Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:15, курсовая работа
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, роста рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения, и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Введение . Предмет, цели, задачи демографии миграции.
3
5
12
17
23
26
33
36
38
Глава 1. Миграции населения.
1.1 Виды и характеристика миграции населения
1.2. Внутренние миграции
1.3. Внешние миграции.
Глава 2. Демография миграции в Тверском регионе.
2.1. Характеристика Тверского региона.
2.2. Демография Тверского региона.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение №1
23. Методология и методы изучения миграционных процессов : междисциплинарное уч. пособие / Ж. Зайончковская, И. Молодикова, В. Мукомель [и др.]. - М.: Центр миграционных исследований, 2007. - 370 с.
24. Рыбаковский, Л. Л. Миграция
населения. Три стадии миграционного процесса
(Очерки теории и методов исследования)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.viperson.ru/wind.
25.Богданова Л.П., Ткаченко А.А., Щукина А.С. Демографическое развитие тверского региона. Тверь: Изд-во Тверского университета. 2001. - 64 с.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 октября 2007 г. N 1
Об утверждении Концепции демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года
В целях консолидации усилий
федеральных органов
1. Утвердить прилагаемую
Концепцию демографической
2. Федеральным органам
государственной власти, органам
государственной власти
3. Правительству Российской
Федерации в 3-месячный срок
утвердить план мероприятий по
реализации в 2008 - 2010 годах Концепции
демографической политики
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Москва, Кремль 9 октября 2007 года N 1351
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351)
1. Общие положения
Демографическая политика Российской
Федерации направлена на увеличение
продолжительности жизни
Настоящей Концепцией, разработанной
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, общепризнанными
принципами и нормами международного
права в области
Современная демографическая
ситуация в Российской Федерации
в значительной степени обусловлена
социально-экономическими процессами,
происходившими в XX веке. Во второй половине
прошлого века в Российской Федерации
ежегодно рождались 2 - 2,5 млн. детей, умирали
1 - 1,5 млн. человек. Продолжительность
жизни граждан постоянно
С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2 - 1,5 млн. человек.
По показателю ожидаемой
продолжительности жизни
Основной причиной низкой
продолжительности жизни
Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).
Уровень смертности обусловлен
также высоким уровнем
Начиная с 2000 года в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.
На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году - 20,4 процента.
Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами.
В ряде субъектов Российской
Федерации демографическая
Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 процентов уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.
Развитие ситуации по данному
сценарию, помимо демографических потерь,
неблагоприятно скажется на основных
показателях социально-
3. Цели, принципы, задачи
и основные направления
Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.
Достижение целей
В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы: комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения; своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период; учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;
взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;
координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в
соответствии с потребностями
Решение задачи по сокращению
уровня смертности населения, прежде всего
граждан трудоспособного
сокращение уровня смертности
от заболеваний сердечно-
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;
сокращение уровня смертности
и травматизма в результате дорожно-транспортных
происшествий за счет повышения качества
дорожной инфраструктуры, дисциплины
на дорогах, организации дорожного
движения, а также за счет повышения
оперативности, качества оказания медицинской
помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях на всех ее этапах; сокращение
уровня смертности и травматизма
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
за счет перехода в сфере охраны
труда к системе управления профессиональными
рисками (включая информирование работников
о соответствующих рисках, создание
системы выявления, оценки и контроля
таких рисков), а также за счет
экономической мотивации для
улучшения работодателем
сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
сокращение уровня смертности
от онкологических заболеваний за счет
внедрения программ профилактики, а
также за счет скрининговых программ
раннего выявления
сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;