Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 03:00, доклад
Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна
Цель Баухауза заключалась не в распространении какого бы то ни было стиля, системы или догмы, а в оказании обновляющего влияния на всю сферу формообразования. «Стиль Баухауза» был бы лишь признанием поражения и возвращением к той омертвляющей инерции и пассивному академизму, с которыми школа боролась
Баухауз и его вклад
в развитие мирового дизайна. Творчество
и любовь к красоте –– необходимые
условия счастья. Время, не признающее
эту бесспорную истину, не обретает ясного
зрительного выражения: его образ остается
неотчетливым, а его произведения не могут
доставить радость.
Когда в прошлом
веке стало казаться, что машинная
продукция затопит весь мир, оставив
художников и мастеров в плачевном
состоянии, пренебрежение формой и
качеством изделий вызвало
С другой стороны, ремесленник
с течением времени стал очень
слабо напоминать страстного и независимого
представителя средневековой
Какова же причина
этого омертвляющего процесса? В
чем надо видеть разницу между
ремесленным и машинным трудом? Различие
между индустрией и ремеслом заключается
не только в разном орудии производства,
но и в раздробленности трудового
процесса в противоположность
Метод.
Вальтер Гропиус
говорил: « Моё намерение состоит
в том, чтобы не обучать так
называемому лаконичному
Я всегда ощущал известное
разочарование, когда меня спрашивали
о средствах и тайнах моей работы,
в то время как интерес представляет
передача моих основных переживаний
и использованный при этом метод.
Лозунг «красиво всё то, что полезно»
правилен лишь наполовину. Когда мы
можем назвать человеческое лицо
красивым?
Части любого лица соответствуют
своему назначению, но только абсолютные
пропорции и гармоничные краски
по справедливости могут называться
красивыми. То же и в архитектуре.
Только абсолютная гармония технической
функциональности и пропорций формы
создаёт красоту. Именно эти критерии
делают нашу задачу столь многогранной
и сложной.
Совершенная архитектура
должна быть воплощением самой жизни,
что подразумевает
Цель.
Прежде всего должны
быть установлены новые границы архитектуры,
что нечего мечтать совершить этот труд
одному, что этого можно достигнуть лишь
воспитанием и подготовкой нового поколения
архитекторов, которые овладеют современными
средствами производства в специальной
высшей школе. Так в 1919 году был торжественно
открыт Баухауз со специальной задачей:
понять сущность искусства архитектуры,
которая соответственно человеческой
природе охватывала бы собой все проявления
жизни. Школа добровольно сосредоточила
внимание на том, что является сейчас насущной
необходимостью, – на предотвращение
порабощения человека машиной путем спасения
массового производства и быта от анархии
механизации и возвращения их к смыслу,
чувству и жизни. Это подразумевает создание
вещей и зданий, заранее спроектированных
для промышленного производства. Задачей
было искоренить ошибки механизации, не
жертвуя ни одним из ее достоинств. Мечтой
было создание подлинных ценностей, а
не проходящих новшеств.
Баухауз пропагандировал
на практике равноправие всех видов творческого
труда и их логическую взаимосвязь в современном
мире. Ведущим принципом было то, что формообразующая
деятельность является не односторонне
интеллектуальным или односторонне
материальным делом, а неотъемлемой частью
жизни, необходимой в каждом цивилизованном
обществе. Замыслом было извлечь художника
из состояния отрешенности и восстановить
его связь с миром каждодневной реальности,
и на то, чтобы расширить и очеловечить
неподвижное, почти всецело материальное
сознание людей труда.
Цель Баухауза заключалась
не в распространении какого бы то ни было
стиля, системы или догмы, а в оказании
обновляющего влияния на всю сферу формообразования.
«Стиль Баухауза» был бы лишь признанием
поражения и возвращением к той омертвляющей
инерции и пассивному академизму, с которыми
школа боролась. Школа старалась сформулировать
новый подход к задаче, который воспитает
творческое сознание у всех единомышленников
и который в конечном счете приведет к
новому отношению к жизни.
Баухауз был первым учреждением в мире, осмелившимся воплотить этот принцип в конкретной программе. Основной идеей программы были исследования условий нашей индустриальной эпохи и присущих ей главных течений.
Идея и структура
Баухауза.
Выражением прошлого
сознания была Академия, она способствовала
раздельному существованию двух
видов творческой жизни –– производственной
и ремесленной—независимо от деятельности
художественно одаренных людей, которая
протекала в полной изоляции. В великие
эпохи, напротив, вся общая производительная
деятельность тесно зависела от художественно
одаренной личности, ибо она находилась
в центре и опиралась на те же основы производства
и те же практические знания, что и любые
другие труженики снизу доверху. Художник
обладал профессией, поддававшейся изучению,
несмотря на различные непонятные случаи
в творчестве, приводившие к ошибкам. Обучение
в Академии вело к тому, что художественная
индивидуальность совершенствовалась
в ущерб социальным нуждам. Такое обучение
ограничивалось лишь методом графического
и живописного изображения вне всякой
связи с особенностями реальных материалов,
техникой и производством. Но со второй
половины XIX века началось движение против
пагубного влияния Академии: Рёскин и
Моррис в Англии, ван де Вельде в Бельгии,
Ольбрих и Беренс и другие в Германии,
Веркбунд –– все они пытались
найти и определить путь для восстановления
утерянного единства материального производства
с художественным творчеством. В Германии
возникли школы прикладного искусства,
которым надлежало заняться подготовкой
художественно одаренных личностей для
промышленности и ремесленного производства.
Но дух Академии был еще жив, и это производственное
образование оставалось дилетантским;
его основу продолжало составлять традиционное
рисование «проектов». Таким образом,
попытки сломить старое, не преобразуя
всего в целом, не меняли отношения между
жизнью и «искусством для искусства».
С другой стороны, в области ремесленного
производства –– прежде всего
в индустрии –– тоже изыскивали средства
для привлечения сюда художника. Наряду
с прежними требованиями техничности
и общей качественности вещи стали выдвигать
и требования красоты внешних форм изделия,
добиться которых прежним производственным
методом было нельзя. Тогда начали покупать
«художественно решенные проекты». Но
это была попытка с негодными средствами,
поскольку художник оказался чужд вещи,
он ничего не понимал в ее техническом
и реальном изготовлении и не мог связать
свои формальные предложения с практическими
возможностями их выполнения. Не хватало
специально обученных художественно одаренных
людей, которые могли бы внести в производство
необходимую целостность на основе требований
создания нового единства всех форм.
В Государственном
Баухаузе в Вейморе впервые предпринята
попытка широко воплотить эти идеи на
практике.
Весной 1919 года Вальтер
Гропиус принял на себя руководство
Саксонско – Вейморской школой прикладного
искусства и Саксонско – Вейморской Высшей
школой изобразительного искусства, обьеденив
их в одно целое под общим названием «Государственный
Баухауз». Соединение умозрительной работы
в Академии с практической деятельностью
в Школе прикладного искусства дало возможность
начать выполнение общего плана перестройки
обучения художественно одаренных людей.
Ведущим принципом,
которым была подчинена вся работа,
являлось стремление к слиянию всех
видов художественного
Всё обучение в Баухаузе делится на:
I Практическую часть.
1. Камень 2. Дерево 3.
Металл 4. Звук 5. Стекло 6. Цвет 7. Ткань
Перспективные элементы:
а) Значение материалов
и орудий обработки.
б) Основные представления о бухгалтерском деле, расценках и способах заключения договоров.
II Теоретическая
часть.
Восприятие.
а) Натурные студии.
б) Учение о материалах.
Представление.
а) Учение о проектировании.
б) Учение о конструировании.
в) Техническое рисование
и постройка моделей всех пространственных
элементов.
Формообразование.
а) Учение о пространстве.
б) Учение о цвете.
в) Учение о композиции.
Перспективные элементы:
Лекции о проблемах
искусства и промышленности( как
современных так и прошлых эпох).
Весь цикл обучения делится на 3 курса:
1. Пропедевтический курс.
Длительность 6 месяцев. Элементарное обучение форме в связи с учением о материалах в специальных мастерских пропедевтического курса. В итоге –– перевод в учебные мастерские.
2. Практический курс.
Длительность 3 года. Работа в учебных мастерских по окончанию знакомства с закономерностями учебного рисунка и дальнейшее обучение построению форм. В итоге –– приём в члены ремесленной гильдии, далее –– в сотрудники Баухаузе.
3. Строительный курс.
Практическое участие в строительстве на реальном объекте и свободное творческое участие в строительном процессе на экспериментальной площадке Баухауза. Длительность –– по соображениям руководителя и согласно надобности. Строительные и экспериментальные площадки служат одновременно развитию и уточнению практического и теоретического курса. В итоге –– получение звания мастера гильдии, в дальнейшем –– сотрудника Баухауза.
1. Пропедевтический курс.
Каждый, кто желает поступить в Баухауз, должен обязательно обнаружить в ходе выполнения какой-либо самостоятельной работы все свои задатки в сфере производства и формообразования. Выбор мастера бывает субъективен и поэтому нередко ошибочен, если нет строгой антропометрической системы, с помощью которой можно определить потенциальные возможности растущего индивида. Каждый принятый попадает сначала на пропедевтический курс, который длится 6 месяцев и заключает в себе уже все элементы будущего обучения. Практический и теоретический формальные курсы неразрывно связаны друг с другом; их цель –– высвободить дремлющие творческие силы учащегося, дать ему возможность самому почувствовать природу материала и понять основные закономерности построения художественного образа. Система педагогического воспитания может проявиться тут в полной мере. Нужно достичь понимания и правильной оценки индивидуальных возможностей самовыражения. Творческие возможности разных индивидов совершенно различны. Один предпочитает выражать себя в ритме, другой в светотени, третий –– в цвете, четвертый –– в характере материала, пятый –– в звуке, шестой –– в пропорциях, седьмой –– в соотношении материального и абстрактного пространства, восьмой –– в соединении чего-то одного со вторым, третьим, четвертым и так далее. Этот курс знакомил учеников с понятием пропорции и ритма, света и тени, цвета. Учащийся выполнял упражнения с различными материалами и инструментами всех свойств, чтобы дать ему возможность определить свое призвание. Одновременно начиналось обучение проектированию. Все работы, выполняемые на пропедевтическом курсе, несут на себе отпечаток педагогического воздействия. Если они и обладают художественными качествами, то лишь постольку, поскольку в основу каждого из них заложено наибольшее выражение возможностей развивающегося индивида, что и можно назвать искусством.
Информация о работе Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна