Управление природопользованием и правовая защита природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:38, реферат

Описание

В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Содержание

1.1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.______________________________________________________________________3
1.2. Функция управления.__________________________________________________3
1.3. Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием.________________________________________________________4
1.4. Производственное управление.__________________________________________4
1.5. Отраслевое (ведомственное) управление._________________________________4
1.6. Государственное управление.___________________________________________5
1.7. Методы управления.___________________________________________________5
2.1. Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.__________________________________________________________6
2.2.Принцип законности___________________________________________________6
2.3. Комплексный (всесторонний) подход.____________________________________6
2.4. Принцип сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды. ______________________________________________________________________6
2.5. Разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.____________________________________________________________________6
3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции._______________________________8
4.1. Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды._________________________________________________12
4.2. Госкомэкология России._______________________________________________12
4.3. Министерство природных ресурсов РФ._________________________________13
4.3.1. Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству.13
4.3.2. Федеральная служба лесного хозяйства России.________________________14
5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами.__________________________________15
Список литературы______________________________________________________20

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ЭПП.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

   Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография) является специально уполномоченным государственным органом РФ в области охраны окружающей среды в части проведения экологического картографирования, а также мониторинга окружающей среды. Она осуществляет топографо-геодезическое и картографическое обеспечение федеральных и региональных экологических программ. Ее деятельность в данной сфере координируется Госкомэкологией России. Совместно с Госкомэкологией, Госкомземом, Рослесхозом, Министерством природных ресурсов РФ Роскартография создает соответствующие кадастры.

   На  Роскартографию возложено топографо-геодезическое картографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы РФ, формирование банков данных об этой границе, границах континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и границах зарубежных стран.

   Роскартография  проводит свою деятельность на основе Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии» и Положения, утвержденного постановлением Правительства  РФ от 19 июня 1994 г.

   Министерство  внутренних дел РФ (МВД России) является государственным органом, выполняющим специальные функции в области охраны окружающей среды, и правоохранительным органом. Природоохранительная деятельность МВД России проводится на основе Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции», Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г., Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. МВД России в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и охраны правопорядка, имеющее непосредственное отношение к охране природы.

   Специальные природоохранительные функции МВД  России связаны с тем, что данное Министерство руководит Государственной автомобильной инспекцией, осуществляющей надзор за соблюдением владельцами автотранспортных средств правовых требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами. Оно организует работу, связанную с допуском авто-мототранспортных средств и водителей к участию в дорожном движении.

   МВД и  его органы участвуют в реализации мероприятий единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в  проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии. Они обеспечивают общественный порядок при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий.

   Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) призван обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

   Госстандарт совместно с Госкомэкологией  РФ и другими природоохранительными органами обеспечивает включение в государственные стандарты на продукцию, работы, услуги обязательных экологических требований и принимает государственные стандарты РФ (за исключением стандартов в области строительства). Госстандарт совместно с Госкомэкологией России определяет номенклатуру объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации. Он осуществляет также государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации.

   Правовую  основу деятельности Госстандарта России образуют Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и  услуг», Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений»**, Положение о Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 г.

   Министерство  строительства Российской Федерации (Минстрой России) обеспечивает разработку, принимает и издает государственные стандарты, нормы и правила в области строительства, архитектуры, градостроительства, обязательные для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, и осуществляет контроль за их соблюдением на территории РФ. Названные стандарты, нормы и правила устанавливают экологические требования, ориентированные на соответствующие сферы. Минстрой принимает практические меры по совершенствованию градостроительства и системы расселения, повышению качества архитектурно-планировочных и архитектурно-художественных решений зданий, сооружений и предприятий при застройке городов и других поселений в целях создания полноценной среды для жизнедеятельности населения. Правовой основой деятельности Минстроя России служит Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 1994 г.

   Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) организует и осуществляет на территории РФ государственное  регулирование промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с учетом экологических требований; организует и проводит государственный горный надзор в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр. Госгортехнадзор России лицензирует также отдельные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также обеспечением безопасности при пользовании недрами. Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор на территории РФ через образуемые им региональные органы (округа) и действует на основе Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г.

   С учетом широкого использования в разных сферах радиоактивных и расщепляющихся веществ и материалов Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) призван занимать важное место в системе специальных органов экологического контроля. В соответствии с Положением, утвержденным распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г., основными задачами Госатомнадзора России являются формирование системы правовых, экономических и организационно-технических мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности; установление правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности; надзор за соблюдением требований законодательства в области производства, обращения и использования ядерных материалов и радиоактивных веществ.

   Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) в процессе осуществления таможенного  дела обеспечивает защиту экологических прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; соблюдение разрешительного порядка перемещения экологически опасных или значимых товаров через таможенную границу; пресекает незаконный оборот через таможенную границу РФ видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных); содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья людей, защите животных и растений, охране окружающей среды; проводит таможенный контроль за ввозом и вывозом экологически опасной продукции.

   Деятельность  ГТК и его органов регулируется Таможенным кодексом РФ, принятым 18 июня 1993 г., и Положением о данном Комитете, утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994г.**

   Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и осуществляет государственный контроль в этой сфере.

   Министерство  Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий (МЧС России) осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями. МЧС России действует на основе Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г.

   Для реализации возложенных на него задач МЧС  России организует разработку и осуществление на территории РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; руководит функционированием единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); проводит государственный надзор за выполнением установленных нормативных требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоянием готовности органов управления, сил и средств РСЧС к выполнению неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций; руководит функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений; организует совместно с заинтересованными организациями и координирует работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории РФ по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы:

   1. Гирусов  Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / - М.: Закон  и право, ЮНИТИ, 1998.

   2. Гранич  Л.С. Экологический менеджмент  Анализ конкретной ситуации. Саратов  Изд-во "Ареал", 1995.

   3. Использование и охрана водных ресурсов в СССР. Минск: ЦНИИ КИВР, 1989.

   4. Охрана  окружающей природной среды. Постатейный  комментарии к закону РОССИИ. М.- Республика, 1993.

   5. Правила  охраны поверхностных вод от  загрязнения сточными водами  № 1166-74. М.; Минводхоз СССР, Минздрав СССР, Минрыбхоз СССР, 1975.

   6. Реймерс  Н.Ф. Природопользование М., Мысль, 1990.

   7. Экологический  вестник России. Ежемесячный информационно  справочный бюллетень / Под научно-методическим  руководством Государственного  комитета РСФСР по экологии природопользования и Государственного комитета РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора. 1991, № 1-10; 1992.

   8. Экономика  природопользования / Под ред. Т.  С. Хачатурова М.: Изд-во МГУ, 1991.

Информация о работе Управление природопользованием и правовая защита природной среды