Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 03:00, доклад
Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна
Цель Баухауза заключалась не в распространении какого бы то ни было стиля, системы или догмы, а в оказании обновляющего влияния на всю сферу формообразования. «Стиль Баухауза» был бы лишь признанием поражения и возвращением к той омертвляющей инерции и пассивному академизму, с которыми школа боролась
После окончания
этого курса учащийся переводится
на следующий в зависимости от проявлений
учащимся качеств и индивидуальных особенностей
его выражения. Он переводится в специальные
мастерские и приступает к другому этапу
развития своих практических и пластических
возможностей.
2. Практический и
формальный курсы.
Лучший способ обучения –– это обучение непосредственно у мастера, как это было в прежние времена, когда не знали особых учебных работ и создания художественных образцов. Старые мастера давали ученикам одновременно и практические знания и формальные знания. Но такой способ обучения у мастера-практика не знал еще рокового различия таланта и просто человека, характерного для нашего времени. Поэтому сегодня работать у такого мастера непродуктивно. Остается путь синтеза, то есть одновременного обучения учащегося техническим основам –– со стороны ремесленника, и формальным –– со стороны одаренного художника. Подобная система обеспечивает разностороннее развитие будущих талантов и достижение нового единства в творчестве, постоянно подготавливая такой вид созидательной деятельности, который ориентирован на нужды народа. Итак, основу педагогики Баухауза составляет следующий принцип: «Каждый учащийся и сотрудник учится одновременно у двух мастеров –– мастера-ремесленника и мастера художественной формы. В последствии Баухаузу удалось на место руководителей мастерских поставить бывших учеников, которые обладали техническим и художественным опытом, что разделение на преподавателей формы и преподавателей технологии стало излишним. Оба они тесно связаны друг с другом в процессе обучения. Ремесленное и формальное обучение является обязательным –– ни один из учащихся или сотрудников не может уклоняться от того или другого.
Практический курс является важнейшей предпосылкой для коллективной работы в строительстве. Он сознательно направлен против практического дилетантства нового художественного поколения; поэтому каждый учащийся в соответствии с планом должен пройти его согласно установленным срокам обучения. Практический курс служит исключительно для развития мастерства руки и технического исполнения ; это лишь средство, а не цель обучения. Его истинная цель –– добиться многосторонности в выражении, а не обеспечить себе ремеслом хлеб насущный.
Баухауз рассчитывает на машину как на современное средство формообразования и стремится к контакту с ней. Но было бы бессмысленно, не получив законченного художественного образования, идти в промышленность, чтобы там возрождать утерянные связи с производственными силами; она бы заглушила дарование своей односторонней материальностью и монотонной работой, присущей каждой фабрике. Напротив, ремесло соответствует его возможностям, его духовному представлению о мире и потому дает лучшие результаты практического обучения. В противоположность фабрике ремесленник сосредоточивает всю подготовительную работу над изделием в одних руках.
Баухауз не является ремесленной школой, в нем ищут путей единения с промышленностью; но ремесло необходимо сегодня так же, как оно было нужно в прошлом. Практический курс в Баухаузе должен подготовить учащихся к работе в сфере нормированного производства. Лучшие студенты Баухауза посылались на время для практической работы на фабрики. С другой стороны, квалифицированные рабочие с фабрик приезжали в мастерские Баухауза, чтобы обсудить потребности промышленности с преподавателями и студентами. Таким путем возникло взаимное влияние, выразившееся в создание ряда ценных изделий, техническое и художественное качество которых было одобрено и производителем и покупателем.
После окончания
трехлетнего основного
Наряду с практическим обучением идет обучение духовное. В формальном курсе место индивидуального, произвольного восприятия формы, характерного для Академии, занимает задача выборки методов постижения элементов формы и цвета и соответствующих законов. Чтобы ясно воплотить свой творческий замысел, учащийся должен понимать средства языка форм, цвета и так далее и владеть их выразительностью. Итак, практическое значение формального курса основывается на восприятии, то есть на репродуктивном изучении форм природы и на раскрытии способов построения формы соответственно различным композиционным задачам. К практическим занятиям в формальном курсе относятся также средства изображения. Каждое пространственное изображение строится с помощью рисунка или создания модели, это подразумевает наличие особых знаний –– учения о проекции и учение о конструкции как в отношении абстрактного, так и материального пространства, необходимого для построения картины согласно масштабам целого, части которого четко выделяются на рисунке. Курс проектного рисования, таким образом, отличается от абстрактного академического рисования перспективы, привязанной к условной точке схода. На ряду с геометрическим рисунком в Баухаузе уделяется и внимание созданию новых пространственных изображений, где на одном и том же рисунке изображение пространства соединяется с масштабными геометрическими рисунками, что устраняет бессмысленность изображения отдельных частей и сохраняет их масштабность.
4. Строительный курс.
Подмастерья, которые
окончили производственный и формальный
курсы и подготовлены к совместной
работе, переходят к строительству.
После завершения основного курса Баухауза самым важным его разделом является строительный курс, включающий в себя работу для строительства и на самом строительстве –– на экспериментальной и строительной площадках. На экспериментальной площадке могут работать только полноправные подмастерья, а не учащиеся. Здесь они испробуют и совершенствуют свои производственные и формальные способности. Они получают также доступ в проектные мастерские, которые находятся по соседству со строительными площадками. По мере получения внешних заказов они могут принимать участие в разработке и производственном изготовлении реальных строительных сооружений. Баухауз ставит своей задачей добиться широкого сотрудничества в строительстве инженеров, предпринимателей и художников –– всех ответственных за экономику, технику и форму. Весь курс Баухауза завершается требованием нового большого производственного единства, который охватывает собой все творческие предпосылки формообразования как неделимое целое. Художественно одаренные люди должны в итоге такого обучения развить в себе преимущественно правильное сочетание производственных и формальных способностей. После того как будет избран окончательный путь и средства самовыражения, они могут обратиться к умозрительной экспериментальной работе, в ходе которой всегда будут помнить о единстве и искать новые ценности.
Баухауз переезжает.
Первые практические
результаты Баухауза по воплощению провозглашенных
идей демонстрировались на выставке 1923
года в Вейморе. Она называлась «Искусство
и техника. Новое единство» и вызвала большой
общественный резонанс вокруг этого института.
В виду угрозы закрытия со стороны правительства
руководство и Совет мастеров Баухауза
в рождественские дни 1924 года публично
объявили о роспуске Баухауза. Акция закрытия
Баухауза вызвала широкие отклики в печати
и решила его судьбу. Различные города
обратились с предложением о переводе
Баухауза к ним. Дессау находится в самом
центре среднегерманского бассейна бурого
угля и отличался всё расширяющимися экономическими
возможностями. Это дало повод перевести
Баухауз туда. Весной 1925 года мастера и
учащиеся перебрались в Дессау. Основные
положения Баухауза, особенно учебные
характеристики были тщательно пересмотрены.
Были еще больше упрочены связи с промышленностью,
расширился строительный курс. Весной
1928 года В.Гропиус покинул Баухауз. Его
место занял Ганнес Мейер. Постепенно
начало формироваться обучение по новому
профилю –– дизайнера. В 1927 году
открылось отделение архитектуры.
Летом 1930 года Майер
был уволен по политическим причинам.
Он вместе с 7 учениками отпрпвился
в Советский Союз. Архитектор Людвиг Мис
ван дер Роэ стал 3 директором Баухауза.
Преподавание снова стало приобретать
более академические формы, труд в мастерских
сократился.
22 августа 1932 года
Совет самоуправления принял
решение с 1 октября 1932 года
прекратить преподавание в
Проекты.
По проекту Гропиуса в Дессау было построено здание резиденции: многофункциональный комплекс из корпусов, факультетов и мастерских, окружённых стеклянными ограждениями.
Вальтер Гропиус
В качестве преподавателей
Гропиус приглашал людей
Следуя этому замыслу, Гропиус выбирал художников разных творческих интересов, из разных стран. Иоганн Иттен, швейцарский архитектор, ранее преподававший в Вене, тоже был сторонником обучения через «делание» и развитие индивидуального творчества. Близким по художественной программе оказался и голландец Тео ван Дусбург, теоретик группы «Де Стейл», приглашённый на вводный курс. В Баухаузе он развивал свою теорию пространственного и цветового восприятия. Живописец Лионел Файнингер и скульптор Герхард Маркс вели курсы полиграфии и керамики.
Известный русский
художник-универсал Василий
Идею слияния разных
видов искусства в среде
Вместе с Л. Файнингером,
немецким живописцем Паулем Клее и русским
живописцем Александром Явленским Кандинский
издавал альманах «Синий всадник» (1912,1914
гг.). На страницах этого издания (кстати,
по типу тоже синтетического) настойчиво
проводилась идея необходимости культурного
синтеза. Публиковались материалы по всем
видам искусства и всем его разновидностям:
профессиональной и народной, академической
и авангардной, наивной и детской. Только
понимание их глубинной взаимосвязи, полагали
авторы альманаха, позволит открыть дор01у
«великому синтезу», и тогда родится поистине
аналитическое искусство.
Эти мысли были использованы в Программе Баухауза. В. Гропиус верно угадывал в архитекторах и художниках разных направлений педагогов-теоретиков и практиков. Паулю Клее была поручена мастерская художественного стекла и семинар для учащихся мастерской художественного текстиля. Руководство мастерской металла взял на себя венгерский живописец Ласло Мохой-Надь, создатель композиций из металла, получивших название «телефонных». Он читал курс о свойствах материалов — металла, дерева, стекла, камня, а в серии «Книги Баухауза» впоследствии вышел его труд «От материала к архитектуре».
В.Гропиус, А.Майер, Учебные
корпуса Баухауза в
Дессау 1926г. Вестибюль 1 эт. Осн. комплекса.
Что касается самой
резиденции Баухауза в Дессау, то в ней
сделана попытка наглядно воплотить в
жизнь принципы функционализма. Объёмно
— пространственная композиция комплекса
решена свободно, без стремления к парадности
и с учётом предназначения каждого элемента.
Основное здание производственных мастерских
не имеет главного фасада. Стены выполнены
в виде стеклянного экрана (именно поэтому
здание стали называть «Аквариумом»).
Подобный конструктивный приём, обеспечивающий
максимальную освещённость помещения,
впервые использовал наставник Гропиуса,
известный немецкий архитектор Петер
Бернес в промышленном строительстве.
Перекидной корпус-мост
не только служил переходом, но и вместил
в себя архитектурное отделение.
Шестиэтажное общежитие для студентов
выглядело как современный дом
с небольшими балконами. А неподалёку
от главного корпуса, среди сосен, располагались
коттеджи для преподавателей и директора.
И хотя все коттеджи были построены
из одинаковых кубов, в каждом случае
эти фигуры соединялись по-разному.
В результате здания отличались сугубо
индивидуальной «внешностью», а в
некоторых своеобразное сочленение
объёмов даже позволило устроить
на крыше открытую террасу. В каждом
из них размещались просторная мастерская,
сообщающиеся гостиная и кабинет, спальня,
рационально оборудованная кухня, санузел.
Информация о работе Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна