Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:34, реферат
Удивительное и необычайно емкое понятие «парки Крыма» так много говорит нам, что наверное нет нужды его пояснить. Более ста лет прошло со времени их создания, а образ парков почти не изменился: «Целыми рощами и красивыми группами разбросаны здесь повсюду темные кипарисы, стройно возвышаясь во всей суровой красоте своей среди деревьев других пород, среди густолиственных лавров, магнолий рамнусов и среди множества других вечнозеленых дерев и кустарников южного климата, и вся эта масса могучей южной растительности так дивно гармонирует с синей лазурью здешнего неба, с мрачными скалами и с прозрачной синевой моря».
В процессе проектирования и строительства гостиницы «Ялта» с особой тщательностью учитывалась в рисунке генерального плана любая деталь — будь то старая крымская сосна, бережно сохраняемая вблизи самого здания, вереница пирамидальных тополей у его подножия или стройные ряды кипарисов на плавных изгибах ранее заложенных аллей. В благоустройстве применены разнообразные декоративные акценты — скульптурные элементы (декоративные вазы и композиции из керамики), мостики, пластика текущей воды, столь характерные для крымских парков. И здесь, в современном парке в многочисленных фонтанах, бассейнах, каскаде пластика текущей воды стала одним из существенных элементов ландшафтной архитектуры. В парке высажено 150 сортов деревьев и кустарников. На верхней террасе, наиболее бога той растительностью, созданы два участка отдыха. В центре композиции одного из них в кольце прогулочных дорожек — фонтан Флора. Другой формируется площадками платанов, каштанов и кипа рисов. Отсюда просматриваются морская панорама и лежащие внизу открытые бассейны. декоративные цветники и площадки свободно следуют пластике рельефа с системой пандусов и лестниц. Все это создает глубокую связь комплекса с окружающей средой.
Учитывая возрастающую посещаемость Массандровского парка, в дальнейшем он может быть расширен также в глубинном направлении за пределы автострады Ялта — Симферополь. Над этой дорогой во второй половине Х в. был разбит регулярный парк с бассейнами, фонтанами, декоративным партером и дворцом. Парк имеет интересную дендрологическую коллекцию, включающую вековые секвойи, кипарисы, кедры и десятки других ценных видов деревьев и кустарников южнобережной флоры. Со стороны гор к нему примыкает лесная заповедная территория, примечательная вековыми массивами сосны крымской, дуба скального, крупными экземплярами реликтового можжевельника. Посещаемость этой территории в настоящее время ограничена.
Таким образом, Массандровский парк не только территориально расширяется, но и получает более глубокое современное содержание.
Его
основная привлекательность
связана с прогулочным
отдыхом по специальным
терренкурам с
дозированной физической
нагрузкой, имеющим
также важное познавательное
и большое эстетическое
значение — вдоль терренкуров
на фоне великолепного
газона организована
экспозиция примечательных
дерёвьев и кустарников
Южного берега Крыма.
Алупкинский
дворцово-парковый комплекс
В Крыму немало сооружений, для которых характерны черты романтического стиля, причем своеобразную окраску им придает использование форм и приемов мавританской архитектуры. Самым замечательным из них является Воронцовский дворец и парк в Алупке. Парк создавался с 1830 по 1846 г. (строительство дворца было закончено в 1837 г.). Для строительства был привлечен известный английский архитектор, один из основоположников романтической школы, Э. Блэр, автор фасадной части королевского Букингемского дворца в Лондоне, замка В. Скотта Абботсфорд в Шотландии. Сам Э. Блэр не приезжал в Алупку. Строительство дворца и придворцовой части парка осуществлял архитектор-строитель В. Гунт. Парк в течение 25 лет создавал садовник К. Кебах. Дворец запроектирован в форме поздней английской готики в сочетании с элементами мавританской архитектуры. Главный фасад дворца, обращенный к морю, решен в виде лоджии. Дворец расположен на узкой площадке, с восточной и западной сторон к нему ведут подходы, выполненные в стиле крепостной средневековой архитектуры с нишами, переходами и двориками в контрасте с изящными декоративными башенками. Все детали и облицовка выполнены из местного серо-зеленого камня — диорита, поэтому создается впечатление, что, он высечен из скалы. Он довольно мрачен, как и положено старому шотландскому замку, особенно его северный фасад. Однако этой мрачности противопоставлена светлая и нарядная мавританская лоджия южного фасада. В интерьере дворца также поражают контрасты: комнаты с панелями и потолками из темного дерева и голубая гостиная с мягкими линиями углов, отделанная сплошной лепкой из белых цветов по голубому фону. Она как очаровательная шкатулка из знаменитого фарфора «бисквит». Таким же контрастом к общему «английскому» колориту интерьеров является пронизанный светом зимний сад с прекрасными растениями и великолепной коллекцией скульптуры. Несколько в отдалении от центрального корпуса расположен библиотечный корпус, соединенный с ним узким коридором и широкой лестницей. Шуваловский проезд между корпусами дворца напоминает средневековую улицу. Архит. Э. Блэр нашел в ландшафте участка и его окружения прекрасный повод, чтобы развернуть композицию на хорошо знакомую ему тему дикой горной Шотландии с ее скалами, водопадами, елями, дубами и соснами, навеянную модными в ХVIII в. шотландскими балладами. Гигантские нагромождения камней Большого и Малого Хаоса органично увязывают подножие и фантастические вершины горы Ай-Петри с прибрежными скалами у кромки моря. Масса дворца, вытянутая в плане, с ее башенками как бы повторяет рисунок Ай-Петри, вершина, которой и сама похожа на фантастический замок. Трудно себе представить более полное слияние архитектуры с природой. Мавританские мотивы архитектуры дворца нашли продолжение в архитектуре парка. Недаром считалось, что знаменитая Альгамбра была в воображении архитектора и садовника, когда они создавали этот сад с множеством бассейнов, фонтанов, каскадов, с прохладными уголками, т. е. с теми средствами, которыми формировалась объемно-пространственная композиция садов арабов в Испании. Здесь присутствуют также детали итальянских садов эпохи Возрождения (скульптура, стриженые насаждения лавра и буксуса), элементы барокко и классицизма.
При подъезде к Алупке по автомагистрали со стороны Севастополя издали хорошо узнаются очертания готического дворца, темно-зеленые вершины кипарисов и плоские кроны пиний. Ансамбль, занимающий площадь 40 га, замечателен не только оригинальностью дворца и парковой архитектуры, но и яркой выразительностью парковых композиций. Верхний парк за дворцом необычайно разнообразен. Он граничит с предгорными лесами у подножия Ай-Петри и естественно в него переходит. Основные композиции просматриваются в направлении вершины Ай-Петри — ее очертания доминируют во многих пейзажах. Здесь есть большие светлые поляны, покрытые сочной зеленой травой, извилистые дорожки и тропинки, мостики, оформленные камнем водоемы в сочетании с миниатюрными водопадами и каскадами. Водные устройства, выполненные с большим мастерством, дополняются искусно размещенными обломками скал, переходящими выше по склону в Большой Хаос — естественное – нагромождение гигантских обломков камня, на вершине которого произрастает старая роща сосен алеппской и итальянской. В расщелинах скал растет мелкоплодный земляничник с кораллово-красной корой и вечнозеленой листвой. За Большим Хаосом посажены высокие кипарисы. Они закрывают все, что находится между ним и горами. Поэтому создается впечатление, что до Ай-Петри «рукой подать», тогда как в действительности до горы 7 км. Впечатление первозданности и грандиозности этой композиции нарушено типовым спальным корпусом санатория, сооруженным на отметке выше Большого Хаоса. У его подножия начинается каскад из трех озер. Верхнее — Зеркальное, самое маленькое и эффектное. В нем, как в осколке зеркала, отражается и становится бесконечно глубоким окружающий пейзаж. В среднем и нижнем озерах живут экзотические лебеди и утки. Здесь начинается другая достопримечательность Верхнего парка — Малый Хаос — лабиринт дорожек и переходов среди темных камней с искусственными гротами, журчащими ручьями. Среди нагромождения каменных глыб создана уникальная самшитовая роща. Кульминацией Малого Хаоса является исполинский лунный камень, покрытый бархатным мхом и лишайником. От Малого Хаоса можно пройти по узкому зеленому коридору, в конце которого внезапно в проеме стены открывается широкий двор перед северным фасадом дворца.
Главным украшением Верхнего парка являются вековые деревья. Центр его композиции формируется четырьмя открытыми пейзажными полянами: Платановой, Солнечной, Контрастной, Каштановой. Здесь можно увидеть отдельные мощные экземпляры или группы сосны итальянской, кедра ливанского, тисса, платана, каштана, кипариса, гигантской секвойи и земляничника розовоствольного.
Через всю территорию парка с востока на запад проходит главная аллея длиной 1 км. Это композиционная ось территории. Она делит ее примерно на две равные части, отделяя Верхний парк от Нижнего, спускающегося к морю. Ее акцент — дворец и придворцовая часть парка. Территория перед фасадом дворца решена террасообразно — три четко выраженные террасы как бы повторяют очертания фасада. Эта часть парка насыщена партерной зеленью, цветниками, бордюрами, скульптурой. На первой террасе — два партера, окаймленные стриженым темно-зеленым буксусом. В центре них симметрично размещены мраморные фонтаны в мавританском стиле. Партер украшают мраморные скамьи на фоне стриженых зеленых стенок, низкие широкие вазы с агавами. Ряд ваз размещен по краю подпорной стенки первой террасы. Фонтан слёз расположен у стены, соединяющей главный корпус дворца с корпусом библиотеки. Эта площадка раскрыта в сторону моря. На втором уровне, в западной части — фонтан-лира с круглым бассейном. К нему ведет узкая, едва заметная аллея. По оси дворца между второй и третьей террасами в нише подпорной стенки — фонтан-раковина, по сторонам которого стоят скифские бабы. На этой же террасе оригинальный водопад: вода вытекает из середины огромного валуна, покрытого плющом, стекает в маленький бассейн и уходит под дорожку, из-под которой вытекает вниз по глубокому каменному желобу. Нижняя терраса представляет собой большой партер с шаровидными и конусовидными формами хвойных, высоким стриженым бордюром, отдельными экземплярами ширококронных листопадных. Отсюда открывается прекрасный вид на море. С этой террасы видны лишь башенки дворца, вся композиция обращена к морю. В композиции насаждений парка успешно применяется сочетание двух приемов: раскрытия и замкнутости. В Нижнем парке композиция преимущественно обращена внутрь. Замкнутые интерьерные пространства возникают не только как следствие стилистической направленности, но и климатических условий — прохладные затененные «комнаты» для отдыха. В Верхнем парке композиция по преимуществу обращена наружу, в сторону окружающего ландшафта. Аллея, ведущая от курдонера дворца в Верхний парк, примечательна контрастным сочетанием невысокой стриженой изгороди из буксуса и отдельных шарообразных кустов с высокими вертикальными силуэтами кипарисов.
Весной парковые композиции очень нарядны в своем цветении. Форзиция, слива, миндаль, рододендрон, калина вечнозеленая создают неповторимую игру бело-розово-желтых и малиново-красных пятен. И все это на фоне ярко-зеленого газона, местами сплошь покрытого голубой фиалкой.
Работа по реставрации Алупкинского парка в 1972 г. была отмечена дипломом 1 степени на Всесоюзном смотре-конкурсе лучших парков страны.
Алупкинский
парк представляет собой
уникальное произведение
садово-паркового
искусства, культурное
значение которого,
по мнению специалистов (А.
А. Анненков, А. А. Галиченко, 1979
г.), значительно превышает
бытующую сегодня
среди архитекторов
оценку. Образная логика
планировки этого ансамбля
и его семантика пока
недостаточно раскрыты
и требуют специального
изучения. Над этой проблемой
сейчас работают сотрудники
Алупкинского музея.
Ливадийский
дворцово-парковый комплекс
Примерно в то же время, что и в Алупке, закладывался парк в Ливадии, занимающий около 46 га. В 1834 г. имение приобрел польский магнат Л. Потоцкий. Дворец был построен по проекту архит. К. И. Эшлимана. Вокруг дворца под руководством садовода Делингера был разбит парк. В 1860 г. поместье становится собственностью императрицы, жены Александра II. Дворец неоднократно перестраивался и строился заново. Существующий теперь Белый дворец был построен по проекту архит. Н. П. Краснова на месте сгоревшего в 1882 г. Одновременно с Белым дворцом возводились два других корпуса — для министра двора и свитский корпус. Постройка была закончена к концу 1911 г. Дворец размещен на террасе, на высоте 121 м над уровнем моря. В архитектуре 3-этажного, облицованного белым инкерманским камнем, дворца отчетливо прослеживаются формы итальянского Возрождения с тончайшей прорисовкой колоннад, открытых аркад, флорентийского дворика. В качестве свойственных эклектике «добавок» привлечены элементы зодчества Византии (звонница), арабской архитектуры (световой дворик) и готической (колодец и химера на балконе). Комплекс дворца представляет собой цельный художественный ансамбль. В сохранившемся до наших дней интерьере белого зала дворца в феврале 1945 г. проходили заседания Крымской конференции великих держав — участниц антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании.
Дворец привлекает архитектурой внутреннего пространства, особенно его итальянского дворика. С четырех сторон дворик окружен аркадой из полуциркульных арок, опирающихся на колонны дорического ордера.
В центре — регулярная композиция из восьми низких боскетов с фонтаном. Вечнозеленые растения создают ощущение гармонии и покоя. Растительный орнамент металлических кованых ворот близок к мотивам итальянского Ренессанса.