Евразийство Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:36, реферат

Описание

Данная работа разъясняет понятие о местороразвитии, раскрывает евразийство с точки зрения Л.Н. Гумиилева.
Понятие евразийства включает в себя несколько аспектов и сторон: идею диалога культур Европы и Азии; обозначение суперэтнической общности; идейно-политическое движение 20-х годов XX века; идею интеграции государств на евразийском пространстве.

Содержание

1. Введение
2. Понятие о месторазвитии
3. Учение Л.Н. Гумилева об этногенезе
4. История славянско-тюркских отношений
5. Заключение
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат1.docx

— 50.04 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

  1. Введение
  2. Понятие о месторазвитии
  3. Учение Л.Н. Гумилева об этногенезе
  4. История славянско-тюркских отношений
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Евразия - самый населенный континент, численность его населения  составляет три четверти от числа жителей всей планеты. Наряду с Африкой считают прародиной человечества. Древнейшие цивилизации, существовавшие на территории этого материка, сыграли значительную роль в развитии человечества.  Расовый и этнический состав населения Евразий очень сложный, что связано с многовековыми процессами переселения народов в результате завоевательных походов, междоусобных войн, природных катастроф, перемещения национальных меньшинств и др. По языковому составу население довольно разнообразно. В Восточной Европе и в Северной Азий живут славянские народы, а в Северной, Западной и Южной Европе - народы, говорящие на языках германской и романской групп. В Азии многие народы говорят на языках алтайской языковой группы, на индийских и китайско-тибетских языках. Народы Юго-Западной Азии общаются на арабском языке и языках, относящихся к группе индонезийских языков. К народам, говорящим на изолированных языках, относят японцев, басков, армян, корейцев и др. Размещается население на континенте крайне неравномерно. Политическая карта материка начала складываться очень давно. В античное время существовали государства Древняя Греция, Древний Рим, Китай, Индия и др. Современные народы живут в пределах множества стран, которых насчитывается более 70.

Понятие евразийства включает в себя несколько аспектов и сторон: идею диалога культур Европы и  Азии; обозначение суперэтнической общности; идейно-политическое движение 20-х годов XX века; идею интеграции государств на евразийском пространстве. Евразийство многозначно, потому что подразумевает множество исторических коллизий в развитии и взаимоотношении культур и этносов, населяющих внутреннюю Евразию; в эволюции евразийского идейно-политического движения; в шагах по созданию ЕАС и так далее.

 

  1. Понятие о месторазвитии

 

Огромный массив суши, включающий Азию, Европу и Африку, по сути, делится на ряд субконтинентов, то есть месторазвитий, в которых проживают отпущенный им срок те или иные суперэтносы. Естественно, эти суперэтносы с течением времени меняют свои формы, но основной принцип их связи с ландшафтом остается. Этногенез есть прежде всего процесс активной адаптации человеческих коллективов в среде - этнической и природной, причем ландшафтная среда заставляет людей вырабатывать комплексы адаптивных навыков - этнические стереотипы поведения. Следовательно, неповторимое сочетание ландшафтов, в котором сложился тот или иной этнос, определяет его своеобразие - поведенческое и во многом даже культурное. Таким образом, если мы хотим составить представление об этносе, нам нужны этногеографические исследования - выделение и изучение его месторазвития.

Важно отметить, что внутренние моря как раз довольно редко отделяют месторазвития друг от друга. Чаще такую роль играют труднопроходимые области суши. Иногда граница проходит по воздуху: так, Западная Европа отделяется от евразийского пространства отрицательной изотермой января (к востоку от этой границы средняя температура января отрицательна). Юго-западная окраина Евразийского материка (в широком смысле), включающая в себя Сирию и Аравию, составляет единое месторазвитие с Северной Африкой, сходной в ландшафтном отношении. Индия - субконтинент, надежно изолированный от остальной Азии горами, пустынями и лесами. Особый восточный субконтинент Азии - это Китай, отделивший себя по климатической границе от Центральной Азии "Великой стеной".

Однако следует различать  районы долин великих рек - Хуанхе и Янцзы - и приморские районы Дальнего Востока, лежащие северо-восточнее и включающие многочисленные острова. Это разные месторазвития. Своеобразный этнографический мир представляет собой Юго-Восточная Азия (южнее Китая), служащая примером не разделительной, а соединяющей роли внутренних морей. Что же касается северной Евразии, точнее, ее циркумполярной зоны, то она отделена от центральной части континента непроходимыми массивами тайги, по которым ках дороги идут реки. Зимой по льду этих рек можно передвигаться на значительные расстояния. Геогрчфические условия каждого из перечисленных ландшафтных "миров" неповторимы и оказывают всестороннее воздействие на обитателей региона. Подробнее мы остановимся на одном из месторазвитий Евразийского континента, а именно - на его внутреннем, центральном районе, или Евразии в узком смысле. Она также представляет собой этногеографическую целостность, населенную народами, адаптированными к ее ландшафту. Именно этот регион далее по тексту мы будем называть Евразией.

Евразия с юга ограничивается цепями гор (Кавказ, Копетдаг, Памир, Тянь-Шань), с севера - массивами тайги, с запада - уже упомянутой отрицательной изотермой  января, на востоке граница Евразии  наиболее определенна, так как она  была отмечена "Великой стеной". Надо сказать, что из всей имеющейся  на планете суши Евразия является самым "континентальным" регионом, гигантской территорией, в достаточной  мере удаленной от всех океанов и  морей (единственное море, примыкающее  к Евразии, - Каспийское, если не считать  ныне почти уничтоженное Аральское. море).

В широтном направлении в  середине Евразии лежит пустыня - на востоке Гоби, на западе Бетпак-дала. Ширина этой пустыни зависит от ее увлажнения с востока муссонами, а с запада - циклонами. При обильном увлажнении это относительно неширокая полоса суши, но стоит циклонам или муссонам переместиться на север, в район тайги, пустыня расширяется. Влажные степи превращаются в сухие, сухие степи вытесняют культурные земли. Особенно это заметно на юго-восточной границе, где Евразия соприкасается со Срединной равниной - Китаем. Максимум усыхания. степи на границе с Китаем имел место в III в. н. э.

При аналогичном применяемому нами но более удобном подходе Евразию следует разделить на три региона: 

1) Высокая Азия - Монголия, Джунгария, Тува и Забайкалье. В целом в Высокой Азии климат довольно сухой, но в горах увлажнение достаточное.

2) Южный район, охватывающий  территории нынешнего Казахстана  и Средней Азии, простирается  от Алтая до Копетдага. Этот  район подвержен аридизации; жизнь там возможна при круглогодовом кочевании в долинах рек и оазисах (если, конечно, не говорить о современных системах ирригации и искусственных ландшафтах городов).

3) Западный, наиболее влажный  регион включает Восточную Европу. Здесь имеется плодороднейшая  полоса черноземов, а также весьма  благоприятная для жизни лесостепная  полоса.

Такова в самых общих  чертах географическая среда, в которой  протекала многотысячелетняя история  взлетов и падений континентальных  народов - история Евразии.

 

  1. Учение Л.Н. Гумилева об этногенезе

 

Л. Н. Гумилев неоднократно подчеркивал, что с основными  историко-методологическими выводами Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого и  Г. В. Вернадского он согласен, "но главного в теории этногенеза - понятия  пассионарности - они не знали". Только учение Л. Н. Гумилева превратило евразийство в целостную научную теорию, на основе которой можно и нужно создавать национально-государственную идеологию, в полной мере учитывающую интересы, как русского, так и других коренных народов России. В отношении к решению национального, в первую очередь русского, вопроса ее можно свести к следующим основным положениям:

1. Этносы - это природные  явления, возникающие в следствии  пассионарного толчка, и для обеспечения своей жизнедеятельности создающие необходимые социальные институты, в том числе и государства.

2. Естественными границами  жизнеспособного государства в  Евразии являются границы Евразии.

3. Объединение Евразии  всегда было следствием выхода  на историческую арену нового  этноса, имеющего достаточно пассионарности, чтобы создать оптимальную для данных геополитических условий государственность. Периоды же дезинтеграции обуславливались распадом государствообразующего этноса, утратой им жизненных сил.

4. Возникновение и многовековое  существование российской державы  - результат исторического творчества  русского народа, создавшего такое  государство, без которого в  Евразии он не смог бы жить  и развиваться.

5. Создание русским этносом  из Московского княжества российской  державы можно объяснить двумя  основными причинами. Во-первых, высокой пассионарностью русского народа, которая позволила ему освоить необходимое жизненное пространство и навязать свою волю другим народам Евразии. Во-вторых, особенностью стереотипа поведения русских в области межнациональных отношений, в силу которой присоединенные народы не превращались в людей второго сорта, а вовлекались на равных правах в процесс государственного строительства. Поэтому справедливой будет формула: Российское государство - результат исторического творчества русского этноса в сотрудничестве с другими народами Евразии.

6. Вхождение в состав  единого государства отвечало  объективным интересам всех евразийских  народов. В геополитических условиях  Евразии только единая государственность  дает возможность самобытного  развития каждому этносу.

7. Этническое многообразие  России - не ее ахиллесова пята, а один из источников силы  и могущества: сложные системы  жизнеспособнее простых. При оптимальных  формах контакта все народы  взаимодополняли и взаимообогащали друг друга, но этнического слияния не происходило. На территории Евразии в границах СССР проживают этносы, принадлежащие к семи различным суперэтносам. Объединение двух и более суперэтносов в один невозможно. Поэтому стремление искусственно создать евразийский суперэтнос (советский народ, нацию россиян) следует рассматривать как попытку воплощения в жизнь очередной утопии, которая приведет только к крови и разрушениям.

8. Первопричина кризиса  России в XX в. в кризисе русского  этноса, вызванного фазой надлома,  искусственным разрушением оптимальных  форм этнического контакта (химеры), и столкновением с антисистемой. Ни один из этносов Евразии,  кроме русского, ни по уровню  пассионарности, ни по стереотипам поведения взять на себя государствообразующую функцию не в состоянии.

9. Будет русская нация  сильна и здорова - будет великая  Россия, а если нет, значит нет. Справедлива и обратная формула: без великой России русская нация не может быть сильна и здорова. Вместе с тем, нельзя воссоздать державу, не обеспечив всем народам Евразии условий для самобытного развития, как нельзя и обеспечить эти условия без восстановления единого, сильного государства.

Как видим, евразийство, основанное на учении Л. Н. Гумилева - русская идеология, и именно поэтому идеология общегосударственная. Она гармонично объединяет интересы русского этноса, интересы государства и интересы всех коренных народов страны в единое целое. Не случайно, Л. Н. Гумилев говорил, что "если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство"

 

 

Концепция Этногенеза (кон. 40-х – нач. 90-х годов).

В 60-е годы Л.Н. Гумилев  начал публиковать свои работы по проблемам этногенеза и пассионарности. В 1979 году его основополагающий труд «Этногенез и биосфера Земли» был готов, но был опубликован в СССР только через 10 лет, в 1989 году. В этой книге ученый фактически продолжает мысли П.Н. Савицкого о влиянии географических ландшафтов на этнические особенности: «…с одной стороны, этнос является производным от исторического процесса, а с другой…, связан с биоценозом того ландшафта, в котором образовался», об уникальности различных культур и несводимости их к культурным формам Европы: «Конечно, нас не может не огорчать весьма распространенное мнение, будто все государственные формы, общественные институты, этнические нормы…, не похожие на европейские, - просто отсталые, несовершенные и неполноценные. Банальный европоцентризм… не годен для научного осмысления разнообразия наблюдаемых явлений. Ведь с точки зрения китайца или араба неполноценными кажутся западные европейцы». Он также развивал евразийскую концепцию культурно-исторического типа Н.С. Трубецкого, встроив ее в этническую иерархию и назвав суперэтносом: «Суперэтносом мы называем группу этносов, одновременно возникших в определенном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением… Суперэтнос определяется не размером, не мощью, а исключительно степенью межэтнической близости».

На этом заканчивается  идейное сходство концепций Л.Н. Гумилева и первых евразийцев. Разработанная  ученым теория этногенеза, этнических циклов, связанных с моделью пассионарности (особого человеческого качества, которое возникает под воздействием солнечной энергии), а также его мысли о слиянии истории, географии и этнографии в единое целое не имеют аналогов в евразийской мысли. В этом своеобразие его теории: единственный из евразийцев, он может рассматриваться вне их идейно-политического контекста. Работы Л.Н. Гумилева продолжали традиции «географического» евразийства П.Н. Савицкого, но при их последовательном рассмотрении они приводят нас к биолого-историческому детерминизму (сроки рождения и смерти этносов зависят не от культурно-исторических факторов, а от природных, естественных). «Итак, биологическая эволюция внутри вида Homo Sapiens сохраняется, но приобретает черты, не свойственные прочим видам животных. Филогенез преображается в этногенез». Таким образом, по Л.Н. Гумилеву, от биологических, природных механизмов зависит вся история этносов, что прямо противоречит идеям первых евразийцев о главенствующей роли духовно-религиозных факторов при формировании народа как единого целого.

Информация о работе Евразийство Гумилева