Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:26, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается управление в области природопользования, природоохранная защита, экологическая безопасность а также природоохранное законодательство РФ.
Введение.- стр 2-3
Глава 1. Управление в области природопользования и охраны окружающей среды.
1.1) Структура и понятие механизма управления окружающей средой. -стр 3-5
1.2) Функции и методы управления окружающей средой.-стр6-7
1.3) Специальные органы государственного управления -природопользованием и охраной окружающей среды. -стр7-10
1.4) Функции управления в области экологии природопользования. -стр 10-16
1.5) Россия в международном сотрудничестве области охраны окружающей природной среды.-стр 16-21
Глава 2. Природоохранное законодательство РФ
2.1) История природоохранного законодательства России-стр21-23
2.2)Федеральный закон об окружающей среде его анализ.-стр23-
25
2.3) Обзор действующих нормативно-правовых актов в области защиты и охраны окружающей среды.-стр25-27
2.4) Проблемы Российского законодательства в области охраны окружающей среды.-стр27-29
2.5) Природоохранное законодательство Челябинской области.-стр 29-30
Вывод. -стр 31
Список используемой литературы.- стр 31.
Экологические стандарты составляют совокупность научно обоснованных, юридически значимых нормативно технических документов, где содержатся экологические требования, правила и нормы, утвержденные государственными органами и обязательные для выполнения субъектами экологического законодательства. Основной целью экологических стандартов является определение:
— понятий и сроков, которые используются в экологической деятельности;
— режиму использования и воспроизведения природных ресурсов, охраны окружающей среды;
— методов контроля за состоянием окружающей природной среды:
— мероприятий по предотвращению негативного влияния загрязнения природной среды на здоровье людей;
— других вопросов, связанных с охраной и использованием природных ресурсов.
Экологические нормативы — это совокупность предельно допустимых показателей возможного физического, биологического, радиационного и другого антропогенного влияния на состояние окружающей природной среды, которые не вызывают существенных изменений качества и ухудшения здоровья людей, а также показателей, использования природных ресурсов, которые устанавливаются уполномоченными органами государства относительно видов деятельности юридических и физических лиц. Систему экологических нормативов составляю:
— нормативы экологической б безопасности;
— предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровни вредного влияния физических и биологических факторов;
— нормативы использования природных ресурсов и другие экологические нормативы.
Функция решения экологических споров являет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на рассмотрение и устранение расхождений, связанных с нарушением прав и законных интересов владельцев, пользователей (в том числе арендаторов), по поводу владения, пользования или распоряжения объектами природы.
1.5) В соответствии со статьей 92 Закона «Об охране окружающей природной среды» «Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды» Российская Федерация исходит в своей политике в области охраны окружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей экономической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений и руководствуется следующими принципами:
каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде, как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;
должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;
государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;
все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.
Таким образом, Россия признает приоритет международных правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды.
Охрана окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях:
- с другими странами СНГ;
- со странами Балтии;
- с восточноевропейскими странами;
- с индустриально развитыми государствами;
- с развивающимися странами.
Объекты охраны окружающей среды делятся на:
Находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, Мировой океан);
Используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря);
Используемые двумя государствами (как правило, пограничные объекты – реки Дунай и Амур, мигрирующие животные).
Российская Федерация участвует более чем в 50 международных природоохранных договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна явилась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных соглашений:
- Конвенции о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.)
- Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.) и др.
В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств – участников соглашения подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот совет был учрежден для согласования природоохранной деятельности государств. В качестве рабочего органа был создан Секретариат Совета. Деятельность Секретариата фиксируется Межгосударственным экологическим фондом. Ежегодные взносы участников этого фонда равны 0,05% валового национального дохода каждой из стран. Основной задачей фонда является финансирование межгосударственных экологических программ. Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Амударьи, Днепра; озеро Балхаш; Черное, Азовское, Каспийское моря; Приаралье. В настоящее время разрабатываются несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания; о редких, находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений; о сотрудничестве между МЭС и ЮНЕП.
Активно развивается двустороннее сотрудничество России с США, скандинавскими странами, Германией.
На очередной сессии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Правительство США выразило готовность оказать техническое содействие и поддержку конкретным российским природоохранным проектам – это сотрудничество по проблемам озера Байкал;управление качеством воздуха (Волгоград); обучение и подготовка кадров.
Подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о реализации проектов сотрудничества в области охраны окружающей среды по объектам, расположенным на территории Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных проектов включены: строительство водоочистных сооружений и завода по переработке сложных отходов; внедрение экологически безопасных процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности.
Основные направления сотрудничества с Норвегией связаны с исследованием проблем локального загрязнения окружающей среды комбинатом «Печенганикель», а также загрязнением Баренцева и Карского морей.
В ходе сессии Российско-Датской комиссии по охране окружающей среды намечена большая программа действий, определено для совместной реализации более 20 проектов.
Развивается российско-германское сотрудничество, в частности, по решению экологических проблем в Тульской и Калининградской областях, в районе озера Байкал. Завершены работы по внедрению проекта ИРИС (создание системы радиологического мониторинга) в местах расположения объектов атомной энергетики. На Смоленской АЭС установлена и введена в действие аппаратура, налажен сбор информации о радиологической обстановке, ее обработка и обмен с Германией. Затем проект ИРИС будет введен на Курской и Ленинградской станциях.
Продолжаются двусторонние контакты и сотрудничество с Нидерландами, Канадой, Великобританией и Китаем.
Глава 2.
2.1) Если немного углубиться в историю экологической и природоохранной
культуры, так сказать, найти корни этих явлений, то ещё со времён Древней
Руси существовали правила бережного обращения с землёй-матерью. Что
характерно для самоопределения первобытного человека в окружающей его
природе, так это сакральное начало, вера в божество, тревожить и злить
которое не в коем случае нельзя, иначе простой смертный мог за это
поплатиться.
Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция
Российской Федерации создает основы всех отраслей российского
законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической
безопасности, которые к концу прошлого века стали глобальной проблемой
современного мира. В ХХI веке экологический кризис обостряется и
проявляется в усилении дефицита питьевой воды, борьбе за разведанные
месторождения полезных ископаемых, поиске чистого воздуха в столичных
мегаполисах и даже возможностей продажи его в другие страны.
Первые конституции нашей страны содержали лишь нормы об исключительной государственной собственности на землю и другие основные природные ресурсы, об обязанностях землепользователей повышать плодородие почв.
Россия была одним из первых государств, принявших в 1960 г. Закон "Об
охране природы в РСФСР", провозгласивший основы правовых отношений
"человек - природа". Немало из содержавшихся в нем положений себя оправдали и нашли дальнейшее развитие - например, о преподавании охраны природы в учебных заведениях и пропаганде ее издательствами, музеями, телевидением, редакциями газет и журналов, об общественной природоохранной экспертизе проектов крупнейших строек, о необходимости рационального использования природных ресурсов и государственной охране объектов природы, об ответственности руководителей ведомств и предприятий, а также граждан за
нарушения природоохранных правил. Но многие законодательные положения оказались излишне декларативными и не подкрепленными подзаконными актами.
На конституционном уровне экологическая тема получила отражение в
Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., когда в ст. 18[?] (после
международной Стокгольмской конференции 1972 г.) был закреплен принцип, согласно которому в интересах настоящего и будущих поколений в России принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного
рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.
Конституционный институт охраны окружающей среды имел ярко выраженный экономический, социальный, политический характер, хотя уже тогда наукой ставились и обосновывались перспективные задачи перенесения приоритета на социальные цели, связанные с обеспечением здоровья человека, его местообитанием и жизнью; вовлечения в экологический контроль общественности, человека, право которого на благоприятную среду предполагалось, но не гарантировалось; превращения граждан из объектов в субъекты экологического управления.
Конституция РФ 1993 г., со дня принятия которой исполнилось десять
лет, содержит более конкретные экологические предписания и принципы,
которые должны применяться на всей территории страны, а все принимаемые в Российской Федерации правовые акты не должны им противоречить. Это повышает
фундаментальность влияния Конституции как на развитие экологического
законодательства - федерального и регионального, так и на принятие и
применение иных нормативных правовых актов на территории Федерации.
Федеральный закон , принятый государственной думой Российской
федерации и одобренный Советом Федерации в декабре 2001года об охране
окружающей среды является новейшим нормативно-правовым актом, существующим на данный момент.
2.2) Анализ федерального закона об охране окружающей среды
Со дня вступления в силу закона об охране окружающей среды утратили
свою юридическую силу следующие нормативно-правовые акты:
1. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей
природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10,
ст. 457), за исключением статьи 84, которая утрачивает силу
одновременно с введением в действие Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях;
2. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2397-1 "О
внесении изменений в ст. 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей
природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской