Психологические проблемы леворуких детей в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 14:56, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – определить методические условия, а также разработать методы и приемы преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении их в школе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….…...3
1 Природа леворукости: гипотезы и теории…………...…………………….……….. 6
2 Психологические особенности леворуких детей …………..…………….............… 12
3 Школьные проблемы левшей……….…………………………………….………….17
4 Проблемы, связанные с переучиванием…………………………………………......21
5 Как подготовить леворукого ребенка к школе…………………………………...…25
Заключение……………………………………………………………………….……..29
Глоссарий……………………………………………………………………….……….31
Список использованных источников…………………………………………...……..32
Приложение А………………………………………………………………….……….33

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2010.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Филиал   Петрозаводский  

Курсовая  работа

 

по дисциплине_Психология развития и возрастная психология 

Тема: Психологические проблемы леворуких детей в школе.

Выполнил студент:_Игнатович Сергей Валерьевич

                              фамилия, имя, отчество

 № контракта 08000060701027

Направление психология

№ группы  ЗП-609-08

Подпись студента ____________    Дата сдачи работы  «20»  января 2010г.

Курсовая работа к аттестации допущена

Нормоконтролер    Пронько Наталья Анатольевна  _________________

                     ф.и.о.        подпись

                       «20»  января   2010г.

Работа принята   для передачи на аттестацию

    ф.и.о. ответственного лица                                     подпись

  «____»_____________201__г.

 Оценка________ Преподаватель-экзаменатор АЦ __________    ______________

                                                           подпись

 «___» _________201  г. 

 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Филиал   Петрозаводский  

Задание на курсовую работу

 

  по дисциплине   Психология развития и возрастная психология

           Студента(ки) Игнатовича Сергея Валерьевича

           фамилия, имя, отчество 

  № контракта 08000060701027 группа ЗП-609-08направление  Психология

Тема     Психологическая сущность игры дошкольника.

Срок сдачи  курсовой работы:____________________________________________

Краткое содержание работы:           Введение 1. Природа леворукости: гипотезы и теории 2. Психологические особенности леворуких детей 3. Школьные проблемы левшей 4. Проблемы, связанные с переучиванием 5. Как подготовить леворукого ребенка к школе; Заключение; Глоссарий; Список использованных источников. Приложения. 

4. Дата выдачи  темы   ____20 июня 2008 года

Задание выдано        Н.А.Пронько

                     ф.и.о. ответственного лица        подпись 

       20 июня 2008 года 
 
 
 

 

      

      Оглавление

Введение………………………………………………………………………….….…...3

1 Природа леворукости: гипотезы и теории…………...…………………….……….. 6 
2 Психологические особенности леворуких детей …………..…………….............… 12 
3 Школьные проблемы левшей……….…………………………………….………….17

4 Проблемы, связанные  с переучиванием…………………………………………......21

5 Как подготовить леворукого ребенка к школе…………………………………...…25 
Заключение……………………………………………………………………….……..29

Глоссарий……………………………………………………………………….……….31

Список использованных источников…………………………………………...……..32

Приложение А………………………………………………………………….……….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     На  протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными  особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и другим «белым воронам» зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным. О леворуких мы знаем много и... почти ничего. Существуют легенды о фантастических способностях и даже гениальности леворуких. Но это лишь легенды. Столь же бездоказательными оказываются при тщательном анализе и сведения о леворукости как патологии. «Следы» такого отношения остались во многих языках. Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода. "Левый товар" - товар, проданный налево, т. е. незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный.  Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др.

     В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках. 
     Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей "праворуким" большинством. 
     К счастью, в наше время, когда ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" приобретает менее жесткие рамки, люди становятся более терпимы к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения. Если раньше левшей в школе старались переучивать, «подгонять» их под праворукий класс (и учителя), то в настоящее время всем педагогам известно, что не только не надо переделывать природу, но и то, что к леворуким детям должен применяться индивидуальный подход и даже использоваться другие методы обучения, более естественные для них и поэтому более эффективные. При обучении в школе самой важной представляется характеристика ведущей руки, так как одним из сложнейших видов деятельности, которые предстоит освоить ребенку, является письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости, однако нельзя игнорировать другие виды ассиметрий, т. к. они также могут влиять на успешность обучения детей.
Отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали. Так, например, имеются данные, позволяющие предположить , что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие. Возможно, поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

     Во  многих странах уже с начала XX века не только не переучивают леворуких, но и стараются создать все условия для их нормальной жизни. Казалось бы, мелочь — ножницы или швейная машинка для леворуких, однако это не просто облегчает им работу, но свидетельствует о внимании общества к нуждам каждого человека. У нас пока нет четкого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Еще не открыты загадки ее происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижения умственных и физических способностей.

     Все реже встречаются семьи, где ребенка  переучивают родители. Однако нередко упорствуют бабушки и дедушки. Я остановлюсь на проблеме переучивания отдельно. 
 Главное, что следует понимать и помнить — переучивание может не только создать трудности в сегодняшней жизни подрастающего человека, но и стать проблемой на долгие годы. В данное время важность обозрения проблемы леворукости основана на постоянно растущем числе леворуких школьников.

           Итак, тема моего исследования „ Психологические проблемы леворуких детей в школе ” – является достаточно актуальной с точки зрения усовершенствования педагогического процесса обучения и воспитания в начальной школе.

     В процессе работы над темой была сформулирована проблема: „Каковы методические условия  преодоления дезадаптации леворуких  детей при обучении их в школе?”

     Объектом  исследования является факт трудностей, возникающих у левшей при обучении в школе.

     Предмет – методы и приемы, условия преодоления  дезадаптации леворуких детей при  обучении в школе.

     Из  вышеизложеного следует цель курсовой работы – определить методические условия, а также разработать  методы и приемы преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении их в школе.

      Поставлены и реализованы следующие задачи:

  1. провести ретроспективный анализ проблемы;
  2. раскрыть различные теории о происождении леворукости:;
  3. осветить психофизиологические основы возникновкения леворукости;
  4. описать проблемы леворуких детей в школе и аспекты связанные с переучиванием;

     Методы, которые использовались для изучения проблемы:

  1. теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта);
  2. эмпирические (наблюдение, тестирование, математическая обработка данных).

     Курсовая  работа состоит из введения, пяти глав, заключения, глоссария, списка источников литературы и приложений. 
 
 

      1 Природа леворукости:  гипотезы и теории

           Попытки объяснить  леворукость имеют долгую историю. Уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, но не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о леворукости мы находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина “из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо”, т. е. леворукие были ловкими, меткими, умелыми войнами. 
Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на 2 группы: 
– различные генетические варианты;

– воздействие  среды на развитие ребёнка до и после рождения.

           Чаще встречается  генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы  передачи этого признака, но установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семье, в которой левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей не может быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием.

      А. Субирана сказал: «Левши были созданы с целью опровергнуть все концепции, которые превалировали... в связи с патологией и физиологией двух полушарий»1 Компенсаторное левшество связано с каким-либо поражением мозга, чаще его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребёнка соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, при письме. У ребёнка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики. Но левшество - не причина нарушений, а следствие одних и тех же причин.

      Отдельно  следует рассматривать псевдолеворукость. К определённому возрасту (4-5 лет) у ребёнка какое-то полушарие формируется, как доминантное по отношению к данной руке. Но такая особенность мозга, как пренатальная или перинатальная недостаточность стволовых образований мозга, приводит к атипии психического развития, которая, в свою очередь не даёт формироваться межполушарному взаимодействию, ни специализации полушарий. Таким образом у детей с атипией психического развития не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук. 
Кроме перечисленного, возможно развитие у детей так называемого “скрытого левшества”, то есть смена доминирующего полушария. Момент смены является критическим периодом, когда основные функции ЦНС равномерно распределены между полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей условно называют “психическими” или “скрытыми” левшами - их признак левшества не связан с доминированием левой руки. 
 Известный специалист М.М. Безруких говорит : «Многие гипотезы объясняют, почему человек праворук, рассматривая леворукость как исключение. Согласно одной из них праворукость — следствие асимметричного расположения внутренних органов. Они смещают центр тяжести тела вправо, и поэтому необходим упор на левую ногу, чтобы удержать равновесие. Свободнее при этом правая рука, она и тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения точными. Другая гипотеза, так называемая теория щита и меча, объясняет праворукость необходимостью защищать сердце во время сражений. Воин держал щит левой (пассивной) рукой, а оружие — правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество. Но почему тогда есть леворукие женщины? Согласно третьей гипотезе «виновницей» леворукости младенца является его мама. Она обычно носит его на левой руке, прижимая к себе. Левая рука ребенка при этом более свободна, что и обеспечивает ей лучшее развитие. Но тогда леворуких должно быть большинство, однако это не так.

Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе