Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 14:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить методические условия, а также разработать методы и приемы преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении их в школе.
Введение………………………………………………………………………….….…...3
1 Природа леворукости: гипотезы и теории…………...…………………….……….. 6
2 Психологические особенности леворуких детей …………..…………….............… 12
3 Школьные проблемы левшей……….…………………………………….………….17
4 Проблемы, связанные с переучиванием…………………………………………......21
5 Как подготовить леворукого ребенка к школе…………………………………...…25
Заключение……………………………………………………………………….……..29
Глоссарий……………………………………………………………………….……….31
Список использованных источников…………………………………………...……..32
Приложение А………………………………………………………………….……….33
Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. Замечается это, когда ребенок начинает больше рисовать, учится писать, более активно действует одной из рук. Быстро замечают леворукость малыша в семьях, где это наследственное явление. Чаще всего именно в этих семьях тревожатся, что появился еще один левша; именно там стараются переучить ребенка еще до школы. Чем руководствуются в этом случае родители? Скорее всего, хотят оградить своего ребенка от тех трудностей, с которыми столкнулись сами в школе.
Бывает и так, что о леворукости ребенка не знают ни учитель, ни родители. И долго бьются, не понимая, почему дела с письмом не ладятся, — пока не догадаются посоветоваться со специалистами. Вопрос о “смене руки” может положительно решаться только в том случае, если ребенка переучивали и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе, не начинал систематически писать. Или, в крайних случаях, в самые первые школьные дни!
Все вышесказанное,
на мой взгляд, убеждает в том, что
нельзя пытаться изменить природу так,
как удобно учителям и родителям.
Вероятно, в этой ситуации лучший выход
- приспособиться к особенностям леворукого
ребенка самим и помочь ему адаптироваться
в правоориентированном мире.
5 Как подготовить леворукого ребенка к школе
Очень важно определить ведущую руку у ребенка до школы. Тестировать детей надо с 2-х летнего возраста. Леворукие дети имеют иногда затруднения при научении чтению, так как видят мир в зеркальном отражении. Это свидетельство об акценте другого полушария. При правильной подготовке к школе трудностей не должно возникать.
Хотелось бы напомнить тезис известного русского психолога Л.С. Выготского: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка, возможно, только тому, чему он уже способен обучаться». Мы должны уметь определять «низкий порог обучения», тот уровень функционального и психического развития, без которого обучение невозможно, так как «обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бессмысленно, как обучать его тому, что он умеет самостоятельно делать».9
Еще раз напомним: все дети — разные, каждый имеет свои индивидуальные особенности развития, а значит, подготовку к школе нужно вести с учетом этих особенностей.
Если же леворукий ребенок нормально рос и развивался, если его не переучивали (ни дома, ни в детском саду), то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребенку. Главное, родители должны учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливыми и добрыми, уметь помочь ему преодолеть неизбежно возникающие трудности, не делая из них трагедии, просто должны уметь понять своего ребенка. Особое значение надо придавать предварительной диагностике степени левшества ребенка. От ее результатов и от терпеливого и дружеского поведения учителей и родителей во многом зависит выбор руки для письма.
В
первые недели в школе леворуким детям
еще труднее, чем остальным, потому что
для них характерны повышенная эмоциональность
и впечатлительность. Кроме того, высокий
уровень тревожности сочетается у леворуких
детей с возбудимостью, чувствительностью,
неуверенностью в себе, ответственностью,
добросовестностью, а также хорошим пониманием
социальных нормативов. Необходимо подчеркнуть,
что леворукие дети ориентированы на общение.
Именно общение со сверстниками служит
для них источником положительного эмоционального
подкрепления, в котором эти дети очень
нуждаются.
Существуют нейрокоррекционные программы
в психологических центрах, есть и лечебные
комплексы для гармонизации работы полушарий
мозга. До 9-10 лет надо пройти программу,
так как в 10 лет заканчивается формирование
затылочных сегментов мозга. Особые трудности у
леворуких детей вызывает обучение письму.
Основная из них связана с тем, что русское
письмо основано на звуко-буквенном анализе,
тогда как большинство левшей более склонно
к формированию целостных образов слов
и с трудом проводят послоговой и побуквенный
анализ слова. Как же помочь леворукому
ребенку овладеть такой наукой, как побуквенное,
слева направо, письмо?
Прежде всего не стоит требовать от ребенка, пишущего левой рукой, безотрывного письма. Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, а левое. Тетрадь или лист бумаги нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
Зеркальное
письмо, часто встречающееся и
у праворуких, и у не переученных
леворуких детей, обычно исчезает к
8-10 годам, когда окончательно формируются
стабильные связи между полушариями.
До этого возраста одним из факторов,
провоцирующих зеркальное письмо, является
неустойчивое доминирование одного из
полушарий и попытки правого полушария
взять контроль над пишущей рукой. При
этом нет необходимости в специальных
прописях для леворуких, которыми бы они
пользовались на уроках. Скорее возникает
необходимость в совершенствовании взаимодействия
обоих рук и согласованности действий
между ними. А в этом помогут специальные
упражнения и развивающие занятия с психологом.
Однако, если леворукого ребенка насильно
переучивали, то процесс отзеркаливания
букв при письме, а также зеркальное рисование
может продолжаться дольше, так как "новая
ведущая", но более слабая, рука начинает
отзеркаливать движения руки от природы
более сильной. Причем, зеркально написанный
текст без особого труда читается ребенком.
Многие переученные левши на всю жизнь
сохраняют способность писать зеркальные
тексты.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
Заключение
Таким образом, в этой курсовой работе я попытался раскрыть важность вопроса существования психологических проблем леворуких детей в школе, решения проблем связанных с психологическими особенностями леворуких детей, с переучиванием, и подготовкой леворуких детей к школе.
В реальной жизни левшам в праворуком мире живется совсем не сладко. Ведь бытовая техника, приборы, станки, пульты управления, «праворукая» мышка для компьютера, обычные часы, даже дверные ручки рассчитаны на праворуких людей. Преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его мозга. Заставляя леворукого ребенка работать правой рукой, мы пытаемся изменить не только характер предпочтения руки, но и переделать его биологическую природу. А значит, рискуем вызвать серьезные нарушения здоровья ребенка.
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии.
Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, приучая всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались вполне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка.
Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям — для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.
Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое - преимущественное владение рукой зависит не от "хотения" ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только "ведущую" руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.
При подготовке леворукого ребенка к школе для успешной его адаптации необходимо учитывать три направления работы, которые выражаются в пропедевтической, развивающей и коррекционной помощи со стороны родителей, педагогов, воспитателей, школьного психолога и логопеда. Только при такой многоуровневой и всесторонней помощи наш леворукий ребенок сможет успешно адаптироваться в школьную среду.
Закончить
мне хочется словами М.М. Безруких: «Ваш
ребенок нуждается в особом внимании и
подходе, но не потому, что он леворукий,
а потому, что каждый ребенок уникален
и неповторим».10
Глоссарий
№ п\п | Новое понятие | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 |
Амбидекстр |
индивид, одинаково успешно владеющий левой и правой руками, без выраженного доминирования одной из них |
2 |
Амбисинистр |
индивид, которому одинаково сложно владеть левой и правой руками, без выраженного доминирования одной из них |
3 |
Атипия психического развития | одна из особенностей лиц с наличием фактора левшества |
4 |
Глазодоминантность |
преимущественное доминирование левого или правого глаза при восприятии простейших стимулов |
5 |
Доминантное полушарие |
полушарие большого мозга, обеспечивающее функцию речи и контроль за действием предпочтительно используемой руки |
6 |
Леворукость |
функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер |
7 |
Левшество |
комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга |
8 |
Латерализация |
процесс перераспределения функций психических между левым и правым полушариями мозга головного, происходящий в онтогенезе |
9 |
Преобладающая рука |
признак, возникающий из-за неодинакового развития моторных навыков между левой и правой руками |
10 |
Смешанное преобладание | редкий тип преобладания, при котором различные задачи лучше выполняются разными руками |
Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе