Управление в области природопользования и охраны окружающей среды. Природоохранное законодательство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматривается управление в области природопользования, природоохранная защита, экологическая безопасность а также природоохранное законодательство РФ.

Содержание

Введение.- стр 2-3
Глава 1. Управление в области природопользования и охраны окружающей среды.
1.1) Структура и понятие механизма управления окружающей средой. -стр 3-5
1.2) Функции и методы управления окружающей средой.-стр6-7
1.3) Специальные органы государственного управления -природопользованием и охраной окружающей среды. -стр7-10
1.4) Функции управления в области экологии природопользования. -стр 10-16
1.5) Россия в международном сотрудничестве области охраны окружающей природной среды.-стр 16-21
Глава 2. Природоохранное законодательство РФ
2.1) История природоохранного законодательства России-стр21-23
2.2)Федеральный закон об окружающей среде его анализ.-стр23-
25
2.3) Обзор действующих нормативно-правовых актов в области защиты и охраны окружающей среды.-стр25-27
2.4) Проблемы Российского законодательства в области охраны окружающей среды.-стр27-29
2.5) Природоохранное законодательство Челябинской области.-стр 29-30
Вывод. -стр 31
Список используемой литературы.- стр 31.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Маерова.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

Экологические стандарты составляют совокупность научно обоснованных, юридически значимых нормативно технических документов, где содержатся экологические требования, правила и нормы, утвержденные государственными органами и обязательные для выполнения субъектами экологического законодательства. Основной целью экологических стандартов является определение:

— понятий и сроков, которые используются в экологической деятельности;

— режиму использования и воспроизведения природных ресурсов, охраны окружающей среды;

— методов контроля за состоянием окружающей природной среды:

— мероприятий по предотвращению негативного влияния загрязнения природной среды на здоровье людей;

— других вопросов, связанных с охраной и использованием природных ресурсов.

Экологические нормативы — это совокупность предельно допустимых показателей возможного физического, биологического, радиационного и другого антропогенного влияния на состояние окружающей природной среды, которые не вызывают существенных изменений качества и ухудшения здоровья людей, а также показателей, использования природных ресурсов, которые устанавливаются уполномоченными органами государства относительно видов деятельности юридических и физических лиц. Систему экологических нормативов составляю:

— нормативы экологической б безопасности;

— предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровни вредного влияния физических и биологических факторов;

— нормативы использования природных ресурсов и другие экологические нормативы.

Функция решения экологических споров являет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на рассмотрение и устранение расхождений, связанных с нарушением прав и законных интересов владельцев, пользователей (в том числе арендаторов), по поводу владения, пользования или распоряжения объектами природы.

1.5) В соответствии со статьей 92 Закона «Об охране окружающей природной среды» «Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды» Российская Федерация исходит в своей политике в области охраны окружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей экономической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений и руководствуется следующими принципами:

        каждый человек имеет право на  жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

        каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

        экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

        хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде, как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

        недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

        должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;

        должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;

        государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

        все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

Таким образом, Россия признает приоритет международных правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды.

        Охрана окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях:

-         с другими странами СНГ;

-         со странами Балтии;

-         с восточноевропейскими странами;

-         с индустриально развитыми государствами;

-         с развивающимися странами.

Объекты охраны окружающей среды делятся на:

               Находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, Мировой океан);

               Используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря);

               Используемые двумя государствами (как правило, пограничные объекты – реки Дунай и Амур, мигрирующие животные).

        Российская Федерация участвует  более чем в 50 международных природоохранных договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна явилась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных соглашений:

-         Конвенции о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.)

-         Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.) и др.

В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств – участников соглашения  подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот совет был учрежден для согласования природоохранной деятельности государств. В качестве рабочего органа был создан Секретариат Совета. Деятельность Секретариата фиксируется Межгосударственным экологическим фондом. Ежегодные взносы участников этого фонда равны 0,05% валового национального дохода каждой из стран. Основной задачей фонда является финансирование межгосударственных экологических программ. Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Амударьи, Днепра; озеро Балхаш; Черное, Азовское, Каспийское моря; Приаралье. В настоящее время разрабатываются несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания; о редких, находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений; о сотрудничестве между МЭС и ЮНЕП.

Активно развивается двустороннее сотрудничество России с США, скандинавскими  странами, Германией.      

       На очередной сессии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Правительство США выразило готовность оказать техническое содействие и поддержку конкретным российским природоохранным проектам – это сотрудничество по проблемам озера Байкал;управление качеством воздуха (Волгоград); обучение и подготовка кадров.

        Подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о реализации проектов сотрудничества в области охраны окружающей среды по объектам, расположенным на территории Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных проектов включены: строительство водоочистных сооружений и завода по переработке сложных отходов; внедрение экологически безопасных процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности.

        Основные направления сотрудничества с Норвегией связаны с исследованием проблем локального загрязнения окружающей среды комбинатом «Печенганикель», а также загрязнением Баренцева и Карского морей.

        В ходе сессии Российско-Датской комиссии по охране окружающей среды намечена большая программа действий, определено для совместной реализации более 20 проектов.

        Развивается российско-германское сотрудничество, в частности, по решению экологических проблем в Тульской и Калининградской областях, в районе озера Байкал. Завершены работы по внедрению проекта ИРИС (создание системы радиологического мониторинга) в местах расположения объектов атомной энергетики. На Смоленской АЭС установлена и введена в действие аппаратура, налажен сбор информации о радиологической обстановке, ее обработка и обмен с Германией. Затем проект ИРИС будет введен на Курской и Ленинградской станциях.

        Продолжаются двусторонние контакты и сотрудничество с Нидерландами, Канадой, Великобританией и Китаем.

 

Глава 2.

2.1) Если немного углубиться в историю экологической и природоохранной

культуры, так сказать, найти корни этих явлений, то ещё со времён Древней

Руси существовали правила бережного обращения с землёй-матерью. Что

характерно для самоопределения первобытного человека в окружающей его

природе, так это сакральное начало, вера в божество, тревожить и злить

которое не в коем случае нельзя, иначе простой смертный мог за это

поплатиться.

      Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция

Российской Федерации создает основы всех отраслей российского

законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической

безопасности, которые к концу прошлого века стали глобальной проблемой

современного мира. В ХХI веке экологический кризис обостряется и

проявляется в усилении дефицита питьевой воды, борьбе за разведанные

месторождения полезных ископаемых, поиске чистого воздуха в столичных

мегаполисах и даже возможностей продажи его в другие страны.

      Первые конституции нашей страны содержали лишь нормы об исключительной государственной собственности на землю и другие основные природные ресурсы, об обязанностях землепользователей повышать плодородие почв.

      Россия была одним из первых государств, принявших в 1960 г. Закон "Об

охране природы в РСФСР", провозгласивший основы правовых отношений

"человек - природа". Немало из содержавшихся в нем положений себя оправдали  и нашли дальнейшее развитие - например, о преподавании охраны природы в учебных заведениях и пропаганде ее издательствами, музеями, телевидением, редакциями газет и журналов, об общественной природоохранной экспертизе проектов крупнейших строек, о необходимости рационального использования  природных ресурсов и государственной охране объектов природы, об ответственности руководителей ведомств и предприятий, а также граждан за

нарушения природоохранных правил. Но многие законодательные положения  оказались излишне декларативными и не подкрепленными подзаконными актами.

      На конституционном уровне экологическая тема получила отражение в

Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., когда в ст. 18[?]  (после

международной Стокгольмской конференции 1972 г.) был закреплен принцип, согласно которому в интересах настоящего и будущих поколений в России принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного

рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения  воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

      Конституционный институт охраны окружающей среды имел ярко выраженный  экономический, социальный, политический характер, хотя уже тогда наукой  ставились и обосновывались перспективные задачи перенесения приоритета на социальные цели, связанные с обеспечением здоровья человека, его  местообитанием и жизнью; вовлечения в экологический контроль   общественности, человека, право которого на благоприятную среду  предполагалось, но не гарантировалось; превращения граждан из объектов в   субъекты экологического управления.

      Конституция РФ 1993 г., со дня принятия которой исполнилось десять

лет, содержит более конкретные экологические предписания и принципы,

которые должны применяться на всей территории страны, а все принимаемые в Российской Федерации правовые акты не должны им противоречить. Это повышает

фундаментальность влияния Конституции как на развитие экологического

законодательства - федерального и регионального, так и на принятие и

применение иных нормативных правовых актов на территории Федерации.

      Федеральный закон , принятый государственной думой Российской

федерации и одобренный Советом Федерации в декабре 2001года об охране

окружающей среды является новейшим нормативно-правовым актом, существующим на данный момент.

2.2)  Анализ федерального закона об охране окружающей среды

      Со дня вступления в силу закона об охране окружающей среды утратили

свою юридическую силу следующие нормативно-правовые акты:

        1. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей

           природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской

           Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10,

           ст. 457), за исключением статьи 84, которая утрачивает силу

           одновременно с введением в действие Кодекса Российской Федерации

           об административных правонарушениях;

        2. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2397-1 "О

           внесении изменений в ст. 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей

           природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской

Информация о работе Управление в области природопользования и охраны окружающей среды. Природоохранное законодательство Российской Федерации