Психологические проблемы леворуких детей в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 14:56, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – определить методические условия, а также разработать методы и приемы преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении их в школе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….…...3
1 Природа леворукости: гипотезы и теории…………...…………………….……….. 6
2 Психологические особенности леворуких детей …………..…………….............… 12
3 Школьные проблемы левшей……….…………………………………….………….17
4 Проблемы, связанные с переучиванием…………………………………………......21
5 Как подготовить леворукого ребенка к школе…………………………………...…25
Заключение……………………………………………………………………….……..29
Глоссарий……………………………………………………………………….……….31
Список использованных источников…………………………………………...……..32
Приложение А………………………………………………………………….……….33

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2010.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

Многие  исследователи выделяли в качестве причины леворукости условия  воспитания, требования среды. Причем влияния среды могут сильно различаться, но традиционное соотношение леворуких  и праворуких мало зависит от условий  жизни людей. Однако вариант социальных влияний при возникновении леворукости мы не можем исключить полностью». 2

 В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости лежит комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.

      Мнения  ученых о том, как и почему возникает  леворукость, не только различны, но и  противоречивы. Несмотря на значительное число работ, посвященных этой проблеме, нельзя сказать, что она полностью  изучена и что есть четкие, доказательные  подтверждения какой-либо одной гипотезы. Среди них есть курьезные и серьезные, никогда и никем не доказанные предположения и оказанные многолетними исследованиями.

      Ученый - Виген Геодакян, говорит о левше так: «Левши - это тоже экспериментальный отряд, аналог мужского пола, только на культурном уровне. То, что происходит на генном уровне, абсолютно то же самое делают левши на культурном, ментальном уровне.»3

      Многие  гипотезы прошлого века объясняют преимущественное владение правой рукой, а леворукость рассматривают как исключение.

      Согласно  одной из таких гипотез, праворукость объясняется асимметричным расположением  внутренних органов, которые смещают  центр тяжести тела вправо. Необходимый  упор на левую ногу делает более  свободной правую руку, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения - точными. 
 Еще более популярной была так называемая теория щита и меча, по которой щит во время сражений должен защищать сердце и поэтому воин держит щит левой (пассивной) рукой, а оружие держит в правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество.

      Конечно, мы можем улыбнуться сейчас наивности, бездоказательности и противоречивости этих гипотез, однако пока не будем  полностью перечеркивать возможность  влияния различных факторов внешней среды на формирование леворукости. 
 Многие исследователи выделяют социальные факторы и прежде всего условия воспитания как причину возникновения леворукости, апеллируя при этом к Платону, который считал: "Руками своими пользуемся мы как калек, и покалечила нас глупость матерей и нянек; равновесие, которое природа соблюдает, создавая наши конечности, мы разрушаем скверной привычкой".

      Одной из первых теорий возникновения леворукости  была социальная теория английского  ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом привычки, влияния социальных условий среды (почти теория щита и меча!). Однако Джексон не считал, что такая "натренированная" привычка работать левой рукой передается из поколения в поколение.

      Можем ли мы оспорить это мнение? Безусловно, чисто социальный фактор происхождения леворукости легко оспорить, так как многолетние исследования леворукости в разных странах и на разных континентах доказали - процентное соотношение леворуких и праворуких людей в человеческом сообществе не изменяется. Вряд ли это было бы возможно при столь сильном влиянии среды. Однако мы не можем и полностью отвергать такое влияние.

           Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в  силу биологических причин, становятся левшами. Наиболее частыми причинами такой леворукости (иногда называемой вынужденной) являются травмы правой руки (переломы, вывихи, растяжения связок), перенесенные в раннем детстве. Представьте себе полутора-двухлетнего малыша с переломом руки. С одной стороны, это возраст очень активных движений руками, интенсивного формирования слаженности, точности, с другой - попытки что-то нарисовать, сложить кубики, пирамидку, но правая рука больна, недееспособна, и невольно более активной становится левая рука. Если этот период длится недолго, то нет оснований для беспокойства, но совсем нередко бывает несколько травм подряд, и вот тогда внешние условия среды берут свое. Левой рукой ребенку становится работать удобнее, чем правой, и так возникает вынужденное левшество. Есть вынужденные левши среди детей с последствиями ДЦП. Нарушения нервно-мышечной регуляции и мышечного тонуса справа делают более удобными движения левой рукой. Левая рука больше тренируется, лучше развивается. 
 Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже невынужденного левшества. Дело в том, что деятельность ребенка формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Так возникает "ненасильственное" переучивание и многие левши в окружении дравшей тоже начинают более активно действовать правой рукой. 
 Нельзя исключить возможность обратной ситуации, когда праворукий ребенок оказывается в леворукой среде - у него могут быть леворукие папа или мама, бабушка или дедушка, брат или сестра. А самое главное - в семье никто не удивится еще одному левше, да и сам он будет считать себя левшой, разве только он будет не очень умелым. Следует заметить, что случаи вынужденной смены руки, как правило, сопровождаются невротическими и эмоциональными нарушениями, а также координационным дискомфортом, трудностями освоения сложных двигательных навыков.

      Тесная  связь рукости и функциональной организации мозга не позволяет  нам согласиться с главным  выводом С. Джексона: если под влиянием среды можно сформировать определенный вариант предпочтения руки (правой или левой), то нужно тренировать обе руки равномерно. Стремление натренировать обе руки - голубая мечта спортивных тренеров. Увы, она оказывается недостижимой: и если у фехтовальщика или теннисиста ведущая рука - правая, он и работает правой рукой, а левша - левой именно потому, что у правши и левши свой специфический характер функционирования мозга.

      Итак, внешняя среда может оказывать  влияние и при определенных условиях приводить к формированию леворукости. Но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что рукость  сложным образом связана с  деятельностью мозга.

      Итак, мы пока не знаем, почему у большинства людей более ловкой, сильной и точной оказывается правая рука и почему только часть - их зеркальное отражение. 
Мы также не знаем, почему число левшей не уменьшается и не увеличивается, какие факторы определили столь высокую стабильность соотношения левшей и правшей вне зависимости от пространства и времени, а значит, мы еще далеки от разгадки тайны происхождения леворукости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Психологические особенности леворуких детей

      Изучение  особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего разграничим понятия "леворукость" и "левшество".       Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во время деятельности, например во время занятий спортом. Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п.

      Теперь  перейдем к вопросу о причинах леворукости.  

      Чаще  всего встречается так называемое генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

      Второй  вид - это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

      У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.

      Третий  вид - это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.     

      Отдельно  следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей. Зачастую, через несколько занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.

     Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки. Таким образом, можно с большой долей вероятности говорить о том, что само становление многих психический функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально.4

     Итак, мы еще раз убедились, что категория "леворукие дети" совсем не однородна  и любые стереотипы восприятия могут  загородить от нас реального ребенка  с его совершенно индивидуальными особенностями. Таким образом, встает вопрос о правомерности и необходимости изучения левшей как таковых. Думаю, что большинство согласиться с тем, что феномен левшества изучать нужно, однако необходимо учитывать многогранность этого вопроса.      

      В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.  

    Первый  основан на том, что показатели поведения  и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности.

     Второй  подход утверждает равенство способностей правшей и левшей. 
        Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей). Правильность этого подхода можно продемонстрировать, приведя целый список великих левшей, среди которых будут римские императоры Тиберий и Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученые Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Льюис Кэррол, актер Чарли Чаплин, наконец, президент США У. Клинтон и многие другие. 
       Я думаю, что все три взгляда на способности левшей имеют право на существование, тем более, что по сути они соответствуют основным концепциям возникновения левшества, а следовательно, не противоречат, а дополняют друг друга. К тому же отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали. Так, например, имеются данные, позволяющие предположить, что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие. Возможно поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе