Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:36, реферат
Данная работа разъясняет понятие о местороразвитии, раскрывает евразийство с точки зрения Л.Н. Гумиилева.
Понятие евразийства включает в себя несколько аспектов и сторон: идею диалога культур Европы и Азии; обозначение суперэтнической общности; идейно-политическое движение 20-х годов XX века; идею интеграции государств на евразийском пространстве.
1. Введение
2. Понятие о месторазвитии
3. Учение Л.Н. Гумилева об этногенезе
4. История славянско-тюркских отношений
5. Заключение
6. Список литературы
Содержание:
Евразия - самый населенный континент, численность его населения составляет три четверти от числа жителей всей планеты. Наряду с Африкой считают прародиной человечества. Древнейшие цивилизации, существовавшие на территории этого материка, сыграли значительную роль в развитии человечества. Расовый и этнический состав населения Евразий очень сложный, что связано с многовековыми процессами переселения народов в результате завоевательных походов, междоусобных войн, природных катастроф, перемещения национальных меньшинств и др. По языковому составу население довольно разнообразно. В Восточной Европе и в Северной Азий живут славянские народы, а в Северной, Западной и Южной Европе - народы, говорящие на языках германской и романской групп. В Азии многие народы говорят на языках алтайской языковой группы, на индийских и китайско-тибетских языках. Народы Юго-Западной Азии общаются на арабском языке и языках, относящихся к группе индонезийских языков. К народам, говорящим на изолированных языках, относят японцев, басков, армян, корейцев и др. Размещается население на континенте крайне неравномерно. Политическая карта материка начала складываться очень давно. В античное время существовали государства Древняя Греция, Древний Рим, Китай, Индия и др. Современные народы живут в пределах множества стран, которых насчитывается более 70.
Понятие евразийства включает в себя несколько аспектов и сторон: идею диалога культур Европы и Азии; обозначение суперэтнической общности; идейно-политическое движение 20-х годов XX века; идею интеграции государств на евразийском пространстве. Евразийство многозначно, потому что подразумевает множество исторических коллизий в развитии и взаимоотношении культур и этносов, населяющих внутреннюю Евразию; в эволюции евразийского идейно-политического движения; в шагах по созданию ЕАС и так далее.
Огромный массив суши, включающий Азию, Европу и Африку, по сути, делится на ряд субконтинентов, то есть месторазвитий, в которых проживают отпущенный им срок те или иные суперэтносы. Естественно, эти суперэтносы с течением времени меняют свои формы, но основной принцип их связи с ландшафтом остается. Этногенез есть прежде всего процесс активной адаптации человеческих коллективов в среде - этнической и природной, причем ландшафтная среда заставляет людей вырабатывать комплексы адаптивных навыков - этнические стереотипы поведения. Следовательно, неповторимое сочетание ландшафтов, в котором сложился тот или иной этнос, определяет его своеобразие - поведенческое и во многом даже культурное. Таким образом, если мы хотим составить представление об этносе, нам нужны этногеографические исследования - выделение и изучение его месторазвития.
Важно отметить, что внутренние моря как раз довольно редко отделяют месторазвития друг от друга. Чаще такую роль играют труднопроходимые области суши. Иногда граница проходит по воздуху: так, Западная Европа отделяется от евразийского пространства отрицательной изотермой января (к востоку от этой границы средняя температура января отрицательна). Юго-западная окраина Евразийского материка (в широком смысле), включающая в себя Сирию и Аравию, составляет единое месторазвитие с Северной Африкой, сходной в ландшафтном отношении. Индия - субконтинент, надежно изолированный от остальной Азии горами, пустынями и лесами. Особый восточный субконтинент Азии - это Китай, отделивший себя по климатической границе от Центральной Азии "Великой стеной".
Однако следует различать районы долин великих рек - Хуанхе и Янцзы - и приморские районы Дальнего Востока, лежащие северо-восточнее и включающие многочисленные острова. Это разные месторазвития. Своеобразный этнографический мир представляет собой Юго-Восточная Азия (южнее Китая), служащая примером не разделительной, а соединяющей роли внутренних морей. Что же касается северной Евразии, точнее, ее циркумполярной зоны, то она отделена от центральной части континента непроходимыми массивами тайги, по которым ках дороги идут реки. Зимой по льду этих рек можно передвигаться на значительные расстояния. Геогрчфические условия каждого из перечисленных ландшафтных "миров" неповторимы и оказывают всестороннее воздействие на обитателей региона. Подробнее мы остановимся на одном из месторазвитий Евразийского континента, а именно - на его внутреннем, центральном районе, или Евразии в узком смысле. Она также представляет собой этногеографическую целостность, населенную народами, адаптированными к ее ландшафту. Именно этот регион далее по тексту мы будем называть Евразией.
Евразия с юга ограничивается цепями гор (Кавказ, Копетдаг, Памир, Тянь-Шань), с севера - массивами тайги, с запада - уже упомянутой отрицательной изотермой января, на востоке граница Евразии наиболее определенна, так как она была отмечена "Великой стеной". Надо сказать, что из всей имеющейся на планете суши Евразия является самым "континентальным" регионом, гигантской территорией, в достаточной мере удаленной от всех океанов и морей (единственное море, примыкающее к Евразии, - Каспийское, если не считать ныне почти уничтоженное Аральское. море).
В широтном направлении в середине Евразии лежит пустыня - на востоке Гоби, на западе Бетпак-дала. Ширина этой пустыни зависит от ее увлажнения с востока муссонами, а с запада - циклонами. При обильном увлажнении это относительно неширокая полоса суши, но стоит циклонам или муссонам переместиться на север, в район тайги, пустыня расширяется. Влажные степи превращаются в сухие, сухие степи вытесняют культурные земли. Особенно это заметно на юго-восточной границе, где Евразия соприкасается со Срединной равниной - Китаем. Максимум усыхания. степи на границе с Китаем имел место в III в. н. э.
При аналогичном применяемому нами но более удобном подходе Евразию следует разделить на три региона:
1) Высокая Азия - Монголия, Джунгария, Тува и Забайкалье. В целом в Высокой Азии климат довольно сухой, но в горах увлажнение достаточное.
2) Южный район, охватывающий
территории нынешнего
3) Западный, наиболее влажный
регион включает Восточную
Такова в самых общих
чертах географическая среда, в которой
протекала многотысячелетняя
Л. Н. Гумилев неоднократно
подчеркивал, что с основными
историко-методологическими
1. Этносы - это природные
явления, возникающие в
2. Естественными границами
жизнеспособного государства в
Евразии являются границы
3. Объединение Евразии
всегда было следствием выхода
на историческую арену нового
этноса, имеющего достаточно
4. Возникновение и многовековое
существование российской
5. Создание русским этносом
из Московского княжества
6. Вхождение в состав
единого государства отвечало
объективным интересам всех
7. Этническое многообразие
России - не ее ахиллесова пята,
а один из источников силы
и могущества: сложные системы
жизнеспособнее простых. При
8. Первопричина кризиса
России в XX в. в кризисе русского
этноса, вызванного фазой надлома,
искусственным разрушением
9. Будет русская нация сильна и здорова - будет великая Россия, а если нет, значит нет. Справедлива и обратная формула: без великой России русская нация не может быть сильна и здорова. Вместе с тем, нельзя воссоздать державу, не обеспечив всем народам Евразии условий для самобытного развития, как нельзя и обеспечить эти условия без восстановления единого, сильного государства.
Как видим, евразийство, основанное на учении Л. Н. Гумилева - русская идеология, и именно поэтому идеология общегосударственная. Она гармонично объединяет интересы русского этноса, интересы государства и интересы всех коренных народов страны в единое целое. Не случайно, Л. Н. Гумилев говорил, что "если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство"
Концепция Этногенеза (кон. 40-х – нач. 90-х годов).
В 60-е годы Л.Н. Гумилев начал публиковать свои работы по проблемам этногенеза и пассионарности. В 1979 году его основополагающий труд «Этногенез и биосфера Земли» был готов, но был опубликован в СССР только через 10 лет, в 1989 году. В этой книге ученый фактически продолжает мысли П.Н. Савицкого о влиянии географических ландшафтов на этнические особенности: «…с одной стороны, этнос является производным от исторического процесса, а с другой…, связан с биоценозом того ландшафта, в котором образовался», об уникальности различных культур и несводимости их к культурным формам Европы: «Конечно, нас не может не огорчать весьма распространенное мнение, будто все государственные формы, общественные институты, этнические нормы…, не похожие на европейские, - просто отсталые, несовершенные и неполноценные. Банальный европоцентризм… не годен для научного осмысления разнообразия наблюдаемых явлений. Ведь с точки зрения китайца или араба неполноценными кажутся западные европейцы». Он также развивал евразийскую концепцию культурно-исторического типа Н.С. Трубецкого, встроив ее в этническую иерархию и назвав суперэтносом: «Суперэтносом мы называем группу этносов, одновременно возникших в определенном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением… Суперэтнос определяется не размером, не мощью, а исключительно степенью межэтнической близости».
На этом заканчивается
идейное сходство концепций Л.Н.
Гумилева и первых евразийцев. Разработанная
ученым теория этногенеза, этнических
циклов, связанных с моделью