Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:35, курсовая работа
В архитектуре села проявляются общие для зодчества закономерности: удобство, красота и экономичность тесно связаны друг с другом и могут быть достигнуты при учете всех факторов, влияющих на планировочную структуру поселения, состав и характер застройки. Планировка поселка должна органично увязываться с организацией сельскохозяйственного производства, системой землепользования, обеспечивать удобные связи с другими населенными пунктами и производственными объектами, магистралями.
Введение. (Стр.-1)
Поселок в системе расселения. Понятие градообразующей, обслуживающей и несамодеятельной групп населения поселка. (Стр.-2)
Функциональные зоны поселка, схемы размещения селитебных и производственных зон относительно транспортных магистралей и друг друга.
(Стр.-4)
Архитектурно-планировочная структура поселка. Система культурно-бытового обслуживания поселков. (Стр.-6)
Организация транспортного и пешеходного движения, поперечные профили улиц, стоянки, разворотные площадки. (Стр.-10)
Архитектура общественного центра. (Стр.-12)
Архитектурно-планировочная структура жилой застройки. (Стр.-14)
Комплексная система озеленения поселков. (Стр.-18)
Анализ отечественной и зарубежной практики проектирования и строительства сельских населенных пунктов. (Стр.-21)
Содержание:
(Стр.-4)
Введение.
Поселок в Российской
Федерации низовая
Сельское расселение
- сложная, динамическая, изменяющаяся
система с разветвленной, иерархической,
так называемой вертикальной структурой.
Формы расселения различаются по
совокупности внешних признаков
населенных мест, главными из которых
являются: размер (крупность); количество
поселений, обслуживающих одно сельскохозяйственное
предприятие; условия их размещения
на территории землепользования
Содержание понятия
«архитектура» применительно к
селу имеет свою специфику, учет которой
приобретает принципиальное значение
в определении и решении
В архитектуре
села проявляются общие для
- 1 -
Поселок в
системе расселения. Понятие градообразующей,
обслуживающей и
Под системой расселения понимается определенная совокупность населенных пунктов, тесно связанных между собой в экономическом отношении, по линии социально-культурно-бытового обслуживания населения, использования транспортных и других инженерных коммуникаций. Расселение характеризуется степенью концентрации людей в местах жительства, густотой поселений и размещением их на определенной территории.
Расселение оказывает непосредственное влияние на организацию материального производства, использование рабочей силы, уровень производительности труда, организацию культурно-бытового обслуживания. Расселение выступает как важная составная часть комплексного народно-хозяйственного плана размещения производительных сил, определяя во взаимной связи и обусловленности рациональные формы расселения населения в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях.
Различают три уровня системы расселения: общесоюзная, разрабатываемая на всю территорию страны; региональная - на территорию крупных экономических районов; групповая - на территорию отдельных областей и внутриобластных районов.
Групповые системы подразделяются на крупные ,средние, малые и местные. Крупные групповые системы расселения формируются вокруг крупнейших городов или сложившихся городских агломераций с числом населения более 500 тыс. человек. Средние групповые системы складываются вокруг городов, являющихся областными центрами, а также других городов с населением 100-500 тыс. человек. В качестве центров малых групповых систем выступают города с населением 50-100 тыс. человек.
Возникновение и рост населенных мест происходят вследствие развития производительных сил страны, создающих пункты приложения труда и объединяющих в населенных местах большое количество людей. Там размещаются промышленные предприятия по производству металла, топлива, энергии, химической продукции, строительных материалов, а также перерабатывающие производства.
В непосредственной
близости от источников энергии и
залежей полезных ископаемых располагаются
обеспечивающие их освоение и переработку
территориально-
Факторы, которые являются основными в создании того или иного города и непосредственно влияют на его рост, называют градообразующими. Соответственно предприятия, которые явились причиной возникновения города и значение которых выходит за его пределы, называют градообразующими предприятиями (заводы, фабрики, электростанции, крупные транспортные узлы, аэропорты и морские порты,
- 2-
государственные структуры управления районного и регионального значения, научно-исследовательские учреждения, музеи, библиотеки, театры, санатории, дома отдыха и др.).
В любом городе возникают учреждения и предприятия, осуществляющие культурно-бытовое обслуживание людей, работающих на градообразующей группе предприятий. Такие учреждения и предприятия называют обслуживающими. Их значение не распространяется за пределы данного населенного пункта. Это могут быть местные административные и партийные учреждения, музеи, магазины, предприятия местной легкой промышленности, школы, средние учебные заведения и т.д.
При разработке генерального плана города, поселка (как нового, так и реконструируемого) необходимо иметь сведения об объеме строительства и площади территории. Эти данные можно получить, определив численность населения города на перспективу. Численность населения можно вычислить в достаточной степени точно. Расчет основан на положении, что все трудоспособное население принимает участие в общественно полезном труде. Условно все городское население можно подразделить на три группы.
1 группа — градообразующая. К градообразующим относится население, занятое в таких областях производства, как полеводство, животноводство и другие отрасли сельско-хозяйственного производства ; предприятия по переработке сельско хозяйственной продукции ; предприятия пищевой, мясной и легкой промышленности; учреждения внешнего транспорта ; общественные и хозяйственные учреждения районного или внепоселкового значения; научно- исследовательские учреждения; специальные высшие и средние учебные заведения и др. Ее удельный вес составляет на первую очередь строительства 33…38%, а на перспективу — 25…35%.
2 группа — обслуживающая. Обслуживающая группа населения состоит из трудящихся предприятий и учреждений культурно- бытового и коммунального обслуживания, административных и других учреждений поселкового значения. Удельный вес этой группы населения зависит от величины города и составляет для крупных городов 23…26%, для средних и малых городов и поселков — 19… 22 %. С ростом города возрастает удельный вес обслуживающей группы населения, так как в больших городах наиболее развита система учреждений культурно-бытового обслуживания населения. При этом удельный вес градообразующей группы населения снижается.
3 группа — неработающее население (дети, домохозяйки, престарелые, инвалиды). Эту группу называют несамодеятельной. Ее удельный вес не зависит от величины городов и колеблется в пределах 46… 48 %. На удельный вес влияет только возрастной состав
Расчет численности населения, которое будет проживать в населённом пункте, является основой для расчетов, необходимых при разработке проекта планировки: расчетов территории, объемов жилищного и культурно-бытового строительства, различных видов
- 3 -
благоустройства. В расчете численности населения на перспективу должны быть определены: общая численность населения, численность отдельных возрастных групп и число семей по численному составу.
Для расчета общей
перспективной численности
Н = А * 100/[100-(Б + В)],
Н-проектная численность населения; А - абсолютная численность градообразующей группы; Б - численность обслуживающей группы, % , Н; В- численность несамодеятельной группы, %, Н.
Функциональные зоны поселка.
Проектируемый поселок
должен представлять собой единую планировочную
структуру. Основу планировочной структуры
поселка составляет функциональное
зонирование его территории, заключающееся
в распределении и
- 4 -
Систему складских комплексов, не связанных с непосредственным повседневным обслуживанием населения, следует формировать за пределами крупных и крупнейших городов, приближая их к узлам внешнего, преимущественно железнодорожного транспорта.
Для создания благоприятных
в санитарно-гигиеническом
В современной практике планировки и застройки сельских поселков наиболее распространены следующие схемы размещения селитебных и производственных зон относительно транспортных магистралей и друг друга: