Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:30, реферат
Вопрос мусора или твердых бытовых отходов (ТБО), как следует его терминологически корректно называть, стоит остро в любом городе нашей планеты: цена его решения- многие миллиарды долларов, но в то же время складывается впечатление, что официальные лица, которые должны отвечать за решение этой проблемы в нашей стране в буквальном и переносном смыслах «воротят» от нее нос. Данная работа раскрывает то, что такое ТБО, о том, как с ними поступать, чтобы не только сэкономить, но и получить прибыль, а также истории этого вопроса и что немаловажно- правовых аспектах проблемы.
1. Введение
2. Обзор проблемы твердых бытовых отходов
3. Ценность мусора
4. История. Традиционные методы утилизации отходов.
5. Мировой опыт
а) США
б) Германия
в) Швейцария
г) Швеция
д) Великобритания
е) Россия. Москва
6. Пути решения проблемы
а) Партнерство администрации и бизнеса
б) Сортировка отходов
7. Юридические аспекты
8. Нормативное решение проблемы переработки в РФ
Условия всегда диктует городской совет. Сначала он объявляет конкурс для желающих получить заказ на уборку города, потом выбирает самый оптимальный вариант. Собирать мусор нужно в определенном ритме, бесплатно предоставляя в распоряжение населения бочки. Для муниципалитета устранение мусора - занятие неприбыльное: сколько тратится на уборку улиц и зарплату сотрудникам «ведомства чистоты», столько же платит население за вывоз заполненных контейнеров. Но таков заведенный порядок, и, похоже, он устраивает всех.
На улицах Женевы муниципальная служба вторсырья расставила металлические контейнеры для битых и нестандартных бутылок, причем стекло сортируется по цвету: белое, зеленое, коричневое. Для этого на контейнерах имеются соответствующие надписи. Для отработанных батареек вокруг крупных магазинов и школ ставят «скворечники» - небольшие ящики. Подсчитано, что 80 % проданных в стране батареек вновь возвращаются жителям. Женевцы собирают и бытовой алюминий: крышки от молочных бутылок, оберточную фольгу от шоколада. В городе создана инициативная группа «Не растрачивай алюминий», которая печатает и распространяет листовки, призывающие граждан включиться в эту акцию.
С середины 80-х годов в условиях роста масштабов и темпов развития экономики и потребительской активности Япония стала свидетельницей резкого увеличения выбросов мусора почти до 450 млн. тонн ежегодно. Примерно 64 % этого мусора считается бесполезным, несмотря на то, что его можно использовать повторно. С увеличением как количества, так и разнообразия мусора выросли до предела и размеры различных участков для обезвреживания и окончательного удаления отходов. Концепция Министерства внешней торговли и промышленности об обществе без отходов (с нулевыми отходами) способствовала реализации двух начальных программ, призванных ознаменовать вступление японского общества в новую эру. В 1992 г. в стране начал действовать закон «О стимулировании использования вторичного сырья».Вторая программа - закон «О стимулировании сортировки при сборе и повторном использовании тары и упаковочных материалов», который вступил в действие в апреле 1997 г. Он должен способствовать эффективному использованию отходов за счет разграничения сфер ответственности. Потребители будут выбрасывать сортированный мусор, местные власти организуют сортировку при его сборе, а на предпринимателей ляжет ответственность за повторное использование тары и упаковочных материалов.
Для жителей 288 коммун Швеции становится довольно привычным делом сортировать мусор уже дома, под кухонной раковиной. Семья, живущая в отдельном доме, платит половинный тариф за вывоз мусора, если подписывает обязательство сортировать пластик, жесть, стекло и бумагу, а также компостировать органические отходы. Вредные отходы выносятся в специальном красном контейнере непосредственно перед сбором мусора. Сбор мусора производится раз в две недели машиной с автопогрузчиком, так что рабочим даже не нужно выходить из кабины. В многоквартирных домах сбор мусора происходит следующим образом. В мусорные контейнеры выкидывается все, кроме того, что положено нести в специальные емкости для жести, пластмассы и т.п. Вредные отходы относятся на специальные экологические станции, которые могут находиться, например, на бензоколонке. На станции размещают контейнеры зеленого и красного цвета для аккумуляторов и батареек. В контейнеры или шкафы светло-голубого цвета выбрасывают фотохимикаты, остатки краски, аэрозольные баллончики, использованное машинное масло, растворители и люминесцентные лампы.
Старые газеты забираются раз в неделю. Их собирают в пакеты и выставляют за дверь. В ряде мест располагаются специальные «газетосборники». Алюминиевые банки возвращаются в супермаркеты, за них там выплачивается залоговая стоимость. Стекло выбрасывается в специальные контейнеры белого и зеленого цвета, в которые выбрасывается соответственно прозрачное и зеленое стекло.
С 1990 г. правительство Великобритании проводит в жизнь общеевропейскую директиву: не менее 70 % пищевых пластиковых емкостей (бутылок, стаканов, пакетов, блистерных упаковок и др.) должно подвергаться переработке. Одна из последних директив правительства добиться к 2000 г. переработки всех производимых бытовых и промышленных отходов пластмасс. В сборе и переработке пластика задействовано более 100 компаний Великобритании. Опыт организации сбора алюминиевых банок в школе Mitchells House, Белфаст: учащиеся школы разработали один из наиболее полных проектов по сбору и утилизации алюминиевых банок в Великобритании. В школе ежегодно обучается около 70 человек, каждый из которых использует специальные мусорные корзины для сбора алюминиевых банок. Из числа учащихся назначается 10 человек, в обязанности которых входит очистка корзин, координация сбора банок, связь с жителями близлежащих домов, которые тоже вовлекаются в сбор банок. В случае, если у кого-то из местных жителей имеется достаточно большое количество алюминиевых банок, то учащиеся приезжают и забирают их. Первоначально сортировка банок осуществлялась непосредственно в здании школы, но позднее, когда объемы собираемого алюминия увеличились, школа стала отправлять банки в центр по переработке. Эта схема работает уже более 6 лет. Интерес учащихся увеличился после того, как они приняли участие в неделе охраны окружающей среды и в акции «CASH FOR CAN». Каждый школьник заработал на этом около 5 фунтов. Их энтузиазм сменился на коммерческий интерес: они собирают больше банок, чтобы больше заработать.
С начала 70х до конца 90х годов в России бытовых отходов стало в 4 раза больше. Это миллионы тонн. И произошло это по причине улучшения культуры упаковки и появления большого количество одноразовой упаковки. И по этому показателю мы почти догоняем Запад. Естественно, здесь есть над чем призадуматься городским властям наших городов. Проблема утилизации мусора стоит особо остро в больших городах, таких как Москва. Поэтому стоит проиллюстрировать, как она решалась и решается сейчас в городе №1 нашей страны. Как мы это уже показали, во всем мире она решается по-разному. Изобилует методами уничтожения и переработки мусора и Москва. До 1987 года самым популярным способом было захоронение отходов города на специальных полигонов под Москвой. К 1987 году таких полигонов насчитывалось под Москвой около пятидесяти общей площадью в несколько сот гектаров дефицитных земель. Хорошо, если непригодные для землепользования! В Истринском районе под полигон был отдан глиняный карьер, а в Одинцовском под полигон отдан вполне пригодный для земледелия участок в 7,5 га. Не всегда кучи мусора на этих полигонов надежно засыпаны почвой, и неприятные запахи и пожары становились нормой в таких местах. Также не всегда хорошо были защищены от загрязнения ядовитыми веществами грунтовые воды. Видя такое состояние на городских свалках отцы города в то время нашли другое решение этой проблеме - мусоросжигательные печи и переработка твердых отходов. Была разработана программа по комлексному сбору, перевозке и утилизации отходов Москвы и Подмосковья. В рамках этой программы намеревались построить свыше десяти крупных предприятий по переработке бытовых отходов, в частности в Мытищах, Люберцах, Одинцове. Отходы должны были сжигаться, а металлолом реализовываться через Вторчермет и Вторцветмет. Программа также включала в себя увеличение парка мусоровозов и контейнеров для их сбора. Предвидя возможные загрязнения атмосферы выбросами мусоросжигательных печей, также предусматривалась установка специальных фильтров и технологии сжигания, очищающая выбросы на 97-99%. Органические отходы города власти собирались вывозить в сельские хозяйства Подмосковья. По выполнению программы (2000 год) городские власти намеревались закрыть значительное количество мусорных полигонов.
Ситуация на сегодняшний день представляется следующей. С тех пор (1987 год) количество мусора увеличилось в два раза и составило 120 млрд. т. в год (учитывая промышленность). Сегодня Москва выбрасывает 10 млн. т. с промышленных отходов примерно по 1т на каждого жителя! Из них 40-50 % подвергается переработке (заслуга прежних властей), или сжигаются (гораздо большая часть всех отходов), еще 30-40 % вывозится, а еще около 10 оседает в черте города, где их уже около 3 млн. т. Количество свалок (мусорных полигонов) ни сколько не уменьшилось и по-прежнему составляет 50, каждая площадью от 3 до 5 га. Исследователи утверждают, что несанкционированные свалки приобрели неслыханный размах - даже в центре Москвы их 14 штук, и это не считая загородных. Мэрия видимо понимает опасность такого положения и пытается устранить ее путем еще большего увеличения числа крупных мусоросжигательных станций. 12 таких закупаются сейчас за рубежом. Известно, что стоят они немало и поэтому стоило бы сначала задуматься, а стоит ли их вообще закупать. В мире хорошо известны экологические издержки таких печей, а в экономическом плане они убыточны не только потому, что они стоят дорого, но и потому, что в них сжигается ценнейшее сырье, которое после переработки могло дать немалую прибыль городу. Но более простым властям кажется просто сжечь надоевший мусор, чем организовывать мероприятия по его переработке, что как мы видели выше дело хлопотное.
Сегодня, пожалуй, одним из немногих положительных примеров служит практика московского ООО «Энергоинжиниринг», которым создана замкнутая цепочка оборота банки из-под напитков: от сбора и переработки использованных банок до выпуска новой банки для разлива напитков. Все собранные банки идут в переработку, что особенно важно в целях экономии ресурсов. Конечный продукт переработки - брикет высокой плотности из лома алюминиевых банок из-под напитков, свободных от посторонних примесей. Брикеты дают минимальный угар даже при отсутствии специальных технологий переплава баночного лома. В базе данных поставщиков - сдатчиков банок числится более 250 юридических и физических лиц. Предприятие осуществляет прием банок у всех разливщиков напитков в банки, работает с 11 полигонами, с 23 парками г.Москвы и более чем с 50 приемными пунктами вторичных ресурсов.
Применительно к российским условиям вообще «Гринпис» предлагается в каждом городе с населением свыше двухсот тысяч человек создать муниципальное или коммерческое предприятие, которое бы занималось сбором и переработкой бытовых пластиковых отходов, составляющих около 10 % мусора городских свалок. В дополнение к этому оно может осуществлять сбор и переработку стеклобоя и нестандартной стеклотары. Предприятие включает транспортно-заготовительный участок, участок подготовки сырья и участок производства товаров народного потребления и стройматериалов. В более мелких населенных пунктах стоит создать небольшие участки сбора и переработки пластиковых отходов. Такие пункты могут действовать на основе самоокупаемости под патронажем экологической службы города или непосредственно в предприятиях, имеющих недозагруженные мощности по переработке пластмасс. В масштабе среднего города вторичного стекла с лихвой хватит и на бесперебойную работу небольшого завода по производству стеклотары, стеклоблоков или витражей. Известны технологии получения стеклянной облицовочной плитки. В любом случае затраты на сбор и переплавку готового стекла будут существенно меньше затрат на добычу, перевозку и плавку силикатного сырья, закупку соды, буры, поташа, пигментов и прочих стеклообразующих компонентов. Исследование вторичного пластика, выполненное кафедрой химии БелгГУ, показало, что его физико-химические свойства почти аналогичны свойствам основного товарного полимера. Стеклобой и тарное стекло имеют показатели качества, отвечающие ГОСТ 111-78 (стекло оконное) и другим техническим условиям на стекло разных марок. Зарубежный опыт однозначно свидетельствует: повторная переработка стекла приносит большую прибыль. Поэтому высокая эффективность переработки стекла принимается a priori, учитывая более низкую стоимость в России людских ресурсов, энергозатрат и транспортно-заготовительных расходов. Важно отметить, что стеклобой может быть предметом экспорта в страны ЕЭС. Что касается переработки пластика, который считается малорентабельным на западе, то было бы ошибочным экономику зарубежной переработки автоматически примерять к России, заранее предрекая ее невыгодность. Анализ показывает: цены на отечественные полимерные материалы вплотную приблизились к зарубежным, а подчас и опережают их. А вот затраты на сбор и переработку пластиковых отходов у нас будут в несколько раз ниже , если учесть фактическую разницу в заработной плате и стоимости энергоресурсов. Поэтому вторичная переработка пластиковых отходов может стать для отечественного бизнеса поистине золотым дном. Ясно также: для того, чтобы заработал цивилизованный экономический механизм, нужна поддержка на период становления и просто добрая воля со стороны городских властей. Организация производств, базирующихся на переработке вторичного сырья бытовых отходов даже в масштабе отдельного города (тем более - области) способна:
· сравнительно быстро себя окупить и приносить прибыль,
· улучшить экологическую и санитарно-гигиеническую обстановку в регионе,
· вдохнуть жизнь в простаивающие производства и обеспечить новые рабочие места,
· расширить ассортимент местных товаров широкого потребления.
В настоящее время появляются фирмы , которые могут обеспечить весь цикл переработки отходов: сбор, переработку, производство товаров. С ними местные власти заключают договора, в основе которых лежит обязательство фирмы собирать и перерабатывать некоторый процент отходов, чтобы они не попадали на свалку. Местная администрация, в свою очередь, предоставляет таким фирмам определенные льготы, типа «эксклюзивного» права на сбор отходов и продажу некоторых произведенных из них материалов на территории, находящейся под ее юрисдикцией. Такой вариант рассматривался и в Екатеринбурге: одна из Британских фирм изъявила желание поучаствовать в таком проекте, однако, судя по виденному, можно заключить, что идея не сдвинется с мертвой точки из-за финансовых проблем.
Сортировка отходов, к сожалению на данным этапе культурного развития населения возможна только на промышленных установках, то есть уже после сбора.
Члены известной международной организации «Гринпис» имеют свое мнение на правовой аспект проблемы МУСОРА, и более того активно навязывают свои взгляды властям многих стран. Особенно успешна их деятельность там, где в результате «зеленого бума» начала-середины 80-х годов, ее представители, получили возможность работать в парламентах, тем самым активно влияя на законодательный процесс. «Гринпис» не имеет пока какой-либо поддержки в Государственной Думе, и поэтому в частном порядке рекомендует законодателю, и, при том, в большей степени местным администрациям принимать нормативные акты, обязывающие проводить переработку или, по крайней мере, стимулирующие ее. К ним можно отнести следующее: законы об обязательной переработке части отходов; принятие законов, согласно которым каждый район/округ под угрозой прекращения финансирования из бюджета обязан к определенному сроку ввести переработку некоторой части отходов на своей территории; администрация может просто потребовать, чтобы все подчиненные ей организации покупали какой-то процент изготовленной из макулатуры бумаги и т.д.; введение предоплаты за ликвидацию мусора.
Информация о работе Проблема твердых бытовых отходов: история, пути решения, правовые аспекты