Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:34, реферат
Удивительное и необычайно емкое понятие «парки Крыма» так много говорит нам, что наверное нет нужды его пояснить. Более ста лет прошло со времени их создания, а образ парков почти не изменился: «Целыми рощами и красивыми группами разбросаны здесь повсюду темные кипарисы, стройно возвышаясь во всей суровой красоте своей среди деревьев других пород, среди густолиственных лавров, магнолий рамнусов и среди множества других вечнозеленых дерев и кустарников южного климата, и вся эта масса могучей южной растительности так дивно гармонирует с синей лазурью здешнего неба, с мрачными скалами и с прозрачной синевой моря».
Территория Ливадии представляет собой крутые горные склоны, переходящие местами в обрывы, с многочисленными балками и отдельными скалистыми возвышенностями и террасами. Планировка основывалась на четко выраженном рельефе и системе террас, спускающихся уступами к морю. Основная достопримечательность парка — секвойи и пинии гигантских размеров, растущие на фоне светло-зеленых полян на придворцовом участке. Парк проектировался с размахом. Прогулочные аллеи его верхней террасы достаточно широки и подводят к удобным смотровым площадкам, с которых открываются внутренние перспективы на дворцовые постройки, мощные вековые секвойи и внешние — на Ялту, Ялтинскую бухту и окрестные горы. В западном направлении виден весь берег моря до Алупкинского мыса, изрезанный бухтами у подножия высоких, обрывающихся к морю скал. Вдоль берега хорошо просматриваются санаторные комплексы Ореанды, Гаспры, Кореиза и Мисхора.
Часть парка, примыкающая к южному фасаду дворца, обращенному к морю, решена в виде открытой террасы с низкорослыми деревьями и кустарниками, гармонически сочетающимися по форме кроны и окраске листвы. Система балюстрад и лестниц верхней террасы подчеркнута посадками формованных вечнозеленых растений и не высокой живой изгородью. Вдоль главной подпорной стены с вазами низкая стриженая изгородь и шары из калины вечнозеленой, в стену вкомпонован прекрасный фонтан. Неподалеку, в куртине — большая группа из девяти кипарисов, между которыми весной цветут бело-розовые кустарники. Следующая подпорная стенка из рваного камня – более живописная. С южной стороны аллеи, которую она обрамляет, чередуются шаровидные кустарники и пальмы прогулочная часть парка, расположенная между верхней террасой и пляжем, хорошо затенена, насыщена площадками отдыха с удобными скамьями, питьевыми фонтанчиками, естественными ручьями миниатюрными водопадами. Дорожки спускаются к морю в виде серпантина. Постепенно в западном направлении парк переходит в естественный массив, в котором тоже проложены дорожки.
Парковая территория, примыкающая к дворцу с обращенной к морю стороны, низкая, партерная. Благодаря этому из окон дворца открывается широкая перспектива море и окружающий ландшафт.
Ландшафт Ливадийского парка украшают рощи из одной породы или смешанные, например, роща сосны судакской из 17 деревьев высотой до 25 м. Между ее красноватых стволов видно море и вдалеке – Ялта. Роща сосны итальянской, крымской, судакской и приморской – 19 громадных деревьев – выглядит монолитным массивом на фоне пепельно-серой листвы вековых деревьев дуба пушистого. В Ливадийском парке вообще часто применяются групповые посадки — это, пожалуй, один из важнейших элементов парковых композиций. Таковы группы из кипариса, дуба, кедра гималайского, ливанского, атласского. Они очень декоративны. К югу и юго-западу от дворца, в сторону Нижней Ореанды крутые склоны сплошь покрыты очень красивыми зарослями зверобоя чашецветного. Этот низкий вечнозеленый полукустарник сплошь покрывает почву и красиво цветет. Обширный зеленый массив Ливадии в преобладающей части состоит из естественных насаждений. Местные породы придают парку специфическую выразительность, свойственную крымским пейзажам. Особенно эффектные в декоративном отношении экземпляры и группы местных пород оставлены даже в центральной части парка, вблизи сооружений, например, 150-летние дубы у большого дворца, ясени.
Ливадийскому парку также присущи характерные черты романтического стиля: небольшая колонна из серого мрамора с надписью арабской вязью; химера, склонившаяся над колодцем на углу восточного фасада; несколько различных по форме небольших фонтанов; великолепная пергола протяженностью 80 м, металлический каркас, который сплошь увит лианами, Розовая и Турецкая беседки, Лавровая беседка. В центре парка расположена тенистая роща дубов. В целом образ этой части парка парадный, торжественный. Он соответствует ренессансному стилю архитектуры дворца. Уже на входной аллее создается впечатление праздничности. Она выложена нарядной шестигранной плиткой. По правую сторону аллеи высажены экзотические розовоствольные земляничные деревья. Вдоль аллеи — бордюр из роз. Примерно посередине аллеи расположена площадка с фонтаном и декоративными плакучими деревьями, в конце аллеи два стройных кипариса как бы приглашают войти на придворцовую площадь. Здесь справа — медноствольная секвойя гигантская. Слева на повышенных отметках — площадка отдыха. Придворцовая часть — это настоящий архитектурный сад благодаря изумительному искусству фигурной стрижки деревьев и кустарников. Шары калины вечнозеленой и лавра благородного, великолепные стриженые бордюры разной высоты прекрасно сочетаются с конусно- и колонновидными формами хвойных. Строгий ритм ваз украшает подпорную стену между верхней и нижней террасами. Все это создает впечатление зеленой архитектурной симфонии, строгость которой нарушается вкраплениями нарядных пальм. Из этого зеленого великолепия вырастает белый дворец, интересный не только объемно-пространственным решением, но, еще более, деталями. Их можно рассматривать без конца: эркер с каннелированными пилястрами, великолепный орнамент фриза, обрамление окон второго этажа, черные вазы в нишах фасада, детали из чугунного литья. Кипарисы по углам здания подчеркивают его связь с окружением.
Историко-художественное значение Ливадии определилось в первые годы Советской власти. Уже в 1921 г., вскоре после национализации, в Большом и Малом дворцах открывается научно-художественный музей. Во время Великой Отечественной войны фашистские оккупанты сожгли Малый дворец, причинили большие поврёждения свитскому корпусу, уничтожили мебель Большого дворца, нанесли значительный ущерб парку.
С 1974 г. Большой дворец вновь превращен в выставочный комплекс, который имеет не только мемориальное значение. В нем устраиваются великолепные передвижные выставки из собраний лучших музеев страны.
В состав ансамбля входят также дворец Фредерикса (1916 г.) — здание в стиле модерн в двух уровнях с развитой и богато декорированной композицией главного входа, а также Воздвиженская церковь, перестроенная в дворцовую из каплицы архит. И. А. Монигетти в 1864 г. и реконструированная во время строительства Большого дворца Н. П. Красновым. Она украшена великолепными резными наличниками и фризом, мозаичным панно в золотисто-красной с белым гамме работы венецианского мастера Л. Сальвиати.
Размещение
на территории парка
большого кардиологического
санатория привело к
его интенсивному использованию.
В парке появились сооружения,
обеспечивающие удобную
связь с пляжем — неширокие
прогулочные дороги
пересекаются системой
лестниц и пандусов.
Здесь же функционирует
лифтовой подъемник,
доставляющий отдыхающих
с верхней террасы на
нижнюю и обратно. В
связи с большой посещаемостью
парка и дворца потребовалась
разработка нового проекта
организации территории
с расширением границ
парка за счет пустующих
участков с западной
стороны. К парку присоединяется
лесной участок выше
по склону, и выделяются
придворцовая, прогулочная
и санаторная зоны. Композиционный
замысел предполагает
максимальное использование
природных компонентов,
раскрытие просмотра
в наиболее живописных
направлениях, зрительное
включение в композицию
окрестностей и использование
богатого породного
состава крымской растительности.
Массандровский
курортный парк
Земли Массандры, владельцем которых в 1823 г. стал граф М. С. Воронцов, было решено использовать под виноградники и парк-питомник. Таким образом, Массандровский парк создавался почти одновременно с Алупкинским и первоначально служил местом выращивания ценного посадочного материала. Он формировался постепенно путем замены местных дубово-грабовых насаждений привозными экзотическими деревьями и кустарниками, среди которых были кипарис, секвойя гигантская, самшит, тисс ягодный, пиния, катальпа. В 1889 г. Массандра становится царским имением. Парк состоит из двух самостоятельных участков — Верхнего и Нижнего.
Дворец и парк Верхней Массандры расположены в горах, на скате Массандровской яйлы, над шоссе, на высоте 200—250 м над уровнем моря. Небольшой дворец — красивое, легкое по форме сооружение — хорошо вырисовывается островерхой крышей на фоне покрытых лесом гор. Архитектурно оформленная часть парка занимает небольшой участок у самого дворца. Далее она переходит в естественный лесной массив с прогулочными дорогами и тропинками. Участок у дворца решен регулярно в виде партера с газонами, цветниками и невысокими кустарниками. В центральной части партера, напротив дворца — большой плоский бассейн с фонтанами. От дворца он отделен каменной оградой с балюстрадой и двумя сфинксами на главном подходе к дворцу. Напротив сфинксов, на партере за бассейном растут гигантские секвойи редкой формы и цвета. Их широкопирамидальные формы прекрасно гармонируют с архитектурой бассейна, строгой планировкой партера и сфинксами. Благодаря высокой отметке участка и «раскрытой» планировке зеленого пространства с площадки у дворца и от партера открывается прекрасный вид на беспредельные просторы моря, ялтинский залив и возвышающуюся над ним горную цепь с вершиной Ай-Петри. Строго решенный партерный участок хорошо подчеркивает дворцовое здание в массиве лесов и гор. В парке насчитывается около 50 видов растений.
Нижний Массандровский парк один из красивейших на Южном берегу Крыма. Автором его первоначальной планировки был К. Кебах — создатель Алупкинского парка. Заложен он был в 40-х годах ХIХ в. и работы по его формированию продолжались до начала ХХ в. Сейчас на 43 га Нижней Массандры произрастает более 200 древесных и кустарниковых пород.
Парк расположен на крутом рельефе, поэтому лучше всего начинать его осмотр, спускаясь сверху, от ул. Мира. Кипарисовая аллея приводит к большой игровой площадке с драконами, оригинально оформленной. Отсюда раскрывается перспектива на горы. Характер растительности здесь лесной и больше местных пород: дуб, грабинник, фисташка дикая, сосна крымская, слива, миндаль. Отсюда начинаются большие поляны с группами высоких можжевельников, группами и одиночными экземплярами сосен, дубов, рядами молодых кипарисов. Основу растительности парка составляют вековые дубы и кипарисы. Глубокий овраг отделяет парк от территории пансионата «Донбасс» примыкающего с восточной части. Территория парка представляет собой огромный террасированный амфитеатр, обращенный к морю. Склоны, пологие в верхней части, становятся книзу все круче, появляется множество подпорных стенок и крутых зеленых откосов, обрамленных низким стриженым бордюром, по каменным желобкам шумя, стекают горные ручьи. Аборигенные породы с преобладанием лиственных сменяются экзотическими, хвойными. Во многих местах издали видны темные готические массы кипарисов. Они возвышаются над всем массивом парка. Такие мощные, старые кипарисы можно видеть, пожалуй, только в Никитском ботаническом саду. Ни в Алупкинском, ни в Ливадийском парках нет таких монументальных экземпляров, или они очень редки. Кульминацией этой части парка является площадка в окружении огромных кипарисов, ее можно было бы назвать «Сад кипарисов». В центре площадки – водоем неправильной округлой формы с бордюром из рваного камня. Композиция вся устремлена ввысь. С площадки сквозь ряд кипарисов открывается изумительный вид на покрытую лесом Нагорную часть парка.
В центральной части парка сохранился охотничий домик графа М. С. Воронцова. Эта часть прекрасно благоустроена. С видовых площадок открываются перспективы разной глубины просмотра. Рядом с домиком декоративная поляна, ее свежий газон кажется бархатистым. Весной она покрыта фиалками и маргаритками. От домика можно спуститься по крутой лестнице к бамбуковой роще. Здесь в куртинах растут одиночные гиганты — дубы и сосны. Другим композиционным узлом этой части парка является поляна с секвойей гигантской. Это совершенно уникальный экземпляр. Ее вершина уже обломана, но нижняя часть кроны и монументальность медно-красного огромного ствола производят незабываемое впечатление. Возле старого гиганта поднимается его молодой «дублер» — маленькая секвойя. Вдоль одной стороны поляны проложена дорожка, выложенная плиткой. По периметру поляны высажены кипарисы, высокой стенкой подчеркивающие ее форму. Другая опушка обрамлена деревьями с живописными раскидистыми кронами. А у самой дорожки растет старая сосна.
В западном направлении от центральной части большой интерес представляет композиция каменистого сада, являющаяся акцентом при подходе к парку от Поликуровского холма. Он расположен в небольшом амфитеатре, по склону которого пандусом спускаются дорожки, выложенные рваным камнем. Камень уложен естественно, и дорожки действительно труднопроходимы. Здесь растут дуб, многоствольные колонновидные экземпляры тиса ягодного, земляничное дерево, форзиция, множество можжевельников. Очень декоративна иглица понтийская, сплошь покрывающая откосы, много красивоцветущих многолетников и летников. С естественно уложенным камнем прекрасно сочетается кизильник горизонтальный. Плющ вьется по камням, по газону, обвивает стволы деревьев и невысокие подпорные стенки. Нижняя площадка амфитеатра оформлена оригинальной скамьей — «чудовищем» из цельного бревна. В центре стоит каменный стол — большой красивый камень с плоской столешницей. Отсюда открывается вид на большой зеленый партер, где в обрамлении низкого стриженого бордюра на декоративном ковре растет плакучая форма кедра атласского серебристо-голубого цвета. По углам партера — стриженые шары. Плотная группа темных кипарисов, расположенная напротив, своей мощной вертикалью контрастирует с ниспадающей плакучей формой кедра.
Недалеко от секвойи растет великолепный экземпляр гигантского кедра. От него по лестнице можно попасть к пальмовой аллее из 30 пальм. Одна из немногих прямых аллей парка — аллея роз, где собрано около 4500 экземпляров. Розы цветут с мая по ноябрь. В композиционном отношении одно целое с аллеей составляет поляна, которую можно было бы, назвать синей, за ее весенний цвет. Она сплошь усеяна синими фиалками.
Сформировавшийся в течение столетия Массандровский парк сильно пострадал во время немецко-фашистской оккупации Крыма. Погибли многие ценные экзоты. Периферийные участки стали быстро зарастать самосевом, началось возобновление аборигенными породами — грабом, дубом, ясенем, буком. Парковая территория, на которой сохранились первоначальные пейзажные композиции, сократилась более чем вдвое.
Для лечебного использования парка по территории протрассированы терренкуры различной протяженности и уклонов для дозированной ходьбы. Вдоль терренкуров предусмотрены затененные площадки отдыха с интервалами 300—500 м. Зона массового отдыха организуется на нижней парковой террасе, наиболее доступной от остановок общественного и индивидуального транспорта. Она должна явиться буферной зоной и способствовать сохранению от перегрузок заповедной части парка с ценными насаждениями. Неподалеку размещаются ресторан, автостоянка для индивидуального и общественного транспорта, видовая площадка на каменном утесе, круто обрывающемся к морю. Все это в комплексе создает первый «этаж» парка.