Управление природопользованием и правовая защита природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:38, реферат

Описание

В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Содержание

1.1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.______________________________________________________________________3
1.2. Функция управления.__________________________________________________3
1.3. Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием.________________________________________________________4
1.4. Производственное управление.__________________________________________4
1.5. Отраслевое (ведомственное) управление._________________________________4
1.6. Государственное управление.___________________________________________5
1.7. Методы управления.___________________________________________________5
2.1. Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.__________________________________________________________6
2.2.Принцип законности___________________________________________________6
2.3. Комплексный (всесторонний) подход.____________________________________6
2.4. Принцип сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды. ______________________________________________________________________6
2.5. Разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.____________________________________________________________________6
3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции._______________________________8
4.1. Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды._________________________________________________12
4.2. Госкомэкология России._______________________________________________12
4.3. Министерство природных ресурсов РФ._________________________________13
4.3.1. Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству.13
4.3.2. Федеральная служба лесного хозяйства России.________________________14
5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами.__________________________________15
Список литературы______________________________________________________20

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ЭПП.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

   1.7. Методы управления.

   Государственное управление природопользованием и  охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимаются способы государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых. Методы делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.).

   С учетом роли государственного управления в  данной области в сравнении с другими видами управления его содержание наиболее широко. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.1. Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

   Государственное управление природопользованием и  охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

   - законности управления;

   - комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;

   -сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;

   разделения  хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных  функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных  органов.

   2.2.Принцип законности

   Принцип законности государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды означает, что функции управления могут и должны осуществляться в соответствии с требованиями экологического законодательства согласно компетенции того или другого государственного органа.

   2.3. Комплексный (всесторонний) подход.

   Комплексный (всесторонний) подход в процессе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды обусловлен объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязью происходящих в природе явлений. Он проявляется в том, что в рамках данного вида управления реализуются все вытекающие из законодательства функции, в сфере государственного управления оказываются все природопользователи, призванные выполнять экологические требования, при принятии административных решений принимаются во внимание все виды вредных воздействий на состояние природы, ведется их учет.

   2.4. Принцип сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды.

   Проявляется в разных формах. В области водопользования он заключается в том, что государственное управление использованием и охраной вод осуществляется не только федеральными органами и органами субъектов Федерации в области управления водным фондом, но и инспекциями по регулированию использования и охране вод, образованными применительно к бассейнам основных внутренних морей, рек, озер. Например, деятельность Московско-Окской бассейновой инспекции охватывает территории Московской, Тверской, Калужской и Рязанской областей.

   Бассейновый принцип применяется также в  организации государственного управления использованием и охраной рыбных запасов страны. Управления и инспекции  рыбоохраны образованы применительно  к бассейнам основных рыбохозяйственных  водоемов. Так, в 1995 г. охрану рыбных запасов во внутренних водоемах РФ осуществляли 26 бассейновых управлений органов рыбоохраны Роскомрыболовства.

   Управление  использованием и охраной недр также  осуществляется с учетом существующих геологических особенностей формирования месторождений полезных ископаемых.

   2.5. Разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.

   В организации государственного управления природопользованием и охраной природы как принцип проявляется в том, что органы, наделенные контрольно-надзорными функциями управления использованием и охраной природных ресурсов не могут выполнять функций по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов. Этот принцип должен быть применим к специально уполномоченным государственным органам в области природопользования и охраны окружающей среды. Посредством данного принципа обеспечивается объективность экологического контроля и надзора и эффективность действия права окружающей среды в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции.

   Государственное управление использованием и охраной  природных ресурсов осуществляют различные  государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

   Особенность управления природопользованием и  охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

   К органам  общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

   - Федеральное Собрание РФ;

   - Президент России;

   - Правительство России;

   - администрация субъектов РФ, а также

   - органы местной администрации.

   При анализе  системы органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования общей  компетенции принципиальным является вопрос: участвуют ли в этом процессе представительные органы? В соответствии с принципом разделения властей государственное управление возлагается на органы исполнительной власти. Ранее, когда вся власть принадлежала Советам народных депутатов, представительные органы осуществляли и управление охраной окружающей среды. Их участие в управлении было даже закреплено в Законе «Об охране окружающей природной среды ». В число органов государственного экологического контроля, наряду с Правительством и специально уполномоченными государственными органами, были включены Верховный Совет РФ и представительные органы субъектов РФ (ст.70).

   С учетом действия принципа разделения властей  роль Федерального Собрания РФ в государственном  управлении природопользованием и  охраной окружающей среды минимальна. Она сводится, в частности, к принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия в соответствии со ст. 58 и 59 Закона «Об охране окружающей природной среды». Кроме того, на парламент возлагается ряд контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ, которые имеют косвенное отношение к рассматриваемой сфере. Причем в основном они принадлежат Государственной Думе. Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России и решает вопрос о доверии Правительству России.

   С учетом того, что государственное финансирование охраны окружающей среды имеет решающее значение для достижения целей поддержания  и восстановления благоприятного состояния  окружающей среды, контроль Государственной Думы за деятельностью Правительства при формировании бюджета - важная функция управления. Контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе по статьям, касающимся охраны окружающей среды, относится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания. На регулярной основе такой контроль от имени Федерального Собрания осуществляет специально созданный орган - Счетная палата. Контрольная деятельность Счетной палаты регулируется Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации».

   Природоохранительная  деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию  РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных  Конституцией, можно отнести определение  основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

   Управление  охраной окружающей среды и природопользованием  осуществляется как непосредственно  Президентом РФ, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальными структурами в администрации Президента были Советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья, Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ. Однако первая из названных структур упразднена.

   При анализе  деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной  окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию  принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии в собственном аппарате. Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было упразднено Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и на его основе образован Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, имеющий более низкий статус в сравнении с министерством. Тем же Указом ликвидирован как самостоятельный Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России, отвечавший за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Госсанэпиднадзор стал частью Минздрава РФ.

   Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами - как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

   - обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

   - осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

   - проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

   Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Согласно ст. 18, Правительство РФ:

   - обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

   - принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

   - организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

   - координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

   Более подробно полномочия Правительства РФ регламентированы в Законе «Об охране окружающей природной среды», иных актах законодательства об окружающей среде. В частности, Правительство РФ:

   - обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;

   - координирует деятельность министерств и ведомств на территории РФ в области охраны окружающей среды;

   - устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда;

   - организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;

   - устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;

   - устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

Информация о работе Управление природопользованием и правовая защита природной среды