История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:34, реферат

Описание

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны2.

Содержание

Введение
3
I. Первобытное проявление идей архитектуры
5
II. Архитектура рабовладельческих государств
6
III Средневековая архитектура
11
IV Архитектура Ренессанса
14
V Барокко
15
VI Рококо
17
VII Классицизм
18
VIII Русская архитектура
19
IX Конструктивизм
23
X Советская архитектура и ее особенности
25
Заключение
27
Список использованных источников и литературы
29

Работа состоит из  1 файл

Текст реферата История архитектуры.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

Это достигнуто Росси благодаря согласованности в размерах двух зданий − ритмом окон, общей высотой.

Развитию архитектуры того времени способствовали достижения в области строительной техники: создание большепролетных конструкций из металла и дерева, подвесных перекрытий, совершенствование кладки кирпичных сводов и куполов.

  • Архитектура эклектизма и модерна. Со второй половины XIX века в период бурного развития промышленного капитализма архитектура как искусство вступает в полосу упадка во всех странах.

Подъем строительной техники позволил создавать смелые инженерные сооружения из металла, стекла и нового материала - железобетона, однако архитектура оказалась неспособной отвечать этим новаторским конструкциям. Завися от случайных вкусов частных заказчиков − капиталистов, архитектор занимался в основном украшательством строительных конструкций.

В России, США и других странах в середине XIX в. распространяется эклектизм − механическое перенесение архитектурных форм минувших эпох на современные здания. На фасадах зданий появляются детали из разных стилей, включая стилизованные детали из древнерусского зодчества, например, здание Ярославского вокзала, здания Исторического и Политехнического музеев в Москве [Прилож., стр. 28; рис. 76; стр. 29; рис.77, 78, 79].

В начале XX в. архитекторы пытаются создать «новую» архитектуру. Архитектура должна была «динамическими» формами выразить темп жизни, «машинизацию» жилья и даже целых городов.

Прямые очертания карнизов и оконных проемов изогнуты, как и в барокко, полуциркульные арки заменены приплюснутыми; в декоре господствует символизм, а в деталях − манерная стилизация. Возникшее течение − модерн являлось, по сути, разновидностью эклектики. К постройкам стиля модерн относятся, в частности, здание МХАТа и гостиница «Метрополь» в Москве [Прилож., стр. 29; рис. 9].

Вместе с тем архитектура модернизма дала немало нового, ценного. В зданиях применяются современные конструкции и строительные материалы (металл, керамическая плитка), отделочные работы отличаются высоким качеством. Во внутренней планировке и отделке зданий большое внимание уделено комфорту, удобствам.

 

 

    1. Конструктивизм

 

В начале XX века  связи с развитием бетонных и железобетонных конструкций в капиталистических странах зародилось новое архитектурное течение − конструктивизм. Конструктивисты создают новые архитектурные формы с учетом новых материалов и новых методов строительства.

Заслуживает внимания серьезное отношение конструктивистов к экономическим показателям строительства. Для этого направления характерно экономное использование материалов, отсутствие навесных декоративных деталей.

Отличительными внешними признаками конструктивизма являются простые геометрические формы, контрасты бетонных гладких стен и огромных окон, часто в виде горизонтальных лент остекления, объемы на тонких железобетонных колоннах, плоские кровли без привычных карнизов, часто с внутренними водостоками.

Предвестником конструктивизма в развитии архитектуры стала Эйфелева башня [Прилож., стр. 30; рис. 80] (высота 312м), возведенная из сборных стальных частей к Всемирной парижской выставке 1889 г. по проекту инженера Густава Эйфеля в знак вступления в новую эру машинного века.

Лишенная утилитарного значения, ажурная башня легко и плавно взлетает к небу, воплощая мощь техники. Ее динамичная вертикаль играет важную роль в силуэте города. Грандиозная арка основания башни как бы объединяет виднеющиеся сквозь нее далекие перспективы городского ландшафта. Это сооружение оказало стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие архитектуры.

Развитие американского города, его лицо определили многоэтажные небоскребы Нью-Йорка, Чикаго и др. К началу XX в. архитекторы так называемой чикагской школы, возникшей в конце XIX в., разработали проекты небоскребов с нависающими стенами. Американские города, например Нью-Йорк, сохраняют резкий контраст между небоскребами (конторское здание «Эмпайр Стэйт Билдинг» [Прилож., стр. 30; рис. 81], нач. 1930-х гг., в 102 этажа, высотой 407 м. и Рокфеллер-центр [Прилож., стр. 30; рис. 82] , в 72 этажа, высотой 384 м, 1931—1947 гг.) и множеством других различных по масштабам зданий.

В истории русского конструктивизма [Прилож., стр. 31; рис. 84], профессиональные архитекторы проектировали всевозможные модульные конструкции жилых единиц, соединяющиеся между собой в большие комплексы, движущиеся по наружным стенам лифты и т. д.

Корифеем русского (советского) конструктивизма считается Константин Мельников. Начав с постройки российских павильонов на Международных выставках в стиле традиционной деревянной архитектуры, благодаря которым он приобрел международную известность, Мельников переходит к проектированию очень актуальных построек нового (революционного) типа и назначения − рабочих клубов.

Клуб им. Русакова [Прилож., стр. 31; рис. 83], построенный им в 1927-28 годах, не имеет ничего общего ни с архитектурой предшествующего столетия, ни с архитектурой модерна.

В архитектуре конструктивизма функционализм приводит к созданию динамичных сооружений, состоящих из достаточно простых формальных элементов, совершенно лишенных привычного архитектурного декора, соединенных в соответствии с организацией внутреннего пространства и работой основных конструкций. Язык архитектурных форм, таким образом "очищается" от всего необязательного, декоративного, неконструктивного. Это язык нового мира, порвавшего со своим прошлым.

Советские конструктивисты сосредоточили свои усилия на двух больших задачах: проектировании образцового социалистического города и коммунального многоквартирного жилья для рабочих - домов-коммун. Идя навстречу новым потребностям государства, конструктивисты занимались проектированием и строительством таких типов построек, как конторы, универмаги, санатории, типографии, исследовательские центры, заводы и фабрики, рабочие клубы и гидроэлектростанции.

Молодая советская архитектура первых послереволюционных десятилетий реально была в авангарде мировой архитектуры, реализуя или создавая на бумаге самые смелые проекты, среди которых знаменитый Дворец Советов, который так и не смогли построить на месте разрушенного храма Христа Спасителя. С наступлением сталинского тоталитаризма в 30-е годы Россия постепенно теряет свои позиции в архитектуре, и до сих пор их не удается восстановить.

В конце 20-х годов конструктивизм стал распространяться за пределы Советского Союза, получив наибольшее распространение в Германии и Нидерландах. В середине 60-х - 70-х годов традиции и идеи конструктивизма нашли неожиданное продолжение в архитектуре так называемого "хайтек", направления, демонстративно обнажающего не только работу архитектурных конструкций, но и инженерных коммуникаций.

 

 

    1. Советская архитектура и ее особенности

 

Советская архитектура зародилась на совершенно новой основе − социалистической, имеющей главной целью создание материальных и духовных благ для всех трудящихся. Заказчиком архитекторов стало государство, народ, вследствие чего изменились задачи, стоящие перед зодчими. Главной задачей стала забота о простом человеке − создание такой архитектуры, которая бы максимально удовлетворяла высоким запросам строителей коммунистического общества.

Ликвидация частной собственности на землю и недвижимость в городах позволила уже в 1918 г. развернуть градостроительные работы по перепланировке Москвы.

  • Архитектура довоенного периода. Индустриализация промышленности внесла глубочайшие прогрессивные изменения в жизнь народов советской страны. Архитектура с первых довоенных пятилеток развивается на прочной индустриальной основе. Строительство охватывает всю страну. В 1929-1932 гг. заложены десятки новых городов. За это время построено свыше 1500 крупных комплексов индустриальных предприятий.

Классовая борьба, которая шла в этот период в стране, отразилась на различных творческих направлениях архитектуры; одним из наиболее сложных явлений стал конструктивизм.

К положительным сторонам его относятся применение прогрессивных конструкций и материалов, борьба за стандарт, типизацию, индустриализацию строительства.

Отрицательными чертами конструктивизма являются игнорирование художественного наследия архитектуры, упрощение форм, оголение конструкций, агитация за создание мировой космополитической архитектуры.

Типичным гражданским сооружением советских конструктивистов был Дом госпромышленности в Харькове [Прилож., стр. 31; рис. 85].

Обращает внимание раздробленность объектов, соединение их случайными элементами, хаотичность силуэта.

Вместе с тем архитекторам − конструктивистам, проектировавшим промышленные здания в годы первых пятилеток, принадлежит большая заслуга в разработке типа удобного и светлого индустриального здания новой социалистической эпохи. Сюда относятся в первую очередь первенцы советского тракторо− и автомобилестроения − Волгоградский, Челябинский тракторные. Московский и Горьковские автомобильные заводы. Днепровская ГЭС им. В. И. Ленина.

  • Архитектура послевоенного периода [Прилож., стр. 32; рис. 87, 88]. Одной из первоочередных задач этого периода было жилищное и культурно-бытовое строительство, которое проводилось не разбросанно, по всему городу, а крупными массивами по серийным типовым проектам.

С начала 50-х годов все большее распространение получает крупноблочное и крупнопанельное домостроение.

Тем не менее, еще много зданий продолжали строить из малоиндустриальных конструкций с навесными декоративными украшениями, заимствованными преимущественно из дворцовой архитектуры Ренессанса. Стремление к парадности сказалось в планировке кварталов и строительстве высотных зданий в Москве.

Идеи триумфальности, украшательство проникли в архитектуру промышленных, энергетических и транспортных сооружений.

Перелом в развитии архитектуры произошел после Всесоюзного совещания по строительству в декабре 1954 г. Партия призвала архитекторов отказаться от украшательства и учитывать требования индустриального строительства.

Отличительной особенностью советской архитектуры на современном этапе является проектирование и строительство целых микрорайонов и городов. За последние годы построены десятки новых городов; в их числе такие крупные градостроительные комплексы, как город Навои и Новосибирский городок науки, жилые районы массового строительства − Жирмунай в Вильнюсе и новые кварталы в Ташкенте.

Что касается тенденций в развитии современной мировой архитектуры, то одним из наиболее интересных объектов можно назвать Бурдж аль-Араб (араб. Буквально  «Арабская Башня») — роскошный отель в Дубае, самом крупном городе Объединённых Арабских Эмиратов. Здание стоит в море на расстоянии 280 метров от берега на искусственном острове, соединённом с землёй при помощи моста. Имеет высоту 321 метр.

 

 

Заключение

Архитектурная наука − многогранное и специфическое социальное явление, зарождающееся при определенной зрелости архитектурно-строительной сферы. Она существует в различных формах: знания, деятельности, социального института, включающего систему подготовки и производства научных кадров, и в форме общественного сознания.

Комплекс требований к архитектуре был сформулирован еще в I в. до н. э. древнеримским зодчим Марком Витрувием в его трактате «Десять книг об архитектуре». Формула Витрувия «Польза, прочность, красота» до настоящего времени не потеряла своего значения.

Табл. 1. Ретроспектива смены архитектурных стилей

Название архитектурного стиля

Временной период

Первобытная архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи (Стоунхендж).

До нашей эры

Архитектура рабовладельческих государств:

Древний Египет (пирамиды в Гизе; храм Амона в Карнаке; Эдфу);

Древняя Греция (Парфенон; храм Эрехтейон; гимнасий в Приене);

Древний Рим (арка Константина; Колизей; римские термы; акведук; Пантеон).

С V века до н.э.

до 315 г. н.э.


 

Название архитектурного стиля

Временной период

Романская и готическая архитектура

Романский стиль (графский замок; романская  церковь Санта Мария; Новгородский Кремль; Псковский Кремль)

Готика (собор в Реймсе; парижская  часовня Сент-Шапель; собор Парижской  богоматери; собор Дуомо в Милане; кафедральный собор в Кельне).

XII − XV века

Архитектура Ренессанса (собор Санта  Мария во Флоренции; собор святого  Петра; замок Шамбор)

XV − XVI века

Барокко (церковь Святой Сусанны  в Риме; дворец Шенбруна, Вена; церковь  Джезу в Риме)

Вторая половина XVI века

Рококо (дворец Амалиенбург под  Мюнхеном; Хельбингхауз, Австрия; Цвингер  Пеппельманн, Дрезден)

XVII – XVIII века

Классицизм (церковь Святой Марии  Магдалины, Париж)

XVIII − XIX века

Архитектура эклектизма и модерна (Ярославский Вокзал; Исторический Музей В Москве)

Со второй половины XIX века до начала XX века

Конструктивизм (Эйфелева башня, Париж; Эмпайр Стэйт Билдинг; Рокфеллер-центр; здание МГУ; отель Бурж аль Араб в  Дубае)

С XX века по настоящее время

Информация о работе История архитектуры