Сертификация систем управления окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание

В условиях перехода России к рыночной экономике и ее активного вовлечения в мирохозяйственные связи внедрение системы экологического менеджмента приобретает актуальность и в отечественной практике управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия экологической сертификации и систем управления охраной окружающей среды.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3

Глава1. Понятие сертификации и ее значение для экологизации производства и потребления …………………………………………………..5

Глава 2. Сертификация систем управления охраной окружающей среды…14

Заключение……………………………………………………………………25

Список использованной литературы………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

курсовая мен ТАНЯ.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

В общем виде сертификация проводится на основе оценки воздействия производства, получаемой в результате экологического аудита. Вместе с тем в соответствии с имеющейся в настоящее время базовой документацией, и в первую очередь стандартом ГОСТ Р ИСО 14001-98, следует различать сертификацию и оценку. Сертификацию проводит аккредитованная организация по сертификации на основе имеющихся руководящих документов. Возложение полномочий по проведению работ в области экологической сертификации на экспертов и аккредитация организаций, имеющих соответствующие полномочия, происходит согласно национальному законодательству.

После проведения проверки в случае ее положительных результатов проводившая проверку аккредитованная организация выдает сертификат. Этот сертификат свидетельствует о соответствии параметров и характеристик объектов, процессов и продукции природоохранным нормам и правилам, обеспечивающим безопасный уровень воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Наличие такого сертификата является определенным гарантом устойчивости выпуска предприятиями продукции, отвечающей стандартам, в том числе по экологическим требованиям, стимулирует привлечение инвестиций, а также способствует формированию у предприятия благоприятного экологического имиджа.

В связи с указанными обстоятельствами в Российской Федерации ряд ведомств проводили работу по созданию законодательной и нормативной базы для проведения экологической сертификации. В мае 1996 г. министром охраны окружающей среды и природных ресурсов России была утверждена Концепция системы обязательной сертификации по экологическим требованиям, на основе которой разработаны и утверждены документы для регистрации Системы экологической сертификации и ее знака соответствия в Государственном реестре Госстандарта России (регистрационный номер системы POCC.RU. 0001.01 ЭТОО от 1 октября 1996 г.).

В Министерстве природных ресурсов Российской Федерации создана система так называемой водохозяйственной сертификации, которая имеет официальное наименование «Система добровольной сертификации материалов, оборудования, изделий, технологических установок и сооружений, связанных с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов» (регистрационный номер POCC.RU.0001.03 ЭПОО от 29 мая 1998 г.), что тесно связано с обеспечением охраны окружающей среды. В области некоторых частных аспектов обеспечения экологической безопасности работают и другие системы сертификации, например, «Система добровольной сертификации сточных вод», созданная АОЗТ «Бифар» (регистрационный номер POCC.RU.0001.04. ЮЖОО от 18 августа 1997 г.), «Система добровольной сертификации биоэнергетической безопасности (Биостандарт)», созданная Независимым международным центром радиационной и биологической безопасности  потребителей  (регистрационный  номер POCC.RU.0001.04. ЮЩОО от 12 февраля 1998 г.), и другие.

Процедура экологической сертификации тесно связана с экологической маркировкой (этикетированием). В соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 14000 в процессе изготовления продукции (оказания услуг) на ней должен быть установлен обязательный знак, информирующий о соответствии требованиям системы управления охраной окружающей среды (например, изображение цветка).

Зарубежный опыт показывает, что экологическая маркировка наряду с экспертизой и сертификацией может вести к предупреждению и значительному уменьшению нагрузки на окружающую среду. К примеру, в ФРГ с момента введения экологического знака в 1997 г. политика в области охраны окружающей среды ориентировалась на экологическое сознание потребителей и технический уровень развития природоохранных технологий.

Эти обстоятельства способствовали успешному использованию инструментов рыночной экономики, ориентированных на спрос и предложение, и тем самым ставящих конкуренцию между отдельными производителями на службу охраны окружающей среды. В последнее время значительно усилился интерес к введению маркировки экологических характеристик и в России. Это в определенной мере объясняется успешной практикой применения экологического знака в ряде стран: ФРГ, Канаде, Японии, Австрии, Швеции, Швейцарии и других. В рамках единого общего рынка ЕС без границ и таможенных ограничений предпринимаются шаги по введению «Европейского экологического знака». Последнее обстоятельство усиливает заинтересованность России в данном вопросе, учитывая значение экологической маркировки в условиях рыночных отношений и развития международной конкуренции.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сертификация систем управления охраной окружающей среды

Общая схема сертификации систем управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ИСО 14001, действующая и в странах - членах ЕС, уже предусмотрена в Российской Федерации. При сертификации по этой схеме в первую очередь оцениваются не столько характеристики конкретной продукции и технологии или наличие очистных сооружений и пылегазоулавливающего оборудования, сколько эффективность системы экологического менеджмента в целом. Первым был создан Орган по сертификации систем управления охраной окружающей среды Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС) в системе сертификации ГОСТ Р (Регистрационный номер POCC.RU.FO 26 04 СЭОО).

Учитывая значительное сходство концептуальных основ, сущности и содержания стандартов ИСО серии 9000 и ИСО серии 14001, процесс сертификации в области охраны окружающей среды может проводиться методами, аналогичными оправдавшим себя методам проведения проверок в области управления качеством.

Если организация располагает внедренной системой управления качеством, то сертификация системы управления охраной окружающей среды может быть проведена в рамках сертификации или проверки системы управления качеством. Тем не менее, при проведении сертификации системы управления охраной окружающей среды необходимо учитывать имеющиеся различия. Если при подготовке к проведению проверки системы управления качеством принято в основном знакомиться с документацией (руководством, методическими материалами) и давать ей оценку, то при подготовке к проверке систем управления охраной окружающей среды необходимо наряду с оценкой документации давать описание наиболее важных аспектов и процессов в области охраны окружающей среды, а также нормативно-правовых и законодательных требований, которые должно выполнять предприятие.

Конкретные процедуры проведения сертификации могут существенно различаться в отдельных системах сертификации. Исходя из апробированных методов сертификации системы управления качеством в системе сертификации ГОСТ Р (с учетом специфики систем управления охраной окружающей среды на предприятии), могут быть выделены наиболее важные этапы работ по сертификации этих систем:

1. Подготовка к проведению проверки систем управления охраной окружающей среды.

2. Сертификационная проверка:

— проверка документов;

— оценка воздействия деятельности организации на окружающую среду.

3. Повторная сертификационная проверка (в случае выявления при первой проверке недопустимых несоответствий и отказа в выдаче сертификата).

4. Инспекционный контроль.

На подготовительном этапе определяются целевые мероприятия посредством:

      совместного сбора сведений о предприятии (например, о ранее проведенных мероприятиях);

      интерпретирования требований системы ИСО с учетом специфики предприятия;

      указаний в отношении возможного комбинирования с уже действующими системами управления.

Исходя из предварительно собранных материалов определяется программа и процедуры проверки.

Собственно сертификационная проверка включает проверку документов и оценку воздействия деятельности организации на окружающую среду с точки зрения нормативно-правовых и законодательных требований.

Целью проверки документов является обнаружение возможных недостатков в системе для ее оценки с точки зрения понятности, полноты, целесообразности и отсутствия противоречий (например, в справочнике-руководстве, методических указаниях и т.д.) с руководящими указаниями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98. Система должна быть контролепригодной,       т. е. полностью документированной, и вся документация должна поддерживаться в рабочем состоянии и быть легко доступна (в том числе экспертам, осуществляющим сертификационную проверку).

Как отмечалось ранее, в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать состав информации, актуализировать ее и хранить. Информация на бумажном или электронном носителе должна описывать основные элементы системы управления охраной окружающей среды и их взаимодействия, а также обеспечивать ссылку на соответствующую документацию.  
 

Для выполнения установленных требований документирования системы экологического менеджмента в случае наличия на предприятии системы управления качеством необходимы лишь ссылки, указывающие на соответствие документации обеих систем, что и подлежит сертификационной проверке.

Документы по планированию и результатам мониторинга и измерений являются основой оценки воздействия деятельности организации на окружающую среду. При этом сертификационная проверка должна содержать следующие элементы:

      выполнение требований, вытекающих из законодательства и нормативных актов в области охраны окружающей среды;

      соответствие экологических аспектов экологической политике;

          контроль производственного процесса и оценку ранее имевших место аварийных и других нештатных ситуаций.

Первостепенное значение имеет проверка выполнения требований законодательных актов в области охраны окружающей среды.

В странах ЕС при проверке систем управления окружающей средой для целей сертификации обязательной является проверка следующих пунктов:

1. Оценка воздействия соответствующих видов деятельности на различные элементы окружающей среды.

2. Управление энергопотреблением и экономия энергии.

3. Рациональное использование, экономия, выбор и транспортировка сырья; рациональное использование и экономия водных ресурсов.

4. Предотвращение образования вредных веществ, вторичное использование, транспортировка и правильное хранение отходов.

5. Оценка шумового воздействия внутри и вне производственных комплексов.

6. Выбор и изменения в сторону улучшения существующих производственных процессов.

7. Планирование продукции (внешний вид, упаковка, транспортировка, использование и хранение конечного продукта).

8. Защита окружающей среды от воздействия производственных процессов и работа в этой области с подрядчиками, субподрядчиками и поставщиками.

9. Предупреждение и ограничение аварийных ситуаций, ведущих к загрязнению окружающей среды.

10. Особые меры при аварийных ситуациях, ведущих к загрязнению окружающей среды.

11. Информирование и обучение персонала по экологическим вопросам.

12. Информация по экологическим проблемам, полученным от сторонней организации.

В России нет нормативных требований к проверке именно этих пунктов, но они в целом вытекают из требований стандарта ГОСТ ИСО 14001-98 и дают определенный ориентир в отношении охвата основных направлений, связанных с управлением охраной окружающей среды и аудитом для целей сертификации.

Важной задачей сертификационной проверки является установление правильности и полноты идентификации экологических аспектов, что определяет степень управляемости процессами воздействия деятельности предприятия на окружающую среду. При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО серии 14000 процесс идентификации экологических аспектов не требует детализированной оценки всей деятельности организации, а ориентирован только на те виды деятельности, последствия воздействия которых рассматриваются как значительные. Инструментарий, применяемый на практике для определения правильности идентификации экологических аспектов взаимодействия с окружающей средой, обычно включает проведение анализа процесса производства, а также представление выводов об экологических последствиях производства описательным методом или методом экологического ограничения, когда данные проверки представляют в баллах загрязнения.

В перспективе большой объем необходимой информации по экологическим аспектам на предприятии может быть получен из новых экологических паспортов, которые подлежат разработке в соответствии со стандартом ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы». Однако этот стандарт введен в действие только с 1 июля 2001 г., и разработка экологических паспортов по его типовым формам потребует значительного времени. Поэтому для первоначального ознакомления экспертов со всей производственной структурой предприятия с точки зрения воздействия на окружающую среду практический интерес представляют старые экологические паспорта, разработанные еще в начале 90-х годов. Эти паспорта, как отмечалось ранее, не стали основным документом, характеризующим в полной мере воздействие производства на природную среду, и к тому же они устарели. Но эти паспорта пока не имеют никакой адекватной замены, хранятся практически на всех предприятиях и могут дать некую целостную картину о совокупности процессов, связанных с природопользованием и техногенными воздействиями на природную среду. Вместе с тем в сведения, содержащиеся в старых экологических паспортах, должны быть внесены существенные коррективы. Для этого могут быть использованы современные данные, которые содержатся в документах по обоснованию предельно допустимых выбросов и сбросов, лимитов размещения отходов, экологических и ресурсных платежей, технологических картах, материалах землеустройства, статистической отчетности и т.п. На основе этих данных можно выработать наиболее важные направления активных действий экспертов по анализу правильности идентификации экологических аспектов.

Информация о работе Сертификация систем управления окружающей среды