Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:21, реферат
«Приручать» дизайн человек начал еще на заре своей истории -- на этапе превращения камня в примитивное орудие труда или охоты. Он просто пытался обустроить, например, пещеру под собственный образ жизни. Так что, на первых порах, дизайн был жизненной необходимостью. Сейчас нельзя сказать однозначно -- наука это или искусство. Скорее всего, ни то, ни другое в чистом виде. Некоторые авторы учебников по дизайну предлагают метафору -- «язык для общения человека и вещи, им созданной».
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….2.
2.АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА………………………..3.
2.1.СЛОЖЕНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА………….3.
2.2.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА…………………………..4.
2.3.ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА……………………………11.
2.4.ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА…..13.
2.5.ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ.19.
2.6.ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА ….25.
3.ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ЖИЛИЩ………….29.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...34.
5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...36.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
2.АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА………………………..3.
2.3.ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА……………………………11.
2.4.ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА…..13.
2.5.ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ.19.
2.6.ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА ….25.
3.ОСОБЕННОСТИ
СТИЛЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ЖИЛИЩ……
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ.
«Приручать» дизайн человек начал еще на заре своей истории -- на этапе превращения камня в примитивное орудие труда или охоты. Он просто пытался обустроить, например, пещеру под собственный образ жизни. Так что, на первых порах, дизайн был жизненной необходимостью. Сейчас нельзя сказать однозначно -- наука это или искусство. Скорее всего, ни то, ни другое в чистом виде. Некоторые авторы учебников по дизайну предлагают метафору -- «язык для общения человека и вещи, им созданной».
Безусловно, интерьер наших домов -- это наше «второе Я», выраженное в предметах и помноженное на материальные возможности, мастерство и фантазию. Заходя в дом, мы тут же чувствуем его особую атмосферу и можем уже многое сказать о хозяевах: их вкусах, склонностях, достатке и аккуратности. Конечно, можно сказать, что -- сколько людей -- столько и стилей. Но не только отдельная личность формирует интерьер. Культура, мировоззрение, традиции и обычаи общества, общественное положение и мода -- все это диктует каждой эпохе определенные и присущие только ей черты. То ли это суровый быт романской поры, то ли помпезная театральность эпохи барокко, то ли игривая вычурная грация рококо, то ли надменная величественность ампира.
Еще каких-нибудь тридцать лет назад интерьер собственной квартиры волновал разве что отъявленных эстетов. В последние же годы интерес к этой теме вырос буквально со скоростью геометрической профессии. Так что может показаться, будто и само представление об оформлении жилого пространства как о некоем специальном виде деятельности возникло совсем недавно. И это даже отчасти верно, поскольку до VII в. интерьер трактовался исключительно как архитектура, обращенная внутрь. Но все-таки нельзя не признать, что искусство создания и украшения интерьера берет свое начало в древнейших временах.
Например, римский писатель Плиний в одном из своих писем рассказывает, что дом Лепида, считавшийся лучшим в Риме, через тридцать пять лет уже не входил даже в сотню самых «модных» владений. А если вопрос о моде ставился так современно, а вкусы на убранство жилищ менялись с такой внушительной скоростью, можно себе представить, как сильно была развита эта сторона жизни две тысячи лет назад у древних римлян.
Начало начал - Древний Египет. То, что традиции античности тесно вплелись в культуру Запада, - неудивительно. Однако интересно, что современный дизайн интерьера до сих пор черпает идеи в другой Древней цивилизации - Восточной - в культуре устройства жилища Древнего Египта.
Если «все дороги ведут в Рим», то начинаются они для Западной цивилизации однозначно с Египта. Одна из первых высокоразвитых культур мира -- египетская -- позволяет нам впервые говорить о каком-то развитом стиле. Египетский стиль к тому же и прародитель почти всех последующих европейских. Законодателями первого самостоятельного стиля в мировой культуре принято считать древних египтян.
В конце IV тысячелетия до нашей эры, в то время когда Европа жила в каменном веке, в Северной Африке, в долине Нила уже созревала высокоразвитая цивилизация.
Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости. Существуют предположения, что такие основы древнеегипетского искусства, как геометризация и особая пропорциональность были обусловлены работой древних египтян преимущественно с камнем, а не глиной, как это было, к примеру в Месопотамии.
Как
известно, основным строительным материалом
древнеегипетских зодчих были огромных
размеров каменные глыбы, которым надлежало
символизировать идею могущества и бессмертия
души. Они-то и организовывали пространство,
в том числе внутреннее. Естественно, что
обустройство интерьера тоже должно было
соответствовать общему грандиозному
масштабу. Казалось бы, о каком уюте может
идти речь в таком случае? А между тем обаяние
атмосферы Древнего Египта по сей день
продолжает волновать умы дизайнеров.
Стиль оказался на редкость целостным
и во всех смыслах фундаментальным: несмотря
на то, что он просуществовал почти 4000
лет, традиции декорирования за это время
практически не изменились.
2.АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление о слагавшемся здесь обществе памятники дают начиная с 5 тысячелетия до н. э. Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивались навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием классового общества в таких хижинах в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население Египта. Жилища вождей племен выделялись вначале лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее ограде укрепляли фетиш почитавшегося духа. Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич- сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позднее стеной. Древнейший вид жилища- яма- послужил образцом и для погребений, которые имели форму овальной ямы и были выстланы циновками. Таким образом, все первоначальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят к первобытному жилью человека; они и мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма и гробницы сохранялись и впоследствии в архитектуре рабовладельческого Египта. С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными и обкладываться кирпичом. Такие гробницы появились у наиболее обеспеченной верхушки общества- рядовые общинники по-прежнему погребались в овальных ямах. Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившее различие в форме жилищ, отразилось и на различии погребений.
Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные “домики для души”.
По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.
Гробницы знати, так называемые “мастаба”, состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.
Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.
В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс.
Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных людей можно было построить столь гигантские сооружения.
Мысль
зодчих и совершенствование
Пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов. Ансамбль, не отличавшийся еще стройностью общей планировки, был расположен на искусственной террасе и занимал площадь в 544,9 * 277,6 м. Террасу окружала облицованная камнем стена в 14,8 м толщиной и в 9,6 м высотой. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях был широко применен в качестве основного строительного материала камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное значение. Мы не увидим еще свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от которых зодчий не решается их отделить. В камне повторяются формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера очень важна и по своей декорировке, богатой и разнообразной. Интересны формы колонн и пилястров: четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев - блестящими зелеными фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким образом, усыпальница Джосера в целом была чрезвычайно важным для своего времени памятником, сочетавшим в себе замысел огромной новизны и важности с еще недостаточно зрелыми для равноценного оформления этого замысла техническими и художественными возможностями.