Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 01:47, реферат
Идеи, которые в наше время принято причислять к геополитическим, в тех или иных формах, по-видимому, возникли одновременно с феноменом государственной экспансии и имперского государства. В современном понимании они сформировались и получили популярность на рубеже XIX и XX вв. Возникновение именно в тот период геополитических идей и самой геополитики как самостоятельной области исследования международных отношений и мирового сообщества было вызвано целым комплексом факторов. Предвосхищая некоторые выводы, которые будут более подробно разработаны ниже, здесь отметим лишь некоторые из них.
Поскольку потребности постоянно
воспроизводятся, люди не могут окончательно
удовлетвориться своим
Человек не имеет будущего
без мифа, без мифологии. Казалось
бы современный западный мир строится
на демифологиза-ции, развенчании сакрального,
секуляризации. Поэтому американский
исследователь П.Бергер не без оснований
говорил ° «повсеместно распространившейся
скуке мира без бога». При такой
ситуации возникает множество вопросов.
Смогут ли люди, общества, сообщества выжить
и действовать в долговременной
перспективе? Где найти те идеи или
идеалы, которые способны служить
в качестве духовных скрепов новых
инфраструктур? Не поисками ли ответов
на эти и другие вопросы вызван
всплеск новых религиозных
И действительно, на первый взгляд
парадоксально выглядит сам феномен
«возвращения священного» и «нового
религиозного сознания» в секуляризованное
общество. Но парадокс ли это? Не переоценили
ли исследователи степень
Наше время не благоприятно
для полета гуманитарной мысли. Компьютеризация
гуманитарного знания — путь, ведущий
к его обеднению, упрощению, потере
трагического мирочувствования и насаждению
квантитативного, сугубо бухгалтерского
отношения к мировым
образом сочетаются вместе всезнание и неосведомленность, чувство всемогущества и вопиющей неуверенности.
Всевозрастающий эзотеризм
научных знаний ведет к тому, что
каждый может ориентироваться только
в собственной узкой сфере. Широкое
распространение образования
При распаде мифологии
прогресса и эрозии влияния традиционных
религий места коллективных идеалов
и мобилизующих мифов остаются «вакантными».
Поэтому прав был папа Иоанн Павел
II, который говорил: «Там, где человек
не опирается более на величие, которое
связывает его с
В условиях неуклонной космополитизации
и универсализации все более
отчетливо прослеживается обострение
чувства безродности, отсутствия корней,
своего рода вселенского сиротства.
Как отмечал М.Хайдеггер, «бездомность
становится судьбой (современного) мира».
При таком положении для многих
дезориентированных масс людей национализм,
различные формы
При этом важно отметить, что фундаментализм с его ударением на идеи возврата к «истокам», разделением мира на «наших» и «чужих» бывает не только исламским, как нередко изображают, но также протестантским, православным, либеральным, большевистским и т.д. Все они представляют собой своего роде реакцию против тенденций нарастания сложности и секуляризации социального мира.
В этом контексте следует
рассматривать и
Все сказанное создает
благоприятную почву для
Национализм как идеология
Идейно-политическому
Большинство авторов признают, что XIX в. является периодом «сотворения национализма». Однако нет единого мнения что понимать под национализмом. Еще английский исследователь прошлого века У.Бейджгот отмечал: «Мы знаем, что это (национализм) такое, когда нас об этом не спрашивают, но мы не можем без запинки объяснить или определить его". Существует также мнение, которое вообще ставит под сомнение сам факт существования национализма как реального феномена. Например, известный современный английский исследователь Э.Хобсбаум утверждал, что «национализм требует слишком большой веры в то, что не существует».
Вместе с тем были и
такие авторы, которые, будучи убежденными
в реальности и силе национализма,
выступали с радикальными лозунгами
предоставления всем нациям возможности
создать собственное
«Б мире должно быть столько же государств, сколько в нем различных наций. Каждая нация должна иметь свою государственность, а каждое государство должно строиться на национальной основе».
Поэтому понятно, почему споры и дискуссии по данному вопросу в наши дни не только не прекратились, но и приобрели новый импульс. Они концентрируются вокруг вопросов о том, что такое национализм и национальная идея, когда они возникли, какую роль (положительную или отрицательную) сыграли в общественно-историческом процессе, какова их роль в современном и грядущем мире, что первично — нация или государство, как они соотносятся друг к другу и т.д.
Не совсем верно рассматривать
религиозный фундаментализм, национализм,
расизм, нетерпимость во всех ее проявлениях
только через призму истории, как
некие реликты прошлого, несовместимые
с настоящим и тем более
с будущим. Причем зачастую, не имея
четкого представления о
На первый взгляд парадоксально
может звучать утверждение, что
национализм при всей своей внешней
обращенности в прошлое, традициям,
мифам и т.д. является ровесником
и близнецом модернизации и теснейшим
образом связан с промышленной революцией,
урбанизацией, становлением гражданского
общества и современного государства.
То, что национализм и промышленная
революция порой как бы противопоставляли
себя друг Другу, никоим образом не
должно вводить в заблуждение.
Хотя некоторые авторы и говорят,
что нация представляет собой
феномен, старый как сам мир, национально-государственное
строительство началось с Ренессанса
и Реформации. Оно было стимулировано
кризисом Священной Римской империи
и противоборством между
И действительно, национальное государство в строгом смысле слова лишь в течение последних примерно 200 лет выполняет роль главного субъекта власти и регулятора общественных и политических отношений, в том числе и международных. Как выше отмечалось, Германия и Италия вышли на общественно-политическую авансцену лишь во второй половине XIX в. Целый ряд национальных государств — Югославия, Чехословакия, Финляндия, Польша, прибалтийские страны и др. — появились на политической карте современного мира лишь после первой мировой войны в результате распада Австро-Венгерской, Оттоманской и отчасти Российской империй.
Сама проблема нации и
национализма стоит в точке пересечения
социально-экономических, технологических
и политических изменений. Очевидно,
что формирование национального
языка невозможно рассматривать
вне контекста этих изменений, поскольку
его стандарты могли
Не случайно национализм первоначально отождествлялся с восхождением буржуазии и капитализма. Поэтому прав Э.Геллнер, который утверждал, что национализм — это «не пробуждение древней, скрытой, дремлющей силы, хотя он представляет себя именно таковым. В действительности он является следствием новой формы, социальной организации, опирающейся на полностью обобществленные, централизованно воспроизводящиеся высокие культуры, каждая из которых защищена своим государством».
Но опять же парадокс состоит
в том, что ряд важнейших установок
национализма, особенно те, которые
призваны обосновать притязания или
требования национального самоопределения
всех без исключения народов на началах
создания самостоятельных национальных
государств, на первый взгляд, противоречат
тенденциям современного мирового развития.
Тем не менее в глазах миллионов
и миллионов людей он сохраняет
притягательность и в этом качестве
служит мощным мобилизирующим фактором.
Но такова участь всех великих мифов,
верований и идеологий. Ведь до сих
пор среди исследователей, занимающихся
данной проблематикой, нет единого
мнения относительно того, что было
раньше — национализм, нация или
национальное государство. В этой связи
ряд авторов совершенно справедливо
указывают на то, что лишь в нескольких
странах образование нации
Информация о работе Географический детерминизм как основополагающий принцип традиционной геополитики