Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:34, реферат
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны2.
Введение
3
I. Первобытное проявление идей архитектуры
5
II. Архитектура рабовладельческих государств
6
III Средневековая архитектура
11
IV Архитектура Ренессанса
14
V Барокко
15
VI Рококо
17
VII Классицизм
18
VIII Русская архитектура
19
IX Конструктивизм
23
X Советская архитектура и ее особенности
25
Заключение
27
Список использованных источников и литературы
29
Характерно, что в России, где были иные социально-экономические условия, чем в Европе XII-XVI вв., ни готика, ни ренессанс не распространились. Даже иностранные мастера, приглашенные в Россию, осваивали местные традиции и строили в русских национальных формах. Примером может служить строительство Успенского собора [Прилож., стр. 20; рис. 52] в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Фиораванти (XV в).
Во второй половине XVI в. в Италии появляется новый стиль - барокко (вычурный), который со временем распространяется и в других странах.
Хотя архитектурная основа зданий оставалась классической, в них появилась масса деформированных и пышных деталей, не связанных с конструкцией, а иногда и маскирующих ее [Прилож., стр. 20; рис. 53].
Стиль барокко начал зарождаться в конце XVI столетия в Италии, а затем распространился по всей Европе и до середины XVIII века был господствующим. Полагают, что название «барокко» происходит от португальского «perola barroca», что значит - «жемчужина причудливой формы».
Основными признаками барокко были пышность, парадная торжественность и подчеркнутая монументальность. На смену геометричности и рациональности Ренессанса пришли усложненность пространства и объемов, сложные криволинейные формы и преобладание декоративного начала. При этом логика построения планов и соответствие между внешними объемами и внутренней структурой здания нередко уходили на второй план. Обилие декоративных деталей зачастую существенно искажало представление о конструкции строения.
Архитекторы стиля барокко активно использовали скульптурные изображения, обычные колонны часто заменялись теламонами и каритиадами — колоннами в виде мужских или женских фигур. Еще одной отличительной особенностью барокко стали «нечеловеческие» масштабы. Так, окна и порталы иногда превышали человеческий рост в десять и более раз.
Микеланджело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены. Последователи "последнего из титанов", двигаясь по пути усложнения, вообще отказываются от симметрии в композиции, открывая совершенно новые возможности стены. Она как бы лишается самой главной своей черты - надежности и монументальности, зато приобретает небывалую прежде пластику и динамику.
Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом.
В интерьере (Шенбрун) тоже появляется капризная усложненность - скругленные углы, обилие зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта "перетекания" пространства в "заоблачную высь" - все это придает интерьеру подчеркнутую театральность.
На фасаде, впрочем, как и в интерьере можно видеть очень много таких декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуши и т.п. [Прилож., стр. 21; рис. 54, 55]
Возникновение барокко объясняется стремлением феодальной знати и высшего духовенства противопоставить себя всем другим классам, подчеркнуть свое исключительное положение в обществе. Архитектура была призвана ошеломить простого человека. Поэтому характерной особенностью стиля было создание иллюзии движения архитектурных масс, запутанности и сбивчивости форм, различных пространственных эффектов. Это достигалось изогнутыми плоскостями и линиями, нагромождением форм, обилием декора, необычно яркими контрастами цвета и освещенности [Прилож., стр. 21; рис. 56; стр. 22, рис. 57].
Стиль барокко импонировал эстетическим потребностям правящей верхушки и церкви и особенно был распространен в дворцовой и садово-парковой архитектуре вплоть до XVIII в.
Рококо: легкость бытия [Прилож., стр. 22; рис. 58, 59; стр. 23, рис. 60, 61, 62]
Название этого стиля происходит от французского слова «rocaille», обозначающего элемент орнамента в виде стилизованной раковины. Стиль рококо возник во Франции в первой половине XVIII века. Архитекторы рококо не вносили изменений и новизны в конструкцию зданий, поэтому отличие рококо от Барокко касается в основном отделки и декораций.
Особенности рококо — прихотливо изогнутые поверхности, очень сложные лепные и резные узоры, позолота, прихотливые завитки, асимметричные детали, обилие скульптур. Помещения украшаются многочисленными зеркалами. Среди скульптурных сюжетов преобладают мифологические, пасторальные и эротические, а среди орнаментов — раковины, цветочные гирлянды, маски и листья растений. Формы и элементы сочетаются самым причудливым образом, без следования каким-либо правилам. Архитектура стиля рококо отличается легкостью, грациозностью, роскошью и изяществом, при этом она зачастую утрачивает соразмерность деталей.
Архитектура в стиле рококо представляет собой воздушность и игривость, целесообразность и симметричность в данном стиле уходит на второй план, на первом, воплощение капризов в интерьере и декоративной эффектности. Жилые помещения, в стиле интерьера Рококо, становятся по размерам меньше по размерам, но гораздо уютнее и более изысканно оформленные чем в стиле барокко. Напоминающие будуары, в оформлении помещения появляется изящная мебель, зеркала, пышные драпировки, цветочные орнаменты, расписные плафоны, комоды и секретеры. Рококо – это идеальный стиль для женщины. Философию стиля интерьера определяли женщины. Главное в стиле рококо это создание праздника, утонченное наслаждение и любовь, изысканность, большая декоративная загруженность интерьеров.
Классицистический стиль (нем. klassizismus от лат. classicus - классика, классическое искусство). В отличие от классики, классицизм - не качественное, а функциональное понятие, оно выражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа.
Классицизм [Прилож., стр. 24; рис. 58, 59; стр. 63, 64] в архитектуре XVIII-XIX вв. явился закономерной реакцией на вычурность и пышность стиля барокко. Сторонниками этого реалистического направления в новых экономических и технических условиях, обратившегося к античной классике, явились демократически настроенные представители средней буржуазии, стремившиеся создать свою культуру. Для архитектуры классицизма характерны строгая симметричность плана и фасада на основе ордерной системы и более умеренное, чем в архитектуре ренессанса, применение декора. Это был новый значительный шаг вперед в развитии западной и мировой архитектуры.
Стиль классицизм взял за основу античность, геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Роскошь декора приобрела в интерьерах классицизма монументальный и величественный характер, спокойствие и утонченность Интерьер, оформленный в классическом стиле – это, обычно, помещение правильной формы, излучающее покой и основательность. Интерьер, в стиле классицизм, не чрезмерен, не перегружен деталями, исполнен сдержанности и достоинства, вкуса и респектабельности.
Так, классицисты провозглашали своим божеством Разум. Ему подчинено все и вся, даже сама природа является мудрым его воплощением. Именно поэтому природа многих парков в стиле классицизма как бы подчинена законам разума, т.е. имеет четкие пропорции, прямые линии, правильную геометрическую форму. Идеологическими задачами классического искусства были прославление монарха, как центра разума нации.
Киевская Русь поддерживала обширные торговые и культурные связи с Византией, наиболее развитым в то время государством. После принятия Русью христианства (989 г.) в Киев приглашаются зодчие для строительства первых христианских сооружений из камня.
Самым большим, сооружением был собор Софии [Прилож., стр. 24; рис. 65], построенный в центре Киева вскоре после победы над печенегами.
Хотя стены собора выложены по-византийски - из плинфы и камня на цементном растворе, а в основу композиции положена византийская крестово-купольная система, в нем отразились композиционные особенности русских деревянных многокупольных церквей, прообразы которых сохранились до наших дней.
Следующий новый этап в развитии архитектуры относится к XV − XVI вв., когда Московское княжество завершало объединение земель в сильное централизованное государство. В Москве ведется обширное строительство соборов, дворцов и укреплений Кремля. В центре Кремля возводится столп сторожевой башни - Иван Великий [Прилож., стр. 25; рис. 66].
Вокруг Москвы и на небольшом удалении от нее строятся сторожевые монастыри − Коломенский, Сергиевской лавры (г. Загорск) и др.
По словам Карла Маркса, изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах.
В XVI в. процесс собирания земель протекает в условиях борьбы с монгольским игом и подъема национального самосознания.
В этот период созданы новые архитектурные формы каменных шатровых церквей по типу деревянных шатровых храмов, состоящих или из одного столпа (шатра) или из сочетания нескольких столпов.
Выдающимися памятниками русской и мировой архитектуры, построенными в XVI в., являются церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой и Покровский собор на Красной площади в Москве − храм Василия Блаженного [Прилож., стр. 25; рис. 67].
Многошатровая каменная композиция была блестяще применена в Покровском соборе, состоящем из 9 столпов, объединенных подклетом и галереями.
При больших объемах эти два памятника имеют незначительную площадь помещений, так как рассчитаны в основном на внешнее обозрение. Таким образом, культовое назначение здесь имело второстепенное значение, и церкви являлись прежде всего памятниками − монументами в честь исторических событий: первый − в ознаменование рождения Ивана IV, второй − в честь освобождения страны от татаро-монгольского ига[Прилож., стр. 25; рис. 68].
Важную роль в развитии архитектуры того времени сыграло строительство новой столицы России − Санкт-Петербурга. Застройка города, начавшаяся в 1703 г., велась по заранее составленному плану и правилам. Жилые дома строились по «образцовым» (типовым) проектам для различных сословий [Прилож., стр. 27; рис. 71]; возводились административные, научные и культурные комплексы − здание 12 коллегий, судостроительная верфь (Адмиралтейство) [Прилож., стр. 26; рис. 69], шпалерная мануфактура [Прилож., стр. 26; рис. 70], литейный смоляной двор и др.
Простота и экономичность - отличительные черты архитектуры петровского времени. Геометрическая правильность зданий подчеркивается на углах цепью рустов; фасады симметричны, центральная ось часто отмечается башней со шпилем; только детали и двухцветная окраска фасадов создают некоторую живописность.
При преемниках Петра I в архитектуре ярче, чем раньше, проявляются черты стиля барокко, которые выразились, главным образом, в дворцовых постройках и в садово-парковых ансамблях. Одним из крупных архитекторов этого направления был В. В. Растрелли, по проектам которого построены Зимний и Царскосельский дворцы [Прилож., стр. 27; рис. 72].
Утверждение этого стиля связано с формированием капиталистического уклада и с развитием прогрессивных демократических идей передовой части русского общества.
Характерная часть стиля − использование античных архитектурных форм. Ордерные композиции в сочетании с гладью стен становятся излюбленной темой. Особенно часто архитекторы классицизма применяли портик; им подчеркивалась средняя ось здания; помимо центрального портика нередко устраивались и боковые [Прилож., стр. 27; рис. 73].
Основоположниками классицизма в России были выдающиеся зодчие В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.
В начале XIX в. традиции классицизма продолжала блестящая плеяда зодчих нового поколения, во главе которых были А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов.
Одной из главных особенностей русской архитектуры первой половины XIX в. можно считать создание городских ансамблей. Зодчие решали большие градостроительные задачи. Их интересовало не столько создание отдельных красивых зданий, сколько объединение застройки целых кварталов, площадей, набережных, парков в стройную систему, воспринимаемую как единое художественное целое. Примером может служить ансамбль Адмиралтейства [Прилож., стр. 26; рис. 69].
Часто в ансамбли включались здания, построенные ранее. Так было, например, с Зимним дворцом [Прилож., стр. 28; рис. 74] в Петербурге, который вошел в ансамбль Дворцовой площади. Пышное барокко дворца, хотя и контрастирует по стилю со строгим классическим зданием Главного штаба [Прилож., стр. 28; рис. 75], однако является частью единого целого.