Социальная политика в России и в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

Содержание

Введение 3
Глава I: Основы социальной политики 7
Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе 7
• Социальная стабильность. 7
• Взаимная социальная ответственность. 8
Сущность социальной политики 9
• Определение социальной политики. 10
• Социальная стратегия и ограничения. 13
Основные механизмы социальной политики 18
• Правовое обеспечение социальной политики. 19
• Финансовый механизм. Налоговые рычаги и стимулы. 19
• Административный ресурс. 21
• Политические методы. 21
Глава II: Практические аспекты социально политики 22
Эффективность социальной политики 22
• Экономическая и социальная эффективность. 22
• Группировка направлений социальной политики по эффективности. 24
Институциональная структура. Региональные аспекты 27
• Организация институтов социальной политики. 27
• Региональные аспекты социальной политики. 28
Глава III: Модели социальной политики 29
Социальная политика в зарубежных странах
• Социальная политика Швеции. 29
• Социальная политика Германии. 30
• Социальная политика Великобритании…………….…………………… 31
Социальная политика в России
• Социальная политика периода СССР...........................................................31
• Социальная политика переходного периода. 32
Приоритетные Национальные проекты как способ решения социальных проблем в России (на примере проекта «Образование») 35
Заключение 40
Библиографические источники………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)
  • собственные доходы членов домохозяйств, связанные с их трудовой и предпринимательской деятельностью, а также с использованием личных материальных и финансовых активов;
  • доходы членов домохозяйств, выплачиваемые им в соответствии с условиями государственного социально обеспечения.

    Аксиома. В каждый данный момент времени уровень душевых доходов домохозяйств недостаточен для одновременного проведения всех предполагаемых социальных реформ, которые повлекут за собой увеличение нагрузки на собственные доходы членов домохозяйств.

    Следствие 1. Успех в реализации социальных реформ, связанных с увеличением нагрузки на собственные доходы домохозяйств, может быть достигнуть только в том случае, если эти реформы будут распределены во времени.

    В том случае, если бы в России социальная стратегия, сопровождающая экономические  реформы, начала реализовываться одновременно по всем направлениям уже в 1992 г., непосредственно  после либерализации цен, то скорее всего социальный взрыв в стране был бы неизбежен, и формирование новой экономики было бы отложено на несколько лет.

    Следствие 2. Одновременное  реальное увеличение расходов государственного бюджета и бюджетов домохозяйств  при  проведении социальных реформ возможно в  том случае, если создаются эффективные по уровню оплаты труда рабочие места.

    Высокая заработная плата является одновременно основой экономической независимости  домохозяйств, а с другой стороны  – фактором увеличения доходной, а  следовательно, и расходной частей государственного бюджета.

    Следствие 3. При проведении социальных реформ должна осуществляться поддержка  домохозяйств с низкими  душевыми доходами.

    Отсутствие  поддержки бедных в конечном счёте  может привести к утрате страной  перспектив экономического и социального  развития, деградации её интеллектуального потенциала. Развитая система социальной поддержки бедных членов общества – фактор снижения социальной напряжённости и облегчение проведения социальных реформ.

    Субъективные  причины политической неготовности к предлагаемым социальным изменениям состоят в их идеологическом неприятии. Наличие значительных по численности групп населения, чьи взгляды на социальную стратегию радикально отличаются от официально принятых, необходимо учитывать при проведении социальной политики.

    Преодоление социальных ограничений может осуществляться «сверху» и «снизу». Первый случай предусматривает формирование законодательной базы, соответствующей реализуемой социальной стратегии. Во втором случае процедуры носят неформальный характер. В демократическом обществе речь идёт о стимулировании гражданских инициатив, формирование среди объектов социальной политики проводников реализации принятой социальной стратегии. 

    Принятая  модель социальной политики – основное ограничение для работы органов  законодательной власти в предметной области социальной политики. Их роль заключается в обеспечении социальной политики программными и правовыми документами.

    Исполнительные  органы, проводя социальную политику, функционируют с учётом ограничений уже действующего социального законодательства. Их роль заключается в определении реально существующих возможностей для реализации принятых законодательными органами решений.

    Роль  работодателей в разработке и проведении социальной политики может быть пассивной, когда они вынуждены следовать положениям законодательства, и активной, когда работодатели формируют для наёмных работников улучшенные по сравнению с действующим законодательством «социальные пакеты». Если деятельность работодателей выходит за рамки законодательства, то она может быть определена как квазиактивная.

    Неправительственные организации выступают в разработке и проведении социальной политики в качестве её своеобразных «идеологических» центров. Их основная задача – защита социальных прав наёмных работников. Единственным ограничением их участия в социальной политике является государственное законодательство, регламентирующее деятельность общественно-политических учреждений. Поэтому причины социального популизма или завышения социальных требований неправительственными организациями являются объективными.

    Финансово-кредитные  учреждения в выработке и проведении социальной политики изначально играют пассивную роль. Они обеспечивают доведение финансовых, материально-технических, духовных и иных ценностей до объекта социальной политики. Их деятельность ограничивается законодательством о бюджете социальной политики.

    Все перечисленные субъекты социальной политики могут быть названы резидентами. Помимо ни в государствах могут действовать  и внешние структуры, имеющие свою позицию относительно направлений социальной политики. Типичным примером является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), предоставляющий займы правительствам различных стран, выдвигая свои условия проведения социальной политики. Таким образом, нерезидентные финансово-кредитные структуры могут оказывать активное воздействие на социальную политику, проводимую в стране. Ограничения в их деятельности связаны с объёмом предоставляемых средств.

Основные  механизмы социальной политики

    Формирование  социальной политики определяется общественно-политическими и макроэкономическими факторами. Первые воздействуют на выбор модели социальной политики, от вторых зависит возможность реализации выбранной модели. Социальная политики проводится государством с использованием определённых механизмов, которые отвечают двум основным требованиям:

    во-первых, эти механизмы в рамках одной  и той же их группы не должны противоречить  друг другу и изменяться по возможности  синхронно;

    во-вторых, механизмы социальной политики должны не затормаживать развитые эффективные формы социальных отношений и стимулировать новые.

    К основным механизмам социальной политики относятся законодательная и нормативная база, финансовый механизм и налоговые рычаги и стимулы, административные решения, политические методы.

    Правовое обеспечение социальной политики. Законодательная база социальной политики формируется законодательной властью и определяет общие направления социальной политики, прежде всего в части социальной защиты населения, функционирования систем социального страхования. Все действующие документы, регламентирующие разработку и проведение социальной политики, разделяются на несколько крупных групп.

    К первой группе относятся документы, составляющие системообразующее государственной социальное законодательство. Это – государственные законы, определяющее общие, принципиальные условия функционирования различным отраслей различных отраслей социальной сферы, включая трудовые отношения, пенсионное обеспечение и т.п.

    В состав второй группы входят документы, определяющие условия исполнения системообразующего социального законодательства, или нормативные материалы текущего характера. Например, системообразующими документами первой группы в стране может быть введена трёхуровневая система государственного пенсионного обеспечения, которая включает трудовую, страховую и накопительную части пенсий. В этой ситуации документами второй группы могут корректироваться тарифы страховых взносов, нижние границы пенсионного возраста, бюджет пенсионной системы.

    К третьей группе относятся правовые акты, принятые на региональном и местном  уровнях.

    Принятая  правовая база социальной политики  определяет особенности всех прочих её механизмов.

    Финансовый механизм. Налоговые рычаги и стимулы. Финансовый механизм определяется законодательной и исполнительной властями и устанавливает порядок образования и использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения мероприятий социальной политики. Финансовый механизм состоит из двух крупных блоков.

    Первый  блок обеспечивает регулирование финансового обеспечения части собственно социальной политики. Он включает такие элементы, как:

  • нормативы обязательных страховых платежей социального характера в государственный бюджет или иные источники финансирования;
  • расходные статьи, утверждаемые законодателями различных уровней в бюджетном процессе. Они включают затраты на выплату социальных трансфертов, расходы на финансирование объектов, функционирование которых направлено на социальную поддержку отдельных категорий населения (например, хосписы, дома для престарелых и инвалидов).

    Второй  блок социального механизма включает порядок формирования финансовых ресурсов, необходимых для:

  • государственной поддержки производителей товаров и услуг, которые удовлетворяют платёжеспособный спрос населения;
  • государственного инвестирования проектов и целевых программ, связанных с развитием материально-технической базы некоммерческой части социальной сферы;
  • реализации природоохранных и иных проектов, влияющих на уровень жизни населения.

    Этот  блок предполагает использования кредитных рычагов, установление льготного режима налогообложения, предоставление беспроцентных или льготных ссуд, снижение уровня налогообложения физических лиц.

    Налоговые рычаги и стимулы используются для ориентации работождателей на содействие проведению социальной политики, а домохозяйств – на повышение уровня экономической самостоятельности и социальной защищённости.

    Во  многих странах практикуется льготное налогообложение юридических лиц, использующих труд пенсионеров и  инвалидов или тех юридических лиц, которые способствуют удовлетворению платёжеспособного спроса населения.

    Административный ресурс. Административные решения используются органами государственного управления для повышения уровня социальной поддержки населения сверх установленного законодательством, при условии, что их реализация не приведёт к росту расходов бюджета. К этой группе механизмов относятся решения, изменяющие порядок социальной поддержки без увеличения общей величины финансовых ресурсов. Административные решения распространены в государтвах с плановой экономикой. В рыночной экономике административный курс также может использоваться, но в этом случае административные решения только в части соблюдения норм государственного законодательства.

    Политические методы. Суть политических методов состоит как в организации и проведении митингов и забастовок, так и лоббировании конкретных решений, связанных с социальной политикой. Значимость политических методов зависти от социально-экономической ситуации в стране и уровня жизни населения. В относительно стабильной ситуации создаются предпосылки для проведения социальных реформ, нуждающихся в систематическом лоббировании.

    Являясь в принципе неизбежным элементом  демократического общества, политические методы в большинстве слючаев  неконструктивны, хотя и превлекают внимание общества к наиболее острым социальным проблемам. 

Глава II: Практическая часть

Эффективность социальной политики

    Экономическая и социальная эффективность. Экономическая эффективность социальной политики (Eesp) – это отношение её результата – социального эффекта (R), если выражен в стоимостных единицах, то (Rf), к затратам (S), обусловившим его получение:

    Eesp = Rf : S.

    Экономический эффект социальной политики (Esp) – это разность между результатом социальной политики (социальным эффектом) и, выраженным в стоимостных единицах (Rf), и затратам (S), которые обеспечили этот результат:

    (Esp) = Rf – S.

    Социальный  эффект социальной политики (Rsp) – это разность между показателями, характеризующими состояние социальной сферы на конечный и начальный (базовый) период времени (соответственно R1 и R0):

    Rsp = R1 – R0.

Информация о работе Социальная политика в России и в зарубежных странах