Архитектура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:21, реферат

Описание

«Приручать» дизайн человек начал еще на заре своей истории -- на этапе превращения камня в примитивное орудие труда или охоты. Он просто пытался обустроить, например, пещеру под собственный образ жизни. Так что, на первых порах, дизайн был жизненной необходимостью. Сейчас нельзя сказать однозначно -- наука это или искусство. Скорее всего, ни то, ни другое в чистом виде. Некоторые авторы учебников по дизайну предлагают метафору -- «язык для общения человека и вещи, им созданной».

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….2.
2.АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА………………………..3.
2.1.СЛОЖЕНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА………….3.
2.2.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА…………………………..4.
2.3.ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА……………………………11.
2.4.ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА…..13.
2.5.ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ.19.
2.6.ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА ….25.
3.ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ЖИЛИЩ………….29.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...34.
5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...36.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 1.52 Мб (Скачать документ)

     

     Голова  статуи Аменхотепа III ,XVIIIдинастии фараонов. 

     

     Одновременно  изменился и облик других святилищ Карнака, из которых особенно примечательно  было новое здание храма богини Мут, расположенное к югу от храма  Амона и окруженное с трех сторон подковообразным озером. Одинаковые заливы озера, которые охватывали храм с боков, удачно сочетались с общей симметричностью его планировки. Строгость плана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого зала была продолжением колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона. Такая колоннада между пилоном и колонным залом была важным нововведением. Как бы определяя путь торжественных процессий, она сливалась с кончавшейся у ворот храма аллеей сфинксов и служила прекрасным воплощением столь характерной для египетского зодчества идеи бесконечной линии храмовой дороги, благодаря которой так выигрывало завершавшее ее здание храма. Сооружение подобной колоннады было тем более удачным, что она словно продолжала линию дороги и внутрь храма, где пространство было теперь построено на постепенной смене этапов пути через залы вглубь, к молельне со статуей божества. Это новое понимание внутреннего пространства было важным достижением египетской архитектуры Нового царства. Оно вносило в архитектуру принцип последовательного восприятия ее во времени. В то же время такая колоннада украшала храм, усиливая в нем ту декоративность, которая все больше развивалась в искусстве XVIII династии и ко времени Аменхотепа III стала одной из главных особенностей стиля этого периода. Примером такого развития было оформления храма Мут с его пышной центральной колоннадой и обилием портиков и скульптур, отражавшихся в воде озера.

     Теми  же чертами отмечено и второе по размерам и значению фиванское святилище  бога Амона - Луксорский храм. Построенный  здесь при Аменхотепе III на месте древнего святилища, он считается по праву одним из основных египетских архитектурных памятников. Планировка храма отличается исключительной четкостью, помещения расположены почти совершенно симметрично. В самой глубине здания находились окруженные культовыми помещениями молельни со статуями богов. Перед храмом был расположен большой двор с портиками, перед которым был запроектирован еще больший двор с гигантской центральной колоннадой по главной оси. Однако этот двор построен не был, и при Аменхотепе III успели только возвести центральную колоннаду из четырнадцати колонн по 20 метров высотой, с капителями в виде раскрытых папирусов.

     Значение  Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового царства  было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение и приобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно, оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей1, так же как и использование большого числа колонн (в Луксоре их было 151). После Луксора все чаще стали применять портики с двойными рядами колонн.

     Строителем  Луксора и храма Мут был  зодчий Аменхотеп, младший современник  своего тезки Аменхотепа, сына Хапу. Именно он ввел в построенных им храмах центральную колоннаду, роль которой была столь плодотворной для последующего развития египетской архитектуры.

     Постройка Луксора явилась важным звеном в  общем плане строительства Аменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной  части города новых святилищ -  Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западном берегу – как бы уравновесило храмы северной части Фив, а соединявшие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого архитектурного комплекса.

     В архитектуре XVIII династии большое место  занимали заупокойные царские храмы. Местом погребений фараонов стали Фивы; их усыпальницы расположились на западном берегу Нила, где издревле были кладбища. Гробницы отделились теперь от заупокойных храмов; для большей сохранности они высекались теперь в отдаленных ущельях скал, а храмы возводились внизу, на равнине. Идея такого нового оформления царской усыпальницы принадлежала выдающему зодчему Инени, о роли которого в создании нового типа храма уже говорилось выше.

     Заупокойные царские храмы строились теперь так же, как и другие храмы XVIII династии; постепенно развиваясь, они  превратились в монументальные здания с массивными пилонами и аллеями  сфинксов. Особенно был велик храм Аменхотепа III2, от которого сохранились лишь две гигантские статуи фараона, стоящие перед пилоном. Эти статуи, названные впоследствии греками колоссами Мнемона, достигают 21 м в высоту.

     Особое  место среди царских заупокойных  храмов занимает храм царицы Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона (конец 16 в. до н. э.). Она построила свой храм у скал Деир-эль-Бахри около Фив, рядом с храмом царей XI династии Ментухотепов, родоначальников фараонов-фиванцев, желая этим подчеркнуть свою принадлежность к их роду и тем самым оправдать правомерность своего столь необычного для женщины обладания престолом. Этими же побуждениями объяснялось и стремление уподобить ее храм храму Ментухотепов.

Женщина-фараон.Хатшепсут

Однако  храм Хатшепсут явно превосходил  последний как размерами, так и богатством декорировки. Грандиозный по масштабам, украшенный множеством скульптур, храм Хатшепсут являлся гармоничным сочетанием трех возвышавшихся одна над другой террас с высеченными в скалах залами, фасады которых были оформлены колоннадами. Наклонные плоскости пандусов прекрасно связывали чередующиеся линии горизонтальных террас и вертикальных колонн в одно целое и являлись в то же время продолжением линий дороги, которая шла из долины; строгие протодорические колоннады выступали на фоне высоких отвесных скал. В святилище было свыше двухсот статуй. Богатству оформления храма соответсвовала и внутренняя отделка – с золотыми и серебряными плитами полов, инкрустированной бронзой дверей и т. д. Строителем этого замечательного храма был Сенмут, один из талантливейших зодчих Египта и человек, близкий к царице.

   

2.5.ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ

                                     ( конец 15  – начало  14  в.  до  н. э. )     

     Конец XVIII династии – это период, имевший  совершенно исключительное значение в  истории египетского искусства.

     Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати и тесно связанного с ней жречества; это обогащение усиливало влияние придворной знати и жречества и противопоставляло их царской власти. В результате началось новое обострение отношений между фараоном и рабовладельческой знатью, разбогатевшими жрезами, особенно жрецами гланого египетского храма бога Амона-Ра в Фивах. Обострение вылилось в открытый конфликт в начале 14 в. при фараоне Аменхотепе IV. Этот фараон провел большую социальную и религиозную реформу.

     Стремясь  подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что значит «Небосклон Атона».По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется “амарнским”. Сам он также принял новое имя – Эхнатон – “Дух Атона”.

     Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже  памятники, созданные в начале правления  Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели и ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

     Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходим, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты  инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных.

     Фрагмент  росписи пола дворца.

     Эти помещения, так же как комнаты  частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта.

      

     Фреска.

       В некоторых помещениях стены  были покрыты фаянсовыми изразцами  также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами и даже особые помещения для зверинца.

     Жилища  древних египтян нам позволяют  изучать раскопки поселений времён Раннего и Древнего Царств. Уже  в IV тысячелетии до н.э. в Египте появляются города, где селятся ремесленники и торговцы. По сохранившимся развалинам двух городов - Ахетатона, столицы фараона Аменхотепа IV, и Кахуна - видно, что строили их на основе единого плана. Города имеют прямоугольную систему улиц и однотипные в плане дома. Кварталы зажиточных горожан имели более богатую планировку. Город был укреплён и имел канализацию. Жилые дома ещё в до династический периуд строились из кирпича-сырца, который изготовляли из нильского ила с добавлением песка и соломы. Такой материал недолговечен, поэтому так мало жилых построек древности сохранилось хотя бы в руинах до наших дней. О характере жилищ египтян мы знаем немало благодаря изображениям, глиняным моделям и археологическим исследованиям. Во II тысячелетии до н.э. жилой дом имел в плане правильную прямоугольную форму с длинным коридором, рядом маленьких комнат и залов с внутренними колоннами, поддерживающими крышу. Крыши имели разнообразные формы: плоские, сводчатые или куполообразные. Дом делился на две части - жилую и служебную, центром дома был очаг. Жилые помещения ориентировались на север, навстречу освежающим ветрам и очень часто выходили в сад.

     В городах зажиточные люди строили  одноэтажные, двухэтажные и трёхэтажные  дома. Нижний этаж, который не имел окон и освещался только через дверь, как правило, занимали ремесленники. На верхних этажах жили хозяева, комнаты здесь имели небольшие четырёхугольные окна, которые закрывались шторами, защищавшими от жары и ветра. Фасады таких домов, как правило, украшались, а крыши имели прямоугольную форму и служили хранилищами для зерна.

     Жилища  знатных египтян строились в  подражании царским дворцам и  представляли собой обширные комплексы, занимавшие площади в несколько  гектаров. Жилищами знати строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка .. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка .Дом имел вход в виде портика, за ним следовали приёмные залы, к которым примыкали кладовые для провизии и хранилища для одежды. Основную часть дома занимали жилые покои хозяев. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены штукатурили и украшали росписями.

Информация о работе Архитектура Древнего Египта