаются граждане, населяющие районы Крайнего Севера и местности, приравненные к этим районам." (положение "Об охоте и охотничьем хозяйстве" п.15). 

В соответствии с "Правилами  о добывании объектов животного  мира, отнесенных к объектам охоты" правом на добывание объектов животного  мира обладают: 

а) граждане Российской Федерации, получившие охотничий билет  в установленном Министерством  сельского хозяйства Российской Федерации порядке. Добывание объектов животного мира осуществляется в целях любительской и спортивной охоты до 1 июля 2011 г. также гражданами Российской Федерации, имеющими членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями в установленном порядке, в том числе членские охотничьи билеты, выданные ранее в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1993 г. N 728 "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации"; 

б) иностранные граждане, получившие разрешение на добывание  объектов животного мира в установленном  Министерством сельского хозяйства  Российской Федерации порядке. [5] 

Пользование объектами  животного мира (охота) с изъятием их из среды обитания в соответствии с ФЗ РФ "О животном мире" предоставляется  за плату, размеры которой устанавливают  органы исполнительной власти субъектов  РФ в порядке и пределах, определяемых Правительством РФ. 

Для юридического оформления охоты необходимо в свою очередь  разрешение на охоту, т.е. на отлов (отстрел) животных. Долгосрочная лицензия на пользование  животным миром выдаёт специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использованию  объектов животного мира и среды  их обитания на основании решений  Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ. 

Добывание объектов животного мира, изъятие которых  из среды их обитания без лицензии запрещено, производится по именной  разовой лицензии на использование  объектов животного мира, выдаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Порядок выдачи, оформления и форма лицензии устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. 

Добывание объектов животного мира, изъятие которых  из среды их обитания не требует  лицензии, производится на основании  охотничьего билета с соблюдением  норм, квот и лимитов добывания  объектов животного мира, установленных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, в сроки добывания  объектов животного мира, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 18. 

Различают лицензии, выдаваемые на изъятие из среды обитания: 

одного животного  мира в определённом месте в сезон  охоты; 

конкретного количества особей охотничьих животных в сезон  охоты; 

особей определённого  вида охотничьих животных или группы их видов в определённом месте  на определённый срок с соблюдением  лимитов изъятия этих животных. 

Лицензии выдаются на конкретное место, имеющее чётко  выраженные внешние границы (урочище, егерский обход, охотничье хозяйство), и на определённый срок. Для производства охоты в другие сроки и на другом месте необходимо получить другую лицензию. Во время производства охоты лицензия находится у лица, производящего  охоту (при проведении групповых  охот - у лица, ответственного за охоту). Выданные гражданам лицензии на следующий  сезон охоты недействительны. Денежные средства за неиспользованные лицензии не возвращаются. Выданные гражданам  именные разовые лицензии возвращаются по месту их получения в сроки, определённые в этих лицензиях. 

Добывание объектов животного мира, не отнесённых к  объектам охоты и рыболовства, допускается  только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования  объектов животного мира и среды  обитания. 

При промысловой  охоте такими документами являются план-наряд на отстрел определённого  вида промысловых животных или договор  с охотопромысловым хозяйством на отстрел  животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных. 

При добывании объектов животного мира лица обязаны иметь  при себе охотничий билет, путевку, а также лицензию (если предусмотрено  Правилами). При добывании объектов животного мира с применением  оружия лица обязаны иметь при  себе также разрешение на оружие в  соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии. [6]

1.2 Сроки охоты 

Сроки охоты - это  сроки, определяемые периодом, в течение  которого допускается добыча охотничьих ресурсов. 

Сроки охоты являются важным моментом в правовом регулировании  охоты. Так как от сроков охоты  зависит экологический баланс в  природе. Зачастую нарушение именно сроков охоты вело к исчезновению редчайших пород как птиц, так и зверей. Сроки охоты устанавливаются с учетом многих факторов, таких как: 

а) экологическое  благополучие в общем в стране; 

б) экологическое  благополучие в регионе; 

в) метеорологический  прогноз; 

г) прогноз рождаемости  данного вида животных; 

д) поголовье данного  вида животных на момент открытия охоты; 

е) правовое положение  на данный момент 

Как ни странно последний  момент является очень важным т.к от состояния кодификации и способности предотвратить правонарушения зависит объем несанкционированной охоты, которая, к сожалению имеет место быть. 

Установление в  целом по РФ или по отдельным зонам  сроков охоты, разрешение или запрещение добычи отдельных видов диких  зверей и птиц производятся Главным  управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ, кроме случаев, предусмотренных решениями Совета Министров РФ. 

Также в отдельных  случаях сроки охоты регулируются местными органами с учетом экологической  обстановки. 

Сроки, охоты устанавливаются  едиными для всей страны и вместе с тем дифференцированными в  зависимости от расположения охотоугодий. Едиными являются сроки начала охоты на перелетную дичь. Территория России огромна и растянута по тепловым поясам. Поэтому начало и конец охоты на отдельных видов животных - зайца, лосей, кабана, лисицу и т.д. могут быть разнообразны. 

Большие различия по республикам, краям и областям имеются  на отдельные виды животных. В зависимости  от численности тех или иных видов  животных лимиты отстрела одних могут  быть сокращены, а других увеличены. При угрозе резкого уменьшения численности  некоторых видов охотничьих животных местные органы охоты вводят полный запрет на отстрел этих животных и  принимают меры к воспроизводству  его численности. С этой целью  создаются охотничьи заказники  на срок воспроизводства животных. 

Добывание всех диких  зверей и птиц для научных и  культурных целей в запрещенные  для охоты сроки либо в запрещенных  местах производится по разрешениям, выдаваемым в порядке, устанавливаемом Главным  управлением охотничьего хозяйства  и заповедников при Совете Министров  РФ. [7] 

Постановление Правительства "О добывании объектов животного  мира, отнесенных к объектам охоты" содержит перечень сроков охоты на различных животных, в соответствии с которыми должна проходить охота. 

Но в соответствии с п.17 Правил "О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного  мира и среды их обитания, по согласованию с Министерством сельского хозяйства  Российской Федерации вправе осуществить  корректировку сроков добывания  объектов животного мира в пределах 2 недель раньше или 2 недель позже установленных сроков с учетом изменения сроков миграции и воспроизводственных циклов животных в связи с изменением климатических условий в конкретном году. 

Так же установлены  сроки добывания объектов животного  мира, отнесенных к объектам охоты, с ловчими птицами (разрешается  с последней субботы июля по 28 (29) февраля). 

Летне-осеннее добывание  болотно-луговой, боровой, степной и  полевой дичи с легавыми и спаниелями разрешается на 2 недели раньше установленных  сроков. 

Добывание пернатой дичи в весенний период осуществляется продолжительностью до 16 дней с начала установленного срока добывания. 

А граждане, принадлежащие  к коренным малочисленным народам  Севера, Сибири и Дальнего Востока, к этническим общностям, самобытная культура и образ жизни которых  включают традиционные методы охраны и использования объектов животного  мира, и их объединения имеют право  осуществлять добывание объектов животного  мира на территориях традиционного  расселения и хозяйственной деятельности в течение календарного года. 

В соответствии с "Положением об охоте и охотничьем хозяйстве  РСФСР" к лицам, виновным в нарушении  правил и сроков охоты, применяется  одна из следующих мер: 

предупреждение; 

общественное воздействие; 

лишение права охоты  на срок до 3 лет, если производство охоты  не является основным источником существования; 

денежный штраф  с изъятием орудий охоты без возмещения их стоимости или без такового. 

Либо, как уже говорилось выше, административная или уголовная  ответственность. 

2. Анализ правового  регулирования охоты 

Основной нормативный  акт, регулирующий отношения, возникающие  в сфере использования объектов животного мира - ФЗ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. Он определил  основные начала и принципы охраны и использования животного мира, в том числе и объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории РФ. 

Несомненно, Федеральный  закон "О животном мире" предусмотрел наиболее значимые стороны правового  регулирования отношений в области  охоты посредством определения  правовых, организационных, экономических  основ использования и охраны объектов животного мира, и, следовательно, в их числе объектов охоты. Однако такое регулирование следует  признать недостаточным, поскольку  оно не связано с определением порядка и условий осуществления  охоты, ведения охотничьего хозяйства, о чем прямо свидетельствует  отсылка к специальному федеральному закону об охоте и охотничьем хозяйстве (ст.41). Несмотря на то, что бланкетная норма об указанном Законе присутствует в законодательстве уже более  десяти лет, он не принят, что позволяет  говорить о пробельности экологического законодательства в этой части. Очевидно, что из положений ст.41 Федерального закона "О животном мире" следует обязательность соответствия всех принимаемых нормативных правовых актов об охоте и охотничьем хозяйстве, и федеральных, и региональных, данному запланированному специальному закону. Строго юридически, часть федеральных нормативных правовых актов в области охоты и охотничьего хозяйства, образующих основу правового регулирования соответствующих отношений, вызывает вопросы по правомерности их применения, поскольку ими не обеспечивается соответствие специальному федеральному закону, хотя и по той причине, что его просто нет, а равно Федеральному закону "О животном мире", как это требуется его ст.3, в связи с тем, что собственно отношения в области охоты Федеральный закон "О животном мире" не регулирует. [8] 

ФЗ "О животном мире" регулирует охоту только в  общих чертах. Однако даже немногочисленные положения российского законодательства, посвященные правовому регулированию  использования объектов животного  мира и охоты, достаточно четко, на наш  взгляд, определяют основополагающие принципы такого использования. Например, Закон относит пользование дикими животными к лицензируемой деятельности. Законодатель, наряду с платностью, закрепил еще ряд условий пользования  животным миром. Так, оно осуществляется с соблюдением федеральных и  территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых  в соответствии с ФЗ "О животном мире", иными законами и другими  нормативными правовыми актами РФ, а также законами и другими  нормативными правовыми актами субъектов  РФ. 

Информация о работе Правовые основы охоты