Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:15, курсовая работа
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, роста рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения, и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Введение . Предмет, цели, задачи демографии миграции.
3
5
12
17
23
26
33
36
38
Глава 1. Миграции населения.
1.1 Виды и характеристика миграции населения
1.2. Внутренние миграции
1.3. Внешние миграции.
Глава 2. Демография миграции в Тверском регионе.
2.1. Характеристика Тверского региона.
2.2. Демография Тверского региона.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение №1
Самой крупной диаспорой в Твери является азербайджанская, также - концентрация в районах города армян, чеченцев, таджиков, цыган ,корейцев и вьетнамцев. Представители азербайджанской диаспоры составили 61,9 % от числа обследованных семей, армянской - 22,5 % и 8,2 % анкет приходится на семьи выходцев из районов Северного Кавказа.
Главное отличие семей этнических мигрантов проявляется в их структуре: во-первых, это почти исключительно полные семьи, молодые по возрасту родителей и отсутствию старшего поколения, во-вторых, это преимущественно двух-трехдетные семьи, в азербайджанских семьях детей больше - более 40% семей имеют 3-4 ребенка. На фоне сверхсуженного воспроизводства местного населения, группы этнических мигрантов обладают значительным внутренним потенциалом демографического воспроизводства, и в будущем можно ожидать изменения этнической структуры населения города даже при снижении миграционного прироста.
По уровню образования большинство этнических мигрантов, за исключением армян, отличается от местного населения в худшую сторону, сравнительно высокими установками на образование детей отличаются преимущественно армянские и корейские семьи. Деятельность отдельных диаспор общественное мнение связывает с криминальной и полукриминальной сферами (цыгане, выходцы из регионов Кавказа).
Именно повышенная предпринимательская активность, специфика занятости этнических мигрантов, клановая социальная организация диаспор объясняют негативное отношение к ним местного населения.
О низкой степени включенности этнических мигрантов в жизнь городского сообщества свидетельствует недостаточное владение русским языком - например, в азербайджанских семьях 61 % отцов и только 19 % матерей свободно говорят по-русски, для детей из таких семей незнание русского языка создает особые сложности в обучении и в общении со сверстниками. В некоторых азербайджанских семьях отцы имеют российское гражданство, а матери сохраняют свое, азербайджанское, и на несколько месяцев постоянно с детьми выезжают на родину.
Расчет прогнозной численности населения позволяет говорить о перспективах сокращения городского населения на 9,4 % и сельского населения на 12,3 % к 2012 г. , а к 2020 г. - на 27,9 % . Вероятность таких демографических потерь обуславливает необходимость разработки региональной демографической политики, ориентированной на предотвращение потерь населения (в первую очередь за счет снижения сверхвысокой социальной смертности), закрепление собственной молодежи (создание квалифицированных рабочих мест) и привлечение мигрантов. Миграционный приток может быть обеспечен мерами по обустройству приезжающего в область населения, а также созданию благоприятного социального климата, готовности местного населения принять мигрантов в свое сообщество.
Демографическая проблема –
одна из важнейших и сложнейших проблем
области. Характер современной динамики
численности населения области
определяется высокой естественной
убылью. Естественная убыль в свою
очередь вызвана очень высокой
смертностью. Низкая общая рождаемость.
Суммарный коэффициент
По данным позапрошлого года, в нашей области сейчас самая многочисленная категория населения - люди в возрасте от 70 лет и старше.
Доля лиц старше трудоспособного возраста в населении Тверской области составила в в 2010 г. - 26,0 .
А меньше всего у нас сейчас мужчин и женщин 14 - 19 лет, а также детей 6 - 7 лет. Эти малочисленные группы - следствие политических и экономических изменений в государстве. То есть, на рождаемость в начале 90-х повлияли перестройка, дефициты и смена строя. Количество пожилых людей так или иначе будет постепенно сокращаться. А молодежи мало. Так что, через несколько лет в любом случае наступит момент, когда смертность сильно превысит рождаемость.
В Тверской области большое
влияние на демографическую ситуацию
оказывает смена, вызванная социально-
Проблемы бедности значительной части населения отрицательно влияют на демографические процессы. Так соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченных групп населения и доходов 10 % наименее обеспеченного населения в IV квартале 2010г. составил 14,9 раза, против 9,8 раза в IV квартале 2009г. Так увеличение только за один год составило 1,52 раза. Состояние окружающей среды, воды ухудшается. Заболеваемость населения злокачественными новообразованиями увеличивается. Цены на отдельные виды платных медицинских услуг стремительно растут. Цены на лекарства не только растут, а взлетают. Растет зарплата (доходы) – растут цены (расходы).
Если будут приняты меры для стабилизации демографической ситуации, в 2020 году на территории Тверской области останется 1265,1 тысячи жителей. Из них: 946,6 тысячи человек - жители города и 318,5 тысячи человек - жители села. То есть население сократится на 178,6 тысячи человек. Для повышения продолжительности жизни населения создана бюджетная целевая программа «Здоровье» департамента здравоохранения Тверской области .
Стратегические цели Программы:
- Улучшение медико-демографической ситуации и повышение качества медицинской помощи населению.
-Повышение доступности медицинской помощи населению.
- Повышение охвата диспансерным наблюдением больных с повышенным артериальным давлением ( в %)
- Повышение среднего числа врачебных посещений на одного жителя
-Снижение смертности населения Тверской области от заболеваний системы кровообращения до 50% в общей структуре смертности;
- Приближение первичной медико-санитарной помощи к 100 000 человек сельского населения (развитие сети общих врачебных практик до 180)
- Повышение уровня здоровья и качества жизни населения
- снижение смертности населения, особенно среди лиц трудоспособного возраста
- Улучшение репродуктивного здоровья населения.
- Внедрение скрининга среди женского населения для предупреждения развития рака шейки матки
- Организация дистанционного диагностики консультационного центра для обеспечения мониторинга беременных «высокого риска» и т.п.
Заключение
В заключении своей работы хотелось бы отметить, что при переходе к рыночной модели экономического развития одна из наиболее сложных проблем, появившихся во всей стране, — снижение естественного прироста населения. На сегодняшний день резко увеличить рождаемость практически невозможно, и уменьшить смертность также нереально, т.е. необходимо искать другие выходы из сложившейся ситуации. Одним из таких решений можно назвать миграционный процесс, наблюдаемый сегодня.
В концепции внешней политики
Российской Федерации отмечается, что
Россия видит свои задачи в том, чтобы
защищать права и интересы российских
граждан и соотечественников
за рубежом на основе международного
права и действующих
В последние годы население Центрального района восполняется только за счет миграционных процессов. И здесь уже чувствуется нехватка в государственном регулировании хаотической миграции. Государство обязано вмешиваться в процессы миграции. К сожалению по этому вопросу четкой концепции еще нет. Между тем российское общество должно оградить себя от негативных социальных последствий нелегальной миграции.
Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других. Более того, эти последствия имеют и позитивный и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем политико-правового регулирования миграции.
Понятно, что в условиях "прозрачности" границ России пока не удается поставить прочный заслон незаконному проникновению мигрантов на свою территорию. Поэтому законодательная база миграционных процессов основная проблема на пути регулирования социальных проблем в России. Они многообразны и трудны, но решать их необходимо, поскольку посредством миграции Россия сможет перераспределять свой народонаселенческий потенциал с наибольшей для страны пользой.
Численность трудоспособного населения России до 2025 года уменьшится не менее чем на 10 миллионов человек. «Страна вступает в наиболее сложный с точки зрения демографической ситуации период», — сообщил Секретарь совета безопасности РФ Николай Патрушев. «Предполагается, что численность населения в трудоспособном возрасте с 2011 по 2025 год уменьшится не менее, чем на 10 миллионов человек. При этом резервы повышения уровня экономической активности в молодом и старшем возрастах фактически исчерпаны». «Это требует новых решений и мер по привлечению в нашу страну высококвалифицированной рабочей силы, представителей так называемого „среднего класса“, способных решать задачи модернизации», — заявил секретарь Совбеза РФ.
Для решения накопившихся проблем по поручению президента РФ разрабатывается концепция государственной миграционной политики, ее проект будет рассмотрен на заседании Совета безопасности РФ в 2011году.
Концепция регулирования миграционных процессов представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и, конечно, механизм реализации.
В ряду ее основных направлений указываются:
- обеспечение контроля за иммиграционными процессами в РФ;
- создание условий для
интеграции вынужденных
- содействие привлечению
иммигрантов на работу в РФ,
исходя из необходимости
- обеспечение вхождения
РФ в международный рынок
- создание условий для
добровольного возвращения в
места прежнего проживания
- поддержка и развитие
взаимоотношений с
- оптимизация внутренних
миграционных процессов и
- создание условий для
сохранения и дальнейшего
- содействие добровольному переселению соотечественников из государств - участников СНГ и государств Балтии.
Список литературы
1. Алексеев А.Н. География
России хозяйство и
2.http://minisoft.net.ru/
3.Рязанцев С.В., Ткаченко М. Ф. Трудовая эмиграция женщин из России: выезд, трудоустройство и защита прав. — М.: «Наука», 2007.
7. Глущенко Г.И. Перспективы встраивания миграционной политики в стратегию экономического развития России Глущенко Г.И. Вопросы статистики. – 2008. - № 7. – С. 20-34
8. Демографический ежегодник России 2009: Стат.сб. – М.: Росстат, 2009. – С.557
9. Плисецкий Е.П. Современные миграционные процессы в России www.geo.1september.ru
10. www.fms.gov.ru
11. Бутов, В. И.Демография: Учеб. пособие для вузов В.И.Бутов; Под ред. В. Г. Игнатова. -М.; Ростов н/Д:МарТ,2003.
12.Бюджетная целевая программа «Здоровье» Департамента Здравоохранения Тверской области на 2007-2009 годы.
13. Акмалова, А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие А. А. Акмалова, В. М. Капицын. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 220 с.
14. Арешев, А. Как управлять
потоками миграции в Россию? - Режим доступа:
http://fondsk.ru/print.php?id=
15. Батыгин, Г. С. Лекции по методолгии
социологических исследований - Режим
доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/
16. Вопросы Федеральной миграционной
службы: Указ Президента РФ от 19 июля 2004
г. № 928 - Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/upload/
17. Воробьев, Н. В. Региональная организация миграции населения в сибирских условиях Н. В. Воробьев. - Новосибирск: Наука, 2001. - 158 с.
18. История Федеральной Миграционной
Службы России . - Режим доступа: http://www.uhr.ru/index/
19. Качалов, Д. России не обойтись без миграции. Интервью с заведующей лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанной Зайончковской . Д. Качалов Деловой Петербург.- 2006. - 23 августа. - С. 7.
20. Комментарий к Федеральному
Закону от 24 мая 1999 г. О государственной
политике РФ в отношении соотечественников
за рубежом - Режим доступа:http://compatriot.su/
21. Концепция регулирования миграционных процессов в РФ [Одобрена распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. №256-р] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fmsrf.ru.
22. Леонидова, Т. И. Содержание миграционной функции государства: теоретические аспекты / Т. И. Леонидова // Миграционное право. - 2007. - № 1. - С. 22-27.