Демография миграций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, роста рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения, и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Содержание

Введение . Предмет, цели, задачи демографии миграции.
3

5
12

17

23
26
33

36
38
Глава 1. Миграции населения.
1.1 Виды и характеристика миграции населения
1.2. Внутренние миграции
1.3. Внешние миграции.
Глава 2. Демография миграции в Тверском регионе.
2.1. Характеристика Тверского региона.
2.2. Демография Тверского региона.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Приложение №1

Работа состоит из  1 файл

Демография курс проект.docx

— 139.11 Кб (Скачать документ)

23. Методология и методы изучения миграционных процессов : междисциплинарное уч. пособие / Ж. Зайончковская, И. Молодикова, В. Мукомель [и др.]. - М.: Центр миграционных исследований, 2007. - 370 с.

24. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса (Очерки теории и методов исследования) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.viperson.ru/wind.php?ID=250095&soch=1. - Загл. с экрана.

25.Богданова Л.П., Ткаченко А.А., Щукина А.С. Демографическое развитие тверского региона. Тверь: Изд-во Тверского университета. 2001. - 64 с.

                                                                                         

 

                                                                                            

                                                                                                 Приложение №1.

                    ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                               У К А З

 9 октября 2007 г. N 1

Об утверждении Концепции  демографической политики

 Российской Федерации  на период до 2025 года

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных  образований, организаций и граждан  Российской Федерации по обеспечению  условий для устойчивого демографического развития страны постановляю:

1. Утвердить прилагаемую  Концепцию демографической политики  Российской Федерации на период  до 2025 года.

2. Федеральным органам  государственной власти, органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органам  местного самоуправления муниципальных  образований руководствоваться  положениями Концепции демографической  политики Российской Федерации  на период до 2025 года при решении  задач в области народонаселения. 

3. Правительству Российской  Федерации в 3-месячный срок  утвердить план мероприятий по  реализации в 2008 - 2010 годах Концепции  демографической политики Российской  Федерации на период до 2025 года.

4. Настоящий Указ вступает  в силу со дня его подписания.

                                                 Президент Российской Федерации  В. Путин

Москва, Кремль 9 октября 2007 года  N 1351

Концепция демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года

(утв. Указом Президента  РФ от 9 октября 2007 г. N 1351)

1. Общие положения 

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней  миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение  на этой основе демографической ситуации в стране.

Настоящей Концепцией, разработанной  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными  принципами и нормами международного права в области народонаселения  и с учетом отечественного и зарубежного  опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области  народонаселения на период до 2025 года.

  1. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития

Современная демографическая  ситуация в Российской Федерации  в значительной степени обусловлена  социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в Российской Федерации  ежегодно рождались 2 - 2,5 млн. детей, умирали 1 - 1,5 млн. человек. Продолжительность  жизни граждан постоянно увеличивалась  и приближалась к показателям  европейских стран. Средняя продолжительность  жизни в 1990-1991 годах составляла 68 лет.

С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения  из-за превышения уровня смертности над  уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали  более 2 млн. человек, что в расчете  на 1000 человек в 2 раза больше, чем  в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем  в мире, а ежегодно рождались в  этот период 1,2 - 1,5 млн. человек.

По показателю ожидаемой  продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 году ожидаемая продолжительность  жизни в Российской Федерации  составила в среднем 66,7 года, в  том числе мужчин - 60,6 года, женщин - 73,1 года.

Основной причиной низкой продолжительности жизни населения  в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного  возраста. Из общего числа умерших  почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 процентов  смертности от всех причин, в России в 3 - 4 раза выше, чем в европейских  странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние причины - случайные  отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.

Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей  в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских  странах, Канаде и США (по расчетам в  соответствии с рекомендациями Всемирной  организации здравоохранения).

Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).

Начиная с 2000 года в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости  пока еще недостаточен для обеспечения  воспроизводства населения.

На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура  семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия  труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим  нормам, низкий уровень репродуктивного  здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).

Низкий уровень рождаемости  ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность  женщин в возрасте старше 55 лет и  мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году - 20,4 процента.

Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами.

В ряде субъектов Российской Федерации демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15 процентов сократилась численность  населения в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10 - 15 процентов  сократилась численность населения  в Республике Карелия, Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях. По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек.

Ожидаемая продолжительность  жизни уменьшится до 64,5 года, более  чем на 18 процентов уменьшится численность  женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного  возраста.

Развитие ситуации по данному  сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе  роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан  старшего возраста.

3. Цели, принципы, задачи  и основные направления демографической  политики Российской Федерации  на период до 2025 года 

Целями демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности  населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для  ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни  и увеличение ожидаемой продолжительности  жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Достижение целей демографической  политики Российской Федерации в  значительной степени зависит от успешного решения широкого круга  задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В основу демографической  политики Российской Федерации положены следующие принципы: комплексность  решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость  и миграцию) в их взаимосвязи;

концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению  демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных  механизмов их решения; своевременное  реагирование на демографические тенденции  в текущий период; учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических  программ;

взаимодействие органов  государственной власти с институтами  гражданского общества;

координация действий законодательных  и исполнительных органов государственной  власти на федеральном, региональном и  муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

сокращение уровня материнской  и младенческой смертности не менее  чем в 2 раза, укрепление репродуктивного  здоровья населения, здоровья детей  и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности  активной жизни, создание условий и  формирование мотивации для ведения  здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально  значимыми и представляющими  опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости  в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих  детей;

укрепление института  семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

привлечение мигрантов в  соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего  граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной  системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением  передовых технологий, внедрения  образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных  заболеваний;

улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе  экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми  заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения  в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;

сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного  движения, а также за счет повышения  оперативности, качества оказания медицинской  помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах; сокращение уровня смертности и травматизма  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными  рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для  улучшения работодателем условий  труда;

сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения  эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;

сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а  также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;

сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а  также за счет применения новых инновационных  технологий лечения;

Информация о работе Демография миграций