Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:34, реферат
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны2.
Введение
3
I. Первобытное проявление идей архитектуры
5
II. Архитектура рабовладельческих государств
6
III Средневековая архитектура
11
IV Архитектура Ренессанса
14
V Барокко
15
VI Рококо
17
VII Классицизм
18
VIII Русская архитектура
19
IX Конструктивизм
23
X Советская архитектура и ее особенности
25
Заключение
27
Список использованных источников и литературы
29
Интересно, что в пропорциях ордера отражены пропорции человеческой фигуры.
Архитектура Древнего Рима (I в. до н. э.) складывалась в основном из форм древнегреческого зодчества, однако во многом от него отличалась. Этому способствовала завоевательская политика императорского Рима.
Сосредоточие в Риме необычайных богатств и огромного числа рабов позволяло вести строительное дело в больших масштабах.
Римляне создали новые типы сооружений: для прославления завоевателей - триумфальные колонны, арки, пантеоны; для увеселений и отдыха - огромные общественные здания - амфитеатры, цирки, термы (бани) и т. п., вмещающие большое количество народа.
Например, Колизей был рассчитан на 56 ООО зрителей, а термы Диоклетиана вмещали до 3200 посетителей.
По распоряжению императора Веспасиана (из семьи Флавиев), в 72 году, на месте искусственного озера было начато строительство одного из самых грандиозных сооружений Рима — Колизей, известный в те времена как амфитеатр Флавиев. Спустя восемь лет строительство закончил сын императора Тито, открыв начало его многовековой истории стодневными боями гладиаторов с дикими животными — слонами, тиграми и даже жирафами. Размеры этого элипсообразного "памятника истории" впечатляют и сегодня: его длина 188 м, ширина 156 м, высота 57 м, а площадь основания 527 м. Здесь могли разместиться 50-60 тысяч человек, а иногда и больше. Поэтому-то итальянцы нарекли его "colosso", что означает "огромный". Фасад Колизея представляет собой 3-х этажные ярусы тосканского, ионического и коринфского ордера (сверху вниз), который был выполнен из травертина, туфа и кирпича, облицован белым мрамором, а сверху надстроен еще один "этаж".
Спустя 15 веков и 8 лет, когда Колизей реставрировали, в 2000 году снова открыт для театральных выступлений.
(лат. thermae, от греч. thermós — тёплый, горячий), в Древнем Риме общественные бани; являлись также общественными, увеселительными и спортивными учреждениями. Как тип здания термы, в основных чертах сложились в период республики ко 2 в. до н. э., получив наиболее полное развитие в период империи.
Главнейшим сооружением Диоклетиана в Риме были грандиозные термы, сооруженные в 302—305 гг. По плану они были близки термам Каракаллы, но вмещали вдвое большее количество посетителей (свыше 3 000 человек). Довольно значительные части терм Диоклетиана сохранились до настоящего времени.
Среди многочисленных инженерных сооружений Рима особенно значительны акведуки - водоводы. Открытый лоток водовода, по которому вода с гор поступала к центру города, поддерживался каменными аркадами (иногда двух- и трехъярусньми). Общая протяженность акведуков достигала 404 тыс. м.
Акведук (от лат. aqua — вода и ducere — веcти) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами.
Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров.
При строительстве применялись передовые строительные материалы - такие как водостойкий пуццолановый бетон.
Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через 1000 лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Pont du Gard в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.
Если греки знали только балочные перекрытия небольших пролетов из естественных материалов, то римляне создали новые конструктивные решения и строительные материалы. Это были арки, своды, купола с применением высокопрочного вяжущего материала - бетона, позволяющего перекрывать большие пролеты. Так, пролет свода базилики Максенция в Риме достигает 25,3 м, а диаметр купола римского Пантеона равен 43,5 м.
Это замечательное куполообразное здание древнего Рима сохранилось до наших дней, пережив почти две тысячи лет истории, практически неповрежденным. Оригинальный прямоугольный храм, построенный зятем Огастуса Агриппой в 27 до н. э. был превращен в церковь, что послужило причиной его нетронутости. Однако во времена упадка, в средние века здесь был рынок, где продавали рыбу и птицу.
С 1870 года здесь находится мемориал королей Италии, а также могила художника Рафаэля Санти.
Благодаря своему техническому и художественному совершенству античная архитектура греков и римлян оказала огромное влияние на развитие архитектуры более поздних эпох - итальянского Возрождения и европейского классицизма.
Романская и готическая архитектура
Средневековая архитектура в своем развитии прошла два последовательных этапа: ранний - период романского стиля (VI-XII вв.) и поздний - период готического стиля (XII-XV вв.).
Ранний период феодализма характеризуется раздробленностью земель и междоусобными войнами между феодалами. Эти условия находят отражение в архитектуре. Места для строительства выбирают удобные в стратегическом отношении. Здания отвечают целям обороны; стены и своды, делают массивными, световые проемы напоминают бойницы, здания увенчивают дозорными башнями.
Эти признаки романского стиля встречаются в постройках периода раннего феодализма во всех странах Европы [Прилож., стр. 12; рис. 30].
Романский стиль основывался на использовании опыта и элементов римской каменной архитектуры, откуда и произошло его название появившееся в ХIX веке.
Характерными чертами романской архитектуры, кроме массивных стен, стали полуциркульные арки и цилиндрические или крестовые своды. Для поддержки такой массы камня нужны были очень толстые колонны [Прилож., стр. 12; рис. 31], которые иногда заменяли мощными крестчатыми или восьмигранными столбами - пилонами. Романские капители имели простые геометрические формы, часто их украшали, вопреки конструктивной логике, резными рельефными изображениями.
Памятников романской архитектуры сохранилось довольно много на всей территории Западной Европы. Огромные, строгие и величественные храмы в городах и монастырях располагались друг от друга на расстоянии колокольного звона. Часто им приходилось выступать в роли крепости для всего населения города или прихода.
Крепость - вот тот образ, который рождается при взгляде на памятники романской архитектуры, образ, который несет ощущение стабильности и незыблемости [Прилож., стр. 12; рис. 32; стр. 13, рис. 33, 34].
Зодчие средневековой Руси создали варианты романского стиля, воплотившие национальные формы и традиции. Романский стиль встречается в новгородской и псковской [Прилож., стр. 14; рис. 36] архитектуре XII-XIV вв.
Новгородский Кремль [Прилож., стр. 13; рис. 35]— памятник русской архитектуры X-XVII веков. Согласно летописи был основан князем Ярославом Мудрым в 1044 году. Новгородский кремль древнейший из сохранившихся в России Кремлей.
Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15—16 вв.). Термин «готика» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».
В отличие от романского готический стиль характеризуется вытянутыми ввысь формами больших общественных зданий (соборы, ратуши), которые возвышаются над остальными постройками города.
В идеологии и культуре времени готики сохранялись феодально-церковные основы; готика развивалась в областях, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой. Готическое искусство [Прилож., стр. 14; рис. 37; стр. 15, рис. 38, 39, 40; стр. 16, рис 41, 42 43; стр. 17, рис. 44] оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Ведущим типом в эпоху готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в готике преимущественно витражами). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.
Возникшая в эпоху готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер.
Система аркбутанов и контрфорсов
В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений [Прилож., стр. 17; рис. 45].
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами [Прилож., стр. 18; рис. 46]. Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры – идею устремленности храма ввысь. Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль.
Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора [Прилож., стр. 18; рис. 47; стр. 19, рис. 48].
Развитию готического стиля способствовали две крупные общественные силы - католическое духовенство и быстро нарождавшиеся классы торгового и ремесленного бюргерства. В архитектуре готических соборов своеобразно отражены устремления обеих сил. С одной стороны, церковь призывала отрешиться от всего земного. Отсюда дематериализация камня, превращения его в фантастический кружевной узор, таинственный полусумрак огромных залов, чтобы вызвать религиозный экстаз у прихожан. С другой стороны, смелость инженерного замысла, устремленные в небо тонкие ажурные шпили, легкий упорядоченный рисунок сводов и пучков колонн служили гордым памятником самим строителям, великолепному мастерству каменотесов, резчиков, живописцев.
Архитектура Ренессанса [Прилож., стр. 19; рис. 50; стр. 20, рис. 51]. В XV-XVI вв. в городах Западной Европы происходит развитие средней и крупной буржуазии, выступавшей против феодалов за расширение гражданских прав имущих граждан.
В XV в. в Италии возникает стиль Ренессанс (Возрождение), в основу которого были положены конструктивные и художественные принципы, выработанные в античной Греции и Риме. Итальянские архитекторы своеобразно возрождают античную ордерную систему, ведут раскопки, обмеры, зарисовки старых сооружений. В результате были созданы новые типы культовых и гражданских зданий.
В одном из первых крупных ренессансных сооружений - Флорентийском соборе Сайта Мария дель Фиоре [Прилож., стр. 19; рис. 49], имеющем готические черты (яйцевидный силуэт купола, напоминающий в разрезе стрельчатую арку, ребра-нервюры купола, круглые окна); диаметр купола был равным диаметру в Пантеоне.
В новых типах общественных зданий, а также в культовых постройках и виллах применяются классический ордер, триумфальные арки и т. п. Ренессанс создает тип дворца (палаццо) с замкнутым внутри двором, где также применена ордерная система. Вертикальную организацию пространства, свойственную готике, сменила горизонтальная. В архитектуре жилых зданий появились карнизы и балконы. Основные элементы этого стиля — колонна, пилястра и пилон. Стали популярными глухие своды и купола, которые украшают росписью. Архитекторы постепенно отказывались от готической каркасной конструкции и возвращали стенам их несущее значение.