Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:37, реферат
Целью данной работы является: обеспечение людей соответствующей информацией по теме экология человека, что будет способствовать оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.
Для достижения данной цели нужно осветить следующий ряд задач:
дать определение экологии человека
определить как образ жизни и качество жизни населения отражают поставленную тему
определить какую роль играет здоровье населения в экологии человека
Введение………………………………………………………………………...…3
Взаимосвязь социальной экологии и экологии человека…………….4
Экология человека……………………………………………………...6
Антропоэкосистемы – объект исследований экологии человека…...7
Аксиомы экологии человека…………………………………………..9
Образ жизни и качество жизни населения…………………………..12
Образ жизни…………………………………………………………...17
Уровень и качество жизни……………………………………………19
Изучение здоровья населения в экологии человека………………...21
Изучение уровней общественного здоровья………………………...22
Факторы, определяющие уровень общественного здоровья………24
Экономическое развитие регионов и здоровье населения…………25
Общественное развитие и типы здоровья…………………………...26
Тип популяционного здоровья развитие и медицины……………...29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
9.Двоякое влияние факторов окружающей среды на людей. Следует выделить, что данная аксиома констатирует, что комплекс различных элементов окружающей среды в зависимости от их характеристик и сочетания может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на человеческие общности и на отдельных людей, на их физическое и психическое состояние, социальное благополучие, демографическое поведение.
10.Человек постоянно находится в поле влияния на него различных факторов риска. Эту аксиому можно сформулировать так: воздействие факторов окружающей среды на население может проявиться в изменении демографического поведения и состояния здоровья как непосредственно после контактов с фактором риска, так и через много лет и даже в следующих поколениях.
11.Социально-экономическое развитие – важный фактор формирования общественного здоровья. Данную аксиому можно определить так: высокий уровень социально-экономического развития обычно обеспечивает высокое качество здоровья подавляющего числа населения, но одновременно служит причиной накопления в человеческой общности лиц с тяжелыми недугами из-за устранения влияния естественного отбора.
12.Пределы роста численности людей на Земле обусловлены исчерпаемостью ее ресурсов.
13.Социально-политическое и экологическое сотрудничество между всеми странами – альтернатива глобальной катастрофе. Последняя аксиома гласит о следующем: отказ всех стран от «национального, экологического и экономического эгоизма» - путь предотвращения глобальной антропоэкологической катастрофы.5
II.Образ жизни и качество жизни населения
В начале третьего тысячелетия, в котором мы живем уже сейчас, перед всем человечеством как никогда остро встали глобальные проблемы социально-экологического характера. Сегодня окружающее нас пространство и внутренняя среда человека крепко скреплены и взаимосвязаны.
Последние медико-биологические исследования показали, что продолжающееся загрязнение окружающей среды привело к появлению новых заболеваний, увеличению числа врожденных уродств, повышению смертности и сокращению рождаемости, резкому сокращению активного и здорового периода жизни населения и, в конечном итоге, к заметному ухудшению генофонда любой нации.
Здоровье человека и биосферы надо всегда рассматривать в комплексе, как здоровье единого организма.
В настоящее время жизнь
людей последних поколений
Люди Земли знают, что здоровье – это бесценный дар, который преподнесла человеку природа. Разве может без него жизнь быть интересной и счастливой? Но как часто мы сами растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот восстановить его - очень трудно.
Какие же показатели качества жизни должны быть включены в перечень с точки зрения окружающей среды? В. Бобков и П. Масловский-Мстиславский предлагают следующие слагаемые: климат, погодные условия, характер застройки микрорайона, наличие магазинов с ассортиментом товаров, озелененность микрорайонов, чистота улиц, проездов и т. д., густота движения на улицах, уровень шума, несчастные случаи, чистота (загрязненность) воздуха и водных бассейнов, защищенность и страховка от пожаров, степень скученности людей в месте жительства, социальные проблемы микрорайонов (алкоголизм, наркомания и т. п.), отношения между группами людей (религиозными, политическими, этническими, расовыми, национальными, классовыми), соседи и отношения с ними, естественные блага для развлечений (прогулок, плавания, рыбной ловли), наличие клубов, спортивных и детских площадок, бассейнов, наличие храмов, общая удовлетворенность окружающей средой.
Качество жизни во многом зависит от потребления продуктов производства, а уровень производства во многом определяется профессиональным здоровьем и трудоспособностью населения. Неизлечимые болезни, трудопотери по состоянию здоровья увеличивают стоимость продукции, что, в свою очередь, приводит к ограничению затрат на утилизацию отходов производства, экологию. Такое ограничение влияет на здоровье населения, в том числе профессиональное. Круг замкнулся.
Также на качество жизни влияют аспекты такого нового направления, как видеоэкология.
Чтобы определить основные аспекты видеоэкологии, необходимо дать ее определение.
Видеоэкология - область знания о взаимодействии человека с окружающей видимой средой.
Автором данного научного направления, а также термина является Филин В.А.
Термин "видеоэкология" введен Филиным В.А. в 1989 году. Он состоит из двух слов: "видео" - все то, что человек видит с помощью органа зрения и "экология" - наука о разных аспектах взаимодействия человека с окружающей средой. Теоретической основой видеоэкологии является концепция об автоматии саккад.
В местах обитания человека произошло ухудшение визуальной среды, являющейся одним из важных компонентов его жизни. "Загрязнены" города, жилые и производственные помещения, транспорт, производственные процессы. "Загрязнителями" визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля, а также изобилие прямых линий, прямых углов и больших плоскостей. Все это составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью и к ухудшению нравственности.
Видеоэкология базируется на закономерностях зрительного восприятия. Глаз человека все время находится в движении, сканирует окружающую среду. Такая активность его называется саккадами. Саккады совершаются постоянно, помимо нашей воли, как с открытыми, так и с закрытыми глазами, как во время бодрствования, так и во время сна. На основании этих данных была сформулирована концепция об автоматии саккад. Это означает, что в преобладающем большинстве саккада является первичной, а то, что глаз увидит после саккады – вторичным. При этом после саккады глазу непременно нужно остановиться на каком-то элементе, иными словами, после саккады глаз должен за что-то «зацепиться». Как только это происходит, глаз успокаивается и амплитуда его саккад уменьшается до минимальных значений, число же саккад остается прежним. Через 2-3 секунды глаз еще раз сканирует окружающую среду несколькими саккадами и вновь останавливается на какой-либо детали, минимизируя амплитуду саккад.
Концепция об автоматии саккад является новым представлением о зрительном восприятии окружающей среды. С позиции новых знаний была проанализирована визуальная городская среда: выделены в ней поля, не соответствующие автоматии саккад и другим механизмам зрения.
Большую неприятность горожанам доставляют гомогенные и агрессивные видимые поля. Гомогенное поле представляет собой поверхность, на которой либо отсутствуют видимые элементы, либо их число минимально. Примерами гомогенных полей в городской среде являются глухие заборы, гладкие двери, панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие и крыши домов. В квартирах гомогенные поля начинаются с гладкой входной двери, продолжаются полированными стенками и шкафами и заканчиваются гладким пластиком на
кухне.
Агрессивное видимое поле – это поле, на котором рассредоточено большое число одних и тех же элементов. Такую среду создают многоэтажные здания с большим числом окон на стене, стены, облицованные кафельной плитой, кирпичная кладка с потайным швом, двери, обитые «вагонкой» и т. д.
В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения, такие, как автоматия саккад, бинокулярный аппарат, конвергенция, on- и off-системы и зрительные центры. В частности, в гомогенной среде нарушается обратная связь между сенсорным и двигательным аппаратами, так как после очередной саккады перепад освещенности на фоторецепторах глаза недостаточный.
Соответственно и в мозг после саккады идет минимальный импульс, недостаточный для надежного срабатывания обратной связи. Иными словами, произошло действие – саккада, но нет подтверждения этому действию, в результате чего зрительные центры и нервная система в целом оказываются в заблуждении. Это, в свою очередь, вызывает ощущение дискомфорта. Длительное пребывание человека в такой среде ведет к нарушению автоматии саккад.
Декор зданий – это не «архитектурные излишества», о чем так много написано в нашей литературе. Это необходимые функциональные элементы, составляющие основу визуальной среды. Без них невозможна полноценная работа глаз. Так же, как в воздухе должно содержаться достаточное количество кислорода, так и в видимой среде должно быть достаточное число элементов. Изобилие одних и тех же элементов в видимой среде – окон на стене большого дома, кафельных плиток или реек – можно сказать, «вырубает» полностью такой мощный сенсорный канал, каким является зрительный анализатор, так как глаз просто «не знает», какой конкретно элемент он фиксирует. Ничего подобного не бывает в естественной среде. В природе, если глаз смотрит на что-то, то он «знает», на что. Зрительный аппарат в этом случае правильно оценивает окружающую обстановку, а сам человек правильно оценивает действительность и соответственно легко и быстро ориентируется в ней.
Для предотвращения негативных последствий и создания комфортной визуальной среды необходимо осуществление следующих мероприятий по ее охране: картографирование распространения данного процесса на землях города; экспертиза проектов нового строительства на предмет их соответствия принципам видеоэкологии; совершенствование цветовой гаммы городской среды (озеленение, окраска, подсветка); восстановление памятников архитектуры.6
1.Образ жизни
При рассмотрении различных антропоэкосистем важное место принадлежит характеристике образа жизни, то есть совокупности типичных «видов жизнедеятельности человеческих общностей. Образ жизни всегда осматривают в единстве с условиями жизни. В повседневном общении и в литературе понятие «образ жизни» используют применительно к отельным людям, отдельным группам людей и обществу в целом.
Понятие «образ жизни» позволяет комплексно, во взаимосвязи рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, общественную активность, политические пристрастия, культуру, условия социализации, отношение к своему и чужому здоровью, мотивы того или иного демографического поведения. При этом необходимо учитывать, что процессы жизнедеятельности в принципе направлены на благо самого человека и окружающих, но некоторые люди совершают действия и поступки, которые оказывают негативное влияние как на самого индивидуума, их совершающего, так зачастую и на близких ему лиц. К числу таких действий относятся алкоголизм, наркомания, токсикомания, хулиганство.
Для того чтобы по-настоящему понять образ жизни той или иной человеческой общности, необходимо рассмотреть многие стороны ее повседневного существования — язык, верования, социальные установки, ценности, манеру поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, варианты использования свободного времени, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп.
Представление об образе жизни той или иной группы населения позволяет выявить устойчивые черты, признаки жизни и деятельности людей, обусловленные их социально-классовой принадлежностью, родом занятий, региональными, культурными или возрастными особенностями. Иногда для характеристики индивидуальных (социально-психологических, нравственных и эстетических) особенностей образа жизни личности или групп людей применяют понятие «стиль жизни».
Формирование того или
иного образа жизни внутри какой-либо
общности может быть результатом
распространения определенного
индивидуального или группового
стиля поведения и общения, который
закрепляется потом традициями, обычаями
и социальными институтами, расширяется
в виде образцов поведения и форм
общения до уровня традиционного
образа жизни той или иной общественной
группы, общества в целом. Образ жизни
может быть рассмотрен как проявление
и результат социально-
Образ жизни предполагает выявление реального содержания социального и культурного «качества жизни» — потребностей, интересов, стимулов деятельности людей, входящих в ту или иную общность. Огромную роль играют действующие традиции, нравы, обычаи, принятые обществом правила поведения, образцы общежития. Специфику повседневной жизни людей, ее духовно-нравственный климат и психологическую атмосферу обусловливают также системы социально-политических, познавательных, нравственных, эстетических и др. ценностей.
Подробно исследуются социологами, демографами, экономистами и другими специалистами городской и сельский образ жизни, образ жизни молодежи, женщин, пенсионеров. Кроме того, категория образа жизни активно используется в сравнительном анализе различных в основном замкнутых социальных структур. Можно говорить о специфическом образе жизни таежных охотников и степных земледельцев, рабочих крупных и мелких предприятий, предпринимателей и торговцев, горожан и фермеров и т.д.7
2.Уровень и качество жизни
Образ жизни неразрывно связан с уровнем и качеством жизни. Уровень жизни — интегральный показатель, характеризующий потребление населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах в определенный момент развития общества. Уровень жизни отражает благосостояние населения, благополучие как общества в целом, так и отдельного человека. Он характеризуется системой количественных и качественных показателей: объемом реальных доходов на душу населения, уровнем и структурой потребления продовольствия, товаров и услуг, уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, размером квартплаты, коммунальных платежей, налоговых выплат, транспортных расходов, социальных выплат, продолжительностью рабочего времени, жилищно-бытовыми условиями, возможностью пользоваться общедоступными благами, уровне образования, медицинского обслуживания, средней продолжительностью жизни, удельным весом населения, находящегося за чертой бедности. Уровень жизни определяется специальными методиками и технологиями, учитывающими указанные показатели в комплексе. При получении реальной картины уровня жизни принято считать стоимость так называемой «потребительской корзины», включающей набор основных благ и услуг жизненно необходимых для удовлетворения потребностей человека.
Информация о работе Проблемное поле экологии: Изучение здоровья населения в экологии человека