Развитие информационных технологий в управлении городским (муниципальным) хозяйством

Автор работы: v*******@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание

При возникновении чрезвычайных ситуаций необходима оперативная и достоверная информация для их быстрого и успешного устранения аварийными службами. При строительстве новых сооружений необходима информация о геологии и топографии застраиваемой местности, наличии инженерных коммуникаций и возможности их эксплуатации с учетом возрастающих мощностей. Для успешного решения хозяйственных проблем необходимо также иметь информацию об экологическом состоянии города.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Описание стандарта……………………………………………………………………...........5
Исходная ситуация………………………………………………………………...6
Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта………………………6
Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта………………………………………………….....7
Факторы успешного внедрения стандарта……………………………………….8
Проблемы внедрения стандарта и пути их решения…………………………….9
Затраты на внедрение стандарта…………………………………………………10
Полученные результаты………………………………………………………….10
Литература……………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа мо ОМХ.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра государственного и муниципального управления 
 

Специальность: Государственное  и Муниципальное Управление

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Основы муниципального хозяйства»

Тема: «Развитие информационных технологий в управлении городским (муниципальным) хозяйством» 
 
 

Исполнитель:

Студентка 3 курса  группа 3-1 Мащиц Дарья Сергеевна

Проверил:

Стадолин М.Е. 
 

Москва 2010

Содержание

 
  1. Введение……………………………………………………………………………2
  2. Описание стандарта……………………………………………………………………...........5
  3. Исходная ситуация………………………………………………………………...6
  4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта………………………6
  5. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта………………………………………………….....7
  6. Факторы успешного внедрения стандарта……………………………………….8
  7. Проблемы внедрения стандарта и пути их решения…………………………….9
  8. Затраты на внедрение стандарта…………………………………………………10
  9. Полученные результаты………………………………………………………….10
  10. Литература………………………………………………………………………...18

Введение

 

В последние  десятилетия мир переживает переход  от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит кардинальное изменение способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. Постоянно увеличивающееся количество информации ведет к ситуации, когда увеличение штата сотрудников, обрабатывающих информацию, приводит только к нарастанию информационного потока и информационной неразберихи. Единственным выходом в такой ситуации является качественно новый подход к обработке информации с применением последних достижений информатики и телекоммуникационных технологий. Главными факторами в таком подходе можно назвать объединение информационных потоков и разграничение доступа к информации.

Опережающее развитие информационных технологий является одной из наиболее ярко выраженных тенденций мировой экономики в последние два десятилетия. Информационные технологии будут одним из основных ресурсов развития и в наступившем столетии. Внедрение информационных (цифровых) технологий во все сферы экономики и общественной жизни создает возможности для многократного роста производительности и эффективности труда, кардинальным образом меняет механизмы функционирования многих институтов, в том числе государства и органов местного самоуправления. Управление городом представляет собой сферу, где влияние случайных субъективных факторов на ход процесса очень велико. Принимаемые решения иногда сказываются через некоторое время и оказывают для города экономический ущерб и потери. Поэтому руководству муниципального образования, особенно в режиме жесткой экономии финансовых средств, необходимо иметь полную достоверную информацию для принятия решений и иметь инструмент для прогнозирования и выработки стратегических долгосрочных решений. 

В первую очередь, необходима информация о наличии  всех ресурсов (финансовых, природных, трудовых и т.д.). Такая информация создается на уровне низовых звеньях управленческой структуры (отделах, комитетах). При управлении городским хозяйством всегда возникает множество проблем, связанных с постоянным изменением объектов города. Для более эффективного решения задач управления муниципальным хозяйством, обеспечения его социального развития, проектирования и строительства природоохранных мероприятий, эксплуатации наземных и подземных инженерных сооружений в условиях перехода на новые экономические методы подготовки и принятия решений, появления рынка земли, рынка сырья и рынка недвижимости, постоянно требуется информация о фактическом состоянии природных и техногенных ресурсах города.

При возникновении  чрезвычайных ситуаций необходима оперативная  и достоверная информация для их быстрого и успешного устранения аварийными службами. При строительстве новых сооружений необходима информация о геологии и топографии застраиваемой местности, наличии инженерных коммуникаций и возможности их эксплуатации с учетом возрастающих мощностей. Для успешного решения хозяйственных проблем необходимо также иметь информацию об экологическом состоянии города. Эти и другие проблемы в настоящее время решаются разрозненно и ведутся не скоординировано различными организациями городского хозяйства. 
 

Внедрение информационных технологий в практику муниципального управления (на примере  г. Дзержинск, Московская область)

1. Описание стандарта

     Современные условия требуют высокого уровня информатизации среды муниципального образования и муниципального управления в частности. В каждом муниципальном  образовании должен присутствовать минимальный набор информационных атрибутов эффективного управления – муниципальный сайт, местная сеть радио- и телевещания, газета. Муниципальное управление должно быть в значительной степени автоматизировано (ведение электронного документооборота, информационных баз данных). Для этого необходимо поддерживать достаточно высокий уровень подготовки и технической обеспеченности сотрудников администрации.

     Внедрение информационных технологий (ИТ) в практику муниципального управления состоит  в повсеместном их использовании  для решения оперативных, тактических  и стратегических задач развития муниципального образования в рамках единого информационного пространства. Под «единым информационным пространством» подразумевается использование различными структурами муниципальной администрации в своей работе единых муниципальных баз данных (населения, юридических лиц, недвижимости, земельных участков, цифровой карты города и т.п.), стандартов и классификаторов.

     Необходимым этапом внедрения ИТ и единого  информационного пространства является разработка регламентов, определяющих информационное взаимодействие между структурами, ведущими базы данных, и структурами, являющимися пользователями этой информации. Регламенты должны определять порядок передачи информации, права доступа к ней, защиту информации от несанкционированного доступа.

     Внедрение ИТ в практику муниципального управления, создание единого информационного  пространства обеспечивает открытость муниципальной власти, широкое предоставление электронных сервисов населению, реализацию принципа «одного окна», повышает инвестиционную привлекательность муниципального образования.

2. Муниципальное образование

     Город Дзержинский (Московская область)

3. Исходная ситуация

     Город Дзержинский – один из пионеров внедрения передовых технологий в сфере муниципального управления, достигший на этом поприще существенных успехов. Местная администрация одной из первых в стране перешла к широкому использованию современных информационных технологий в управленческой практике.

     Однако  исходная ситуация в городе в области информатизации была типична для большинства муниципальных образований начала 1990-х годов. На всю администрацию приходились 4 компьютера, не объединенные в сеть, и 1-2 специалиста, владеющие «Лексиконом» и имеющие смутное представление о современных компьютерных технологиях. Среди рядовых сотрудников наблюдалась практически полная компьютерная безграмотность. Все это отмечалось на фоне стремительно меняющегося законодательства и притока в сферу муниципального управления большого числа новых специалистов, не имеющих достаточного опыта административной работы.

     Но  исходная ситуация имела и положительные стороны, создавшие благоприятную почву для реализации стандарта. Среди них стоит особо выделить человеческий фактор: умение сотрудников администрации системно мыслить и понимание ими перспективности информационных технологий.

4. Поэтапные мероприятия  в рамках реализации  стандарта

     Можно выделить следующие этапы развития информационных технологий в городе и их использования в практике управления:

     1) 1992-1995 годы. Систематизация данных о налогах и налогоплательщиках, а также о бюджетных расходах, первые аналитические материалы на основе этих данных. Получение и дальнейшая актуализация базы данных «Население». Интенсивное обучение сотрудников основам компьютерной грамотности. Использование правовых баз данных в повседневной работе. Появление первой локальной вычислительной сети.

     2) 1996-2000 годы. Распространение автоматизированных рабочих мест в бухгалтерии, финансовом управлении, органах социальной защиты, ЖКХ, в управлении муниципальным имуществом, землеустройстве. Оборудование компьютерных классов в школах. Актуализация ранее накопленных баз данных. Развитие геоинформационной системы (ГИС), создание предпосылок для ее использования в качестве инструментария для решения практических задач. Интенсивное обучение сотрудников новым офисным технологиям, работе с электронной почтой, Интернетом. Получение устойчивого положительного опыта, подтверждающего эффективность информационных технологий, а именно:

    • возможность решения в сжатые сроки задач, недостижимых за счет простого увеличения численности сотрудников;
    • возможность достижения принципиально нового качества в решении задач;
    • возможность решения задач, которые раньше вообще не могли быть поставлены в повестку дня.

     3) 2001-2004 годы. Широкое общественное обсуждение и принятие программы «Информационный город», явившейся плодом коллективной работы сотрудников администрации, депутатов, привлеченных специалистов-экспертов, общественности, сотрудников муниципальных предприятий и учреждений, университета. Разработка нормативных документов муниципального уровня, регламентирующих информационные потоки, порядок передачи информации, права доступа к ней, ответственность за несанкционированный доступ. Ведение классификаторов и справочников муниципального уровня. Значительная автоформализация профессиональных знаний, развитие муниципальной геоинформационной системы как основы интеграции всех данных, развитие телекоммуникационной среды. Внедрение электронного документооборота. Получение значительного социального эффекта от внедрения ИТ на примерах жилищного субсидирования, реестра льготных категорий, управления жилищно-коммунальным хозяйством.

     4) 2004-2010 годы (в стадии реализации). Разработка новой целевой программы информатизации, обобщение данных для построения аналитической системы поддержки и принятия решений, разработка электронных регламентов работы подразделений для размещения их в Интернете с целью повышения публичности и прозрачности деятельности муниципальной власти. Разработка прототипа «ситуационной комнаты» – системы мониторинга и поддержки принятия решений.

5. Административное  и организационное  обеспечение внедрения  и функционирования  стандарта

     Организации, участвовавшие в разработке программы  «Информационный город», программном  и техническом обеспечении для внедрения информационных технологий в практику муниципального управления, сведены в настоящую таблицу. 

    Организации и подразделения Функции
    Информационно-аналитический  отдел Администрации города Разработка  нормативных документов и программного обеспечения, обучение пользователей, постановка задач для сторонних организаций, обеспечение единства информационного пространства, обеспечение единой технической политики
    ФГУ Всероссийский  центр муниципальной информации (ВЦМИ), НО «Институт развития информационного общества» Разработка  программного обеспечения для электронного документооборота, разработка проекта  единой городской информационной магистрали на основе оптоволокна
    МП  «Информационный центр» Обеспечение кабельным  телевидением всего населения города, участие в разработке программы «Информационный город», информационное сопровождение
    ОАО «Монтаж» Телефонизация города, услуги Интернет-провайдера, обеспечение высокоскоростных каналов связи
    Филиал  «Угреша» Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Участие в разработке программы «Информационный город», обучение сотрудников администрации, муниципальных учреждений и предприятий, жителей города
    МУ  «Городская библиотека» Создание центра общественного доступа к мировым  информационным ресурсам
    Отдел архитектуры и градостроительства, Комитет по земельным ресурсам и  землеустройству, Муниципальное предприятие  «Энерго-коммунальное производственное объединение» Развитие муниципальной  геоинформационной системы

Информация о работе Развитие информационных технологий в управлении городским (муниципальным) хозяйством