Региональный доход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические вопросы реализации государственной социальной политики в сфере занятости населения.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом.
В первой части рассмотрены понятие и сущность региональных доходов. Изучена классификация, структура региональных доходов. Кроме того, в первой части рассмотрены методы анализа региональных доходов.
Во второй части проведен анализ доходов бюджета Московской области.

Работа состоит из  1 файл

Regionalnyy_dokhod.doc

— 339.00 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью  финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. На данном этапе развития для России важна подлинная финансовая стабилизация, открывающая путь к экономическому подъему, росту реальных инвестиций в производство, повышению уровня жизни и к спасению отечественной науки, образования и культуры. Особое влияние на финансовую стабилизацию оказывает состояние бюджетной системы.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным   средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Вхождение отечественной экономики в новые экономические условия хозяйствования сопровождается появлением проблем, которые требуют неотложного их решения. В последнее время все большее внимание уделяется проблемам, связанным с экономией и повышением эффективности использования бюджетных средств.

Исходя из этого целью  работы явились изучение и анализ формирования средств бюджета субъекта Федерации (Московской области)

Для достижения поставленной цели были определены и решались следующие  задачи:

- изучить теоретическую  сущность регионального дохода

- изучить классификацию доходов;

- дать анализ доходов бюджета;

- выявить наиболее значительные проблемы в функционировании бюджетного механизма;

- рассмотреть возможные пути совершенствования бюджетной политики.

Методологической основой  работы послужили Указы  Президента РФ, постановления Правительства РФ, труды отечественных ученых, посвященные проблемам бюджета.

 

        1 Теоретические аспекты регионального дохода

 

    1. Классификация доходов региона

 

Классификация доходов  бюджетов – это группировка доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов и доходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Совершенствование бюджетной  классификации позволит повысить эффективность  мобилизации и использования  бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику.

Действующая в настоящее  время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом МФ РФ от 25.05.99 г. №38н «Об утверждении указаний  о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

 

Таблица 1 – Классификация доходов бюджетов РФ

 

Код

Наименование групп

1000000

Налоговые доходы

2000000

Неналоговые доходы

3000000

Безвозмездные перечисления

4000000

Доходы целевых бюджетных  фондов


 

Таблица 2 – Классификация  безвозмездных перечислений

 

Код

Наименование групп

3010000

От нерезидентов

3020000

От бюджетов других уровней

3030000

От государственных внебюджетных фондов

3040000

От государственных  организаций и др.


 

Таблица 3 – Доходы от бюджетов других уровней 

 

Код

Наименование групп

3020100

Дотации

3020200

Субвенции

3020300

Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе  компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти

3020400

Трансферты и другие


 

Доходы бюджета –  это денежные средства поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

Доходы бюджетов каждого  уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам  относятся предусмотренные налоговым  законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Так, в бюджетной классификации  выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

1) налог на прибыль (доход), прирост капитала;

2) налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы;

3) налоги на совокупный доход;

4) налоги на имущество;

5) платежи за пользование природными ресурсами;

6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

          К неналоговым доходам относятся доходы:

- от использования, продажи  или иного  возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующего уровня бюджета;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации,  компенсации, а также средства, полученные в  возмещение вреда причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

 - финансовая помощь и бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- иные неналоговые доходы.


Рисунок 1 - Общая схема собственных и регулирующих доходов                   территориальных бюджетов

 

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный  федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения  центров и регионов.  В соответствии с законодательством Российской Федерации, доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из собственных и регулирующих доходов. (рисунок 1)

Собственные доходы –  виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.  Например, по действующему законодательству местными бюджетами закреплен налог на имущество физических лиц.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных  бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются  регулирующие доходы.  

Регулирующие доходы – это  федеральные и региональные налоги и иные  платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на очередной  финансовый год, а также на долговременной основе (не менее, чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

В соответствии со ст.48 БК РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который  передает регулирующие доходы.

Основная часть налоговых  доходов субъектов федерации  и местных бюджетов в настоящее  время   формируется за счет регулирующих доходов.

К регулирующим доходам  территориальных бюджетов относятся  также трансферты – средства, поступающие  из федерального  и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Кроме отчислений от федеральных  и региональных налогов, средств, поступающих  из фондов финансовой поддержки для  сбалансирования территориальных  бюджетов, используются дотации, субвенции  и субсидии.

Понятия «дотация», «субвенция», «субсидия» определены ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.[ 1]

Дотация  - бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня на безвозмездной  и безвозвратной основах для  покрытия текущих расходов.

Субвенция – бюджетные  средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня, физическому или  юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии со ст.78 БК РФ в случае не целевого использования  субвенций и субсидий  и нарушения  сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).

Формы расходов бюджетов:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами  по государственным и муниципальным контрактам;

- трансферты населению;

- ассигнования на  осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетные кредиты юридическим лицам;

- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

- инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых  юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным государствам;

- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.

Доходы и расходы  бюджета любого уровня должны быть сбалансированы. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. При этом перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации; размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 5 % объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования – займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешней) или российской валюте (внутренние заимствования).

 

1.2 Структура  доходов бюджета субъектов Российской  Федерации

 

Доходы (как поступления  в бюджет) — это обязательные безвозвратные платежи, поступающие  в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.

Информация о работе Региональный доход