Управление в области природопользования и охраны окружающей среды. Природоохранное законодательство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматривается управление в области природопользования, природоохранная защита, экологическая безопасность а также природоохранное законодательство РФ.

Содержание

Введение.- стр 2-3
Глава 1. Управление в области природопользования и охраны окружающей среды.
1.1) Структура и понятие механизма управления окружающей средой. -стр 3-5
1.2) Функции и методы управления окружающей средой.-стр6-7
1.3) Специальные органы государственного управления -природопользованием и охраной окружающей среды. -стр7-10
1.4) Функции управления в области экологии природопользования. -стр 10-16
1.5) Россия в международном сотрудничестве области охраны окружающей природной среды.-стр 16-21
Глава 2. Природоохранное законодательство РФ
2.1) История природоохранного законодательства России-стр21-23
2.2)Федеральный закон об окружающей среде его анализ.-стр23-
25
2.3) Обзор действующих нормативно-правовых актов в области защиты и охраны окружающей среды.-стр25-27
2.4) Проблемы Российского законодательства в области охраны окружающей среды.-стр27-29
2.5) Природоохранное законодательство Челябинской области.-стр 29-30
Вывод. -стр 31
Список используемой литературы.- стр 31.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Маерова.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10,

ст. 459);

3. статья 4 Закона Российской Федерации от 2 июня 1993 г. N 5076-1

"О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О санитарно -

эпидемиологическом благополучии населения", Закон Российской

Федерации "О защите прав потребителей", Закон Российской

Федерации "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости

Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного

Совета Российской Федерации, 1993, N 29, ст. 1111);

4. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 93-ФЗ "О внесении

дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей

природной среды" (Собрание законодательства Российской

Федерации, 2001, N 29, ст. 2948).

5. Постановление Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1991 г. N

2061-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об охране

окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов

Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,

1992, N 10, ст. 458) утрачивает силу одновременно со статьей 84

Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".

 

Отмена такого количества нормативных актов говорит об универсальности

и многогранности Федерального закона, что, несомненно, идёт ему на пользу.Но есть и множество недочётов. Четырехлетняя правоприменительная

практика в условиях хозяйственной и общественно - политической реформы

страны обнаружила, наряду с позитивными результатами, некоторые пробелы какв самом Законе, так и в механизме его реализации. Принятые в этот периодзаконодательные и иные нормативные акты в сфере охраны

природы важны, но проблему до конца не решают - Закон нуждается в

изменениях и дополнениях, подготовка которых сейчас ведется. Среди таких

недочётов можно также выделить Статью 79: Возмещение вреда, причиненного  здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды:

 

1. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным

воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной

деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном  объеме.

2. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного

здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в

области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с

законодательством.

В данном случае можно обратить внимание на отсутствие упоминания о

возмещении морального вреда. Не для кого не секрет, что в Российской

Федерации грубо нарушаются права граждан в части компенсации им морального

вреда, будь то уголовное, административное, гражданское,  любое другое

законодательство- везде моральный вред- « слабое звено». Компенсации за его  причинение смехотворны, суды неохотно признают факт «духовного» ущерба, хотя действуют в рамках законодательства. Если причинение душевных терзаний нельзя пощупать, то, по словам доморощенных юристов-делитантов, его и нет вообще. Если посмотреть на передовой в этом вопросе запад, там судебная практика чётко отлажена и практически не даёт сбоев. Миллионные компенсации выплачиваются корпорациями-загрязнителями в пользу истцов.  Вывод напрашивается сам собой: в России, мягко говоря, отсталое законодательство, которое требуется срочно реформировать.

2.3) Обзор действующих нормативно-правовых актов в области защиты и (или) охраны   окружающей среды  Конституция Российской Федерации является нормативно-правовым актом,обладающим высшей юридической силой. В конституции содержится множество статей, в которых так или иначе регулируются общественные отношения в области окружающей среды. Например, ст.9:

       «1.Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в

Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих

на соответствующей территории

       2.Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной,

государственной, муниципальной и иных формах собственности»

      В ст. 42 Конституции РФ чётко определено, что каждый имеет право на

благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Конституции закрепляются только основы государственного и общественного устройства, а конкретные механизмы прописываются в

нижестоящих по компетенции нормативно-правовых актах, либо в международных договорах и соглашениях. Как и в других государствах, этот конституционный тезис представляется слишком общим, нуждается в конкретизации, подкреплении иными актами и правоприменением. Иски граждан, основанные на этой статье  Конституции РФ, либо остаются без удовлетворения, а если удовлетворяются, то остаются нереализованными, как это случилось в Подмосковье, где муниципальные образования оказались не в состоянии выполнить решения судов  о переселении граждан, проживающих в неблагоприятных шумовых условиях   вблизи аэропорта Быково.  Статья 58 определяет обязанности по сохранению природуы и окружающей среды, обязывает бережно относиться к природным богатствам. В ст. 41 говорится о поощрении деятельности, способствующей экологическому и  санитарно-эпидемиологическому благополучию. Об становлении основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации говорится в п. "е" ст. 71. В п. 1 "в" ст. 114  правительство Российской Федерации обеспечивает проведение государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения,  социального обеспечения, экологии. И, наконец, ст.72 содержит данную  формулировку: « В совместном ведении Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находятся:

      …д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение

экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана  памятников истории и культуры…»

      Помимо конституции, в которой обозначены общие положения, существуюткодексы и законы, направленные но более конкретную и чёткую

регламентацию механизмов и путей реализации норм права, кроме того

содержат в себе множество растолковывающих и уточняющих норм:

         > Земельный кодекс РФ.

         > Закон РФ "О недрах" (в ред. ФЗ от 3 марта 1995 г.)

         > Водный кодекс РФ.

         > Лесной кодекс РФ.

         > ФЗ "О животном мире"

         > ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

         > Закон "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"

         > Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию

           радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

 

      Отдельно хочется выделить федеральный закон «Об охране окружающей

среды» от 10 января 2002 года, анализ которого приведён в следующей главе.

Следует сказать о Федеральном конституционном законе "О Правительстве

Российской Федерации", в котором предусмотрен блок его полномочий в области

природопользования и охраны окружающей среды. Правительством РФ утверждены

Федеральные целевые программы (ФЦП) Постановлениями от 3 октября 1996 г. N

1161 "Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца на 1997 – 2010  годы", от 21 июня 1996 г. N 720 "Социально-экологическая реабилитация  территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области"  - до 2010 г., от 13 сентября 1996 г. N 1098 "Отходы" - до 2000 г. (выделено

менее 10 процентов от намеченного), от 8 июля 1997 г. N 843 "Сохранение

амурского тигра" - до 2003 г. (в основном за счет зарубежных источников,

выделенных на борьбу с браконьерством), от 25 ноября 1994 г. N 1306 "По

обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных  ресурсов его бассейна" - до 2000 г. (освоено менее 20 процентов)   Также действуют многочисленные постановления Правительства РФ,

например от 23.12.1993 N 1362 "Об утверждении положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием   и охраной земель в Российской Федерации ".

2.4) Обращает на себя внимание, что если природоресурсные и природоохранные полномочия находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, то гражданское законодательство, метеорологическая служба, стандарты, эталоны (а они имеют первостепенное значение для сертификации, нормирования и паспортизации в области охраны окружающей среды) отнесены конституционным законодателем к ведению Федерации.    Принципиальное значение для экологии имеет регулирование имущественных отношений в сфере природопользования, поскольку от форм собственности на природные объекты во многом зависят рациональность и эффективность их использования, сочетание экологического, административного, публичного и гражданско-правового, частного подходов к владению, пользованию и распоряжению природными объектами, возможности государственного,

производственного, общественного и муниципального экологического контроля.   В статье 9 Конституции РФ использование и охрана природных ресурсов  провозглашаются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, закрепляется возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то есть разнообразие, защита и равноправие форм собственности на природные ресурсы и объекты. Конституционная формулировка "могут находиться" дает основания для дискуссий между сторонниками развития форм собственности либо их  сдерживания: первые полагают, что на все природные ресурсы разрешены любые  формы собственности; вторые считают, что если в Конституции записано "могут быть", то это значит, что природные ресурсы могут и не быть (по усмотрениюзаконодателя) во всех формах собственности.

      Установление на федеральном уровне правил имущественного оборота

обеспечивает единство экономического пространства, стабилизацию

природоресурсных отношений, внедрение в них отработанных, проверенных

веками правовых процедур. Природоресурсные законы в соответствии с

Конституцией РФ предусматривают экономически и социально оправданные

различные варианты осуществления прав собственности: более 12 лет частные начала широко внедряются в земельных отношениях, где сформировалось почти 20 млн. собственников садовых участков, более десятка миллионов владельцев  паев и долей в сельскохозяйственных угодьях, десяток миллионов собственников земельных участков под домами и дачами.   Могут находиться в частной собственности обособленные непроточные

искусственные водоемы, а также древесно-кустарниковая растительность,

выросшая на земельном участке, находящемся в частной собственности.

Преимущественно публичные начала преобладают в горных,

фаунистических и лесных отношениях[?].В настоящее время вносятся

предложения о распространении частной собственности на леса, приватизация которых дала бы ощутимые поступления в бюджеты в ближайшие годы, упростила  бы перевод лесных земель в нелесные.

      Этот вопрос можно и нужно обсуждать с учетом рекреационных и

глобальных экологических функций лесов, установившихся многовековых

российских традиций допущения общего лесопользования без особых на то

разрешений, принадлежности лесных массивов вокруг городов-миллионеров (а на них -то и предъявляется главный спрос) к лесам первой защитной категории, повреждение и уничтожение которых недопустимо. В большинстве развитых государств идет наращивание государственного фонда лесов преимущественно за счет их выкупа у граждан; в Турции, например, 9/10 лесов находятся в государственной собственности в целях обеспечения их сохранности и

массового использования населением. Конституция РФ не исключает частной собственности на леса и другие природные ресурсы, и она может быть допущена федеральным законом с учетом социально-экономической обстановки в стране и высказанных соображений.

      В соответствии со ст. 19 и 48 Лесного Кодекса РФ лесной фонд и

расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности, а разграничение полномочий между органами государственной власти Российской  Федерации и органами государственной власти субъектов РФ в области

использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

устанавливается заключенными в соответствии с Конституцией РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между ними.

2.5) Природоохранное законодательство Челябинской области в 2008 году подверглось изменениям. Так, в 2008 году  с целью приведения в соответствие с требованиями федерального законодательства внесены изменения в следующие нормативные правовые акты Челябинской области:Закон Челябинской области «О земельных отношениях» от 28.08.2008г. № 292-ЗО (изменения от 29 мая 2008 года);Закон Челябинской области «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» от 25.04.2002г. №81-ЗО (изменения от 26 июня 2008 года);Закон Челябинской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области» от 28.08.2003г. № 174-ЗО (изменения от 30 октября 2008 года);Закон Челябинской области «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд» от 30.05.2007г. № 152-ЗО (изменения от 30 сентября 2008 года).Приняты новые областные законы: Закон Челябинской области «О регулировании водных отношений в Челябинской области» принят 28 августа 2008 года №292-ЗО;Закон Челябинской области «О регулировании лесных отношений в Челябинской области» принят 25 декабря 2008 года. №342-ЗО.Кроме того, в 2008 году вступили в действие следующие областные нормативные правовые акты в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды:1) В сфере водных отношений. Постановление Губернатора Челябинской области от 24 июля 2008 г. № 228 «О Межведомственном совете по проблемам охраны и рационального использования водных ресурсов».

2) В сфере земельных отношений. Постановление Правительства Челябинской области от 18 декабря 2008 г. № 414-П «О положениях о памятниках природы Челябинской области»

3) В сфере лесных  отношений. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 24 апреля 2008 г. № 1112 «Об обращении Законодательного Собрания Челябинской области «К Правительству Российской Федерации о необходимости утверждения порядка отнесения лесов к зеленым зонам, установления и изменения границ зеленых зон»

4)В сфере использования атмосферного воздуха. Постановление Губернатора Челябинской области от 23 июня 2008 г. № 197 «Об установлении для открытого акционерного общества «Челябинский металлургический комбинат» сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

Информация о работе Управление в области природопользования и охраны окружающей среды. Природоохранное законодательство Российской Федерации