Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 03:00, доклад
Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна
Цель Баухауза заключалась не в распространении какого бы то ни было стиля, системы или догмы, а в оказании обновляющего влияния на всю сферу формообразования. «Стиль Баухауза» был бы лишь признанием поражения и возвращением к той омертвляющей инерции и пассивному академизму, с которыми школа боролась
Интерьеры «до последнего
гвоздя» были спроектированы самими
обитателями. Например две половины дома,
в котором жили Кандинский и Клее, сообщались
лишь через подвальное помещение. На половине
Кандинского господствовала стильная
холодность, у Клее — атмосфера несколько
мещанского уюта швейцарского бидермейера
с массивной мебелью. Две стены гостиной
на половине Кандинского были окрашены
в светло-розовый, остальные в чёрный цвет,
всюду размещалась живопись хозяина. Известна
теория Кандинского относительно воздействия
на человеческое восприятие точек и линий.
Об этом он писал в книге «Точка и линия
на плоскости» (она тоже выходила в серии
«Книги Баухауза»). И художник учитывал
свои изыскания в расположении декоративных
элементов интерьера. Автором белого,
покрытого лаком стола со стульями был
Марсель Брейер — сначала ученик,
а затем преподаватель Баухауза. Гропиус
вспоминал, что Кандинский любил искусство
многих эпох, и коттедж стал своего рода
музеем индийской скульптуры, новгородских
икон и трогательных произведений французского
живописца-примитивиста Анри Руссо. Вошедшему
представлялось наглядное воплощение
идей «Синего всадника»: жилище Кандинского
могло служить учебным пособием по созданию
синтетической среды обитания. Студенты
Баухауза специализировались на жилых
и общественных зданиях массового характера.
В стране шла индустриализация, широко
строилось жильё, поэтому принцип стандартизации
становился особенно актуальным. Но для
Баухауза важнее всего был поиск не просто
функциональных, но одновременно динамичных
форм. «Чем функциональней постройка
— тем красивее» — этой заповеди в Баухаузе
следовали неукоснительно.
Демонстрацией функционального
решения и разнообразных
В формообразовании доминировал геометризм. Это проявилось, например, в дизайне мебели. Правда, она несла и отпечаток экспрессионизма, но в целом отвечала специфике массового производства. «Визитной карточкой» стиля Баухауза стали кресла, стулья и табуреты Марселя Брейера из плавно изогнутых стальных трубок. Эти предметы были моющимися, экономичными, в них подчёркивалась конструктивная сторона. Подобные металлические стулья проектировал и Мис ван дер Рое.
1.М.Брейер
стул “Василий”
названный в честь Кандинского. 1925
2. М.Брейер тележка с тремя 3.М.Брейер кресло
колесами.
В некоторых проектах предметы мебели уподоблялись архитектурным сооружениям. Таково, скажем, кресло со ступенчатыми боковинами, напоминающими фрагмент крепостной стены. Африканский стул М. Брейера со спинкой, похожей на вход в хижину, и пёстрым мягким сиденьем тоже вполне архитектурой. Более конструктивны стулья со спинкой, скошенной назад (Пира Бюкинка), и сиденьем, приподнятым вверх (М. Брейера). Вся эта феерия силуэтов родилась в результате поиска связи между формой и функциональностью. Излюбленной темой мастеров Баухауза был дизайн осветительных приборов. Причём поиски в этой области в 1923-1932 годы сблизились с работами художников направления «Новая вещественность» (Nеие ЗасЫаспЬеН:). Создаваемые предметы представляли собой «вещественно сконструированный объект». Таков, к примеру, светопространственный модулятор Л. Мохой-Надя. Эта кинетическая конструкция из металла и пластика напоминала гигантский вентилятор. То была попытка соединить функциональную конструкцию с абстрактными элементами, инженерно-техническую мысль с идеями супрематизма. Настенные лампы-кронштейны впервые сконструировал К. Дж. Джакер (192 3 г.). А лампы из стекла и металла А. Ван де Вельде имели форму шара или полусферы, заключённых в металлический обод.
Т.Боглер,
Кофейный
сервиз,
1923
Чрезвычайно интересна была и дизайнерская посуда. В ней тоже преобладали геометрические формы и почти отсутствовала роспись и любой другой декор. Вообще проблема росписи и орнамента остро дискутировалась в Баухаузе. Художники признавали строгий линейный орнамент, а не орнаментализацию, которая нарушает конструктивность и предполагает наложение. «Линия свидетельствует о силе и энергии того, кто её начертал», — эта мысль Кандинского почиталась в Баухаузе как непреложная истина. Излюбленными материалами художников были металл и лощёная гладкая керамика. Металлический кувшин Джулии Пап (1922 г.), круглый металлический чайник Эриха Дикмана, набор кастрюль Отто Линдига, напоминающий машинную форму своими ручками-шарами, сервиз из лощёной, отражающей свет керамики Теодора Боглера (1923 г.) — всё это дизайн, продуманный функционально.
Талантливые мастера работали также в художественном текстиле. В рисунках гобеленов Гунты Штольц, Бениты Отте, Макса Пфайфе-ра преобладали клетки и полосы. Идеи живописца Оскара Шлеммера, увлекавшегося сочетанием синего и жёлтого и полагавшего, что оно благотворно действует на нервную систему, тоже воплощались в гобеленах. Цвет, орнамент, материал в этих изделиях увязаны в изысканное эстетическое целое.
Итак, мастера Баухауза были практиками высочайшего класса, хотя их проекты оставались зачастую лишь выставочными экспонатами. То были идеалисты в своих теоретических воззрениях. Они верили в изменение мира посредством «хорошей формы». Человек должен жить в среде, где воплощены высокие принципы искусства — эта заповедь их творчества живёт и поныне, продолжая питать архитектурную и дизайнерскую мысль всего последующего времени.
Возрождение идей Баухауза. Ныне в Германии действует Фонд Баухауза. Его руководитель доктор Вальтер Пригге считает, что «современное окружение зачастую перегружено стилизациями и инсценировками, активно противопоставляющими себя живому человеческому опыту». Идея проекта 1997 года, названного «Школа и центр во дворе Кранаха», заключалась в организации абсолютно нового пространства за старинным фасадом XVII века.
Идея проекта
организация нового
пространства
за старым фасадом
Двор Кранаха—это
исторический центр города Виттенберга.
Особенность работы заключалась в том,
что в ней максимально использовались
имеющиеся под рукой старые материалы,
то есть свалка вышедших из строя, подлежащих
утилизации предметов, арматуры и т. д.
Всё это оказалось идеальным набором для
творчества.
Баухауз был основоположником современного формообразования в дизайне. Творческое достижение и прогрессивные идеи Баухауза составляют неотъемлемую часть нашего культурного достояния.
Информация о работе Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна