Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:21, реферат
«Приручать» дизайн человек начал еще на заре своей истории -- на этапе превращения камня в примитивное орудие труда или охоты. Он просто пытался обустроить, например, пещеру под собственный образ жизни. Так что, на первых порах, дизайн был жизненной необходимостью. Сейчас нельзя сказать однозначно -- наука это или искусство. Скорее всего, ни то, ни другое в чистом виде. Некоторые авторы учебников по дизайну предлагают метафору -- «язык для общения человека и вещи, им созданной».
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….2.
2.АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА………………………..3.
2.1.СЛОЖЕНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА………….3.
2.2.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА…………………………..4.
2.3.ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА……………………………11.
2.4.ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА…..13.
2.5.ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ.19.
2.6.ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА ….25.
3.ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ЖИЛИЩ………….29.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...34.
5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...36.
Деталь, повторяющая в меньшем размере форму, доминирующую в сооружении, подчёркивает величину сооружения. Небольшая дверь между башнями пилонов акцентировала величину пилона. Статуя в человеческий рост, помещённая 20-метровых колоссов Рамсеса в Абу-Симбеле, подчёркивала его сверхчеловеческую сущность. Тысячи мелких фигурок поверженных врагов возвеличивали высившуюся над ними фигуру фараона-победителя.
Введение масштаба позволяло создать иллюзию грандиозности даже сравнительно небольших памятников: небольшие фигурки людей, помещённые между лапами сфинксов, ведущих к карнакскому храму, способствовали зрительному увеличению их размеров.
Симметричность, выраженная в равномерном распределении массы по отношению к центральной оси в пирамиде и в тождественности граней в храме, воплотилась в размещении всех помещений на одной продольной оси: аллея сфинксов, доходящая до центрального входа, вход, главный неф гипостильного зала, дверь, ведущая в святилище, наконец само святилище. При этом направление центральной оси подчёркивалось особым архитектурным приёмом: сооружением специального карниза над дверью, расширением главного нефа, увеличением высоты колонн.
Архитектура сооружения сливается с его декоративным убранством - с колоннами, имеющими капители в форме цветов и бутонов лотоса, папируса, пальмовых листьев, с расписными потолками в виде звёздного неба, со статуями, стоящими во дворах, залах и святилищах, с рельефами, украшающими пилоны и стены. Рельефы, покрывающие всю неотъемлемую часть. Они дополняют архитектурный образ, раскрывают смысл. Египетский рельеф, плоскостной по своему характеру, сливается с плоскостью стены и ещё больше подчёркивает её монументальность.
Египетский художник умел использовать отдельную часть стены для создания композиции, согласованной с общим замыслом сооружения. При этом он не ограничивался лишь требованиями эстетики. Строго установленная символика обусловливала выбор сюжета изображения и определяла его место в здании, подобно тому как принятая схема расположения помещений диктовала план сооружения, который подчинялся существующим правилам.
Основные правила построения, сложившиеся в глубокой древности, освящённые религии и ставшие канонами, определили развитие египетской архитектуры, её сущность.
Как показывают памятники, правила эти не были незыблемы на всём протяжении истории египетской архитектуры, они изменялись по мере развития египетского общества, мировоззрения и искусства, но сущность их, обусловленная спецификой египетского социального строя, сохранялась на всём протяжении истории Древнего Египта.
Дома египетских вельмож, часто возводимые из камня, представляли собой сложный комплекс из многих помещений и снабжались внутренним двором. В эпоху Среднего царства (2000--1500 гг. до н. э.) столярное искусство достигает подлинного расцвета и поражает масштабами изготовляемых изделий. Например, для наружных и внутренних двухпольных дверей - между пилонами большого Карнакского храма - изготовлялись створки, каждая 5 м ширины и 20 м вышины. При этом все отдельные их части скреплены между собою деревянными гвоздями и клиньями, расположенными для предотвращения появления щелей в различных направлениях, но всегда под углом в 45 °. Стены таких дворов украшались барельефами и художественной росписью, отличавшейся плоскостностью: фигуры не столько смотрелись, сколько читались.
Интерьер домов был богат и красочен. Роскошные колонны подпирают потолок, фрески украшают стены, ковры и занавеси завершают внутреннее убранство помещений. Художественные образы, несмотря на священное к ним отношение, сильно стилизованы и символичны.
В оформлении убранства домов знати широко использовалось золото, из него же изготовлялись обшивки, инкрустации, скульптура, украшения, посуда. С серебром египтяне обходились бережнее. Также здесь довольно рано появились меха и шерсть, привозимые из североэфиопских экспедиций.
С усовершенствованием ткацкого станка, что позволило делать полотно тоньше и значительно шире, в убранстве жилищ появились драпировки. А с появлением бронзы интерьер стали украшать коваными изделиями.
В столярном производстве, которое в Древнем Египте было очень развито, использовалось черное эфиопское дерево. Древнейшие из известных нам образцов египетской мебели были найдены в царских погребениях. Это ларцы и шкатулки черного дерева, инкрустированные слоновой костью, зеленым и синим малахитом, бирюзой и лазуритом, табуреты с ножками в виде копыт животных, вырезанными из целых слоновьих клыков.
Рубанка
у египетских мастеров еще не было,
и токарного дела они не знали.
Поэтому дефекты сборки скрывались
под толстым слоем краски-
Особенно богатую мебель украшали слоновой костью, перламутром и даже золотыми накладками. Мебель разрисовывалась обычно цветным орнаментом, иероглифическим письмом и символическими элементами (солнечный диск, священный жук скарабей, коршун, пальма, папирус и др.). Краски были яркими, но с ограниченной гаммой цветов, которые никогда не смешивались.
Несмотря на обычай сидеть на земле, именно египтяне первыми создали развитую мебель для сидения. В основном это низкие скамеечки и стулья. Здесь возник и прототип первого складного стула.
Церемониальный парадный трон больше напоминает массивный сундук со спинкой. Форма трона соответствовала и манере сидения египтян: сидели они выпрямившись с сомкнутыми (из-за узкой одежды) ногами. На сиденье клали подушку, либо вообще прикрепляли ее к раме, заложив основы будущей мягкой мебели.
Мебель для сидения или скреплялась поперечными соединениями, устраиваемыми под углом, или же в угловые части стульев изнутри врезались специальные дугообразно искривленные деревянные шипы. Исследования египтолога Петри показали, что такие изогнутые формы получались в результате искусственного искривления ствола на корню в продолжении нескольких лет.
Благоразумные египтяне также одними из первых отказались спать на холодном грязном полу и создали ложе. Рама ложа опиралась на ножки в виде звериных лап (излюбленный декор ножек в Египте) и была обтянута ремнями, на которые клались матрацы и подушки. Впрочем, под голову подушки обычно не клались. Для головы имелась специальная подставка (так и не жарко, и пышная прическа не испортится).
Но самое пышное и искусное ложе предназначались не для живых, а для мертвых. Да, речь идет о саркофагах. Своими очертаниями они напоминали очертания человеческого тела, и придать им такую форму было делом не из легких (изготавливалось все с помощью ножа и топора). К тому же крышку обычно украшали рельефом человеческого лица и рук. Неровности на поверхности сглаживались пемзой, замазывались и закрашивались. Нанесенная живопись покрывалась защитным лаком.
Особенное изобилие образцов роскошно украшенной парадной мебели было найдено в открытой в 1922 г. гробнице фараона Тутанхамона, относящейся к 1350 г. до н. э. Среди найденных здесь предметов есть стул фараона, верхняя часть спинки которого украшена накладкой из золотого крылатого солнца -- знака бога Ра. Кроме мебели из дерева, бронзы и мрамора, делали еще и мебель, плетеную из ивовых прутьев. Деревянных образцов мебели до нас не дошло, но декоративных мраморных предметов осталось очень много; сохранились также и предметы обстановки, сделанные из бронзы.
Мебель, ларцы и сундуки в большинстве окрашивались белой краской, служившей фоном для дальнейших украшений. Среди древнеегипетских богатых «гарнитуров» известны деревянные кровати, стулья с ножками, изображающими львиные лапы или копыта быков, причем передние и задние ножки мебели были сделаны соответственно в форме передних и задних ног животного. Богато украшенные кресла и троны мастера Древнего Египта снабжали подлокотниками в виде идущих львов, а их спинки покрывали резьбой, накладками из золота и эмалью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение архитектуры Древнего Египта для истории архитектуры других народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом. Религиозная система с культом богов и мёртвых объединила в этой стране все проявления культуры в настоящий монолит, а дешёвый труд рабов по велению фараонов и жрецов воплотили эти религиозные представления в гробницах-пирамидах и храмах. Соразмерные лишь с мощью власти фараонов, громадные пирамиды символизировали её незыблемость.
Египтяне жили в строго упорядоченном обществе с необычайно развитым культом загробного мира. Поэтому строили все надежно, на века (пирамиды). Благодаря этим каменным «гимнам мертвым», мы имеем возможность ознакомиться с древним бытом египтян. Здесь сохранились предметы обихода и обстановки, но так как возводились они для фараонов и верхушки знати, то и говорить мы можем, в первую очередь, о «дворцовом» интерьере.
Египетский стиль в интерьере – это, прежде всего интерьер фараонов и верховных жрецов, ощущение богатства и роскоши древней цивилизации. Египетский стиль, спокойная симметрия и строгая геометричность, мебель из натурального дерева простых открытых конструкций, сундук-лавка, шпонированный кедром или черным деревом, с инкрустацией из камней и перламутра. Циновка на полу из тростника, фигурка кошки и бюст Нефертити, кальяны.
Интерьер в египетском стиле привлекает тех, кто ценит монументальность и лаконичность геометрических форм в древнеегипетском искусстве, и тех, кто желает создать в своём интерьере подобие роскошных покоев Клеопатры, отличавшихся, согласно эпическим источникам, богатством, особой торжественностью и величественностью..
В древнеегипетских храмах стены были равномерно заполнены орнаментом и иероглифами, однако для жилых помещений более характерен лаконичный бордюр под потолком из цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальм, стрел, стилизованных под солнечные лучи.
Арки и ложные колонны с капителью в форме пальмы или папируса, синий потолок с золотыми звездами создадут иллюзию храма Амона-Ра (бога солнца), каким его видели современники пирамид.
Стены, пилоны, колонны как правило испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной “египетской” позе – голова и нижняя часть тела – в профиль, а туловище и руки – в фас. В постройках встречается 3 типа колонн – лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор – женщины с головой собаки). Исключение составляет Амарнский период – период правления Аменхотепа IV (1368-1351 гг. До н.э.). Запрет многочисленных старых культов и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств “в сторону человека”. Погребальные сцены сменили изображения бассейнов с плавающими рыбками, порхающих бабочек, трогательно-чувственных сцен из жизни. Погребальные сцены сменились изображениями плавающих рыбок, порхающих бабочек, трогательно чувственных сцен из жизни. Скульптура тоже приобрела новые неканонические формы (вспомните бюст Нефертити – жены Аменхотепа). Впоследствии на элементах египетского стиля интерьера базируется весь ампир и арт-деко.
Шторы и текстиль должны быть как однотонными, светлых оттенков, так и украшенными строгим геометрическим орнаментом. Особенно актуальны здесь натуральные ткани, такие как хлопок, лён, тонкая шерсть.
Мебель Египетского стиля – это ларцы и шкатулки черного дерева, инкрустированные слоновой костью, зеленым и синим малахитом, бирюзой и лазуритом, табуреты с ножками в виде копыт животных, вырезанными из целых слоновьих клыков.
Египетский
стиль – монументальность, иррациональное
пропорционирование в архитектуре
и контраст масштабов разновеликих
фигур, украшающих колонны и стены
храмов. Египетское искусство впечатляет
спокойным величием, значительностью
и классической завершенностью форм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барташевич
А.А. и др. История интерьера
и мебели Москва: Гос. издательство
литературы по строительству,
архитектуры и строительным
2. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том I Н.А. Ковешникова - Моссква: Омега_Л, 2007. - 223 с.
3.Сурин А.А. История образования и цветодидактики / А.А. Сурин, М.О. Сурина - Моссква: МарТ, 2003. - 348 с.
4.Бадак А.Н.
История Древнего мира. М.: Харвест,
1998.
5. Быстрова А.Н.
Мир культуры (Основы культурологии).
М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2000.
6. Культурология
для технических вузов. // Под ред.
М.В. Буланова-Топоркова.- Ростов - на
- Дону: “Феникс”, 2001.
7. Кравченко А.И. Культурология. М.: Трикста,