Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:35, курсовая работа
В архитектуре села проявляются общие для зодчества закономерности: удобство, красота и экономичность тесно связаны друг с другом и могут быть достигнуты при учете всех факторов, влияющих на планировочную структуру поселения, состав и характер застройки. Планировка поселка должна органично увязываться с организацией сельскохозяйственного производства, системой землепользования, обеспечивать удобные связи с другими населенными пунктами и производственными объектами, магистралями.
Введение. (Стр.-1)
Поселок в системе расселения. Понятие градообразующей, обслуживающей и несамодеятельной групп населения поселка. (Стр.-2)
Функциональные зоны поселка, схемы размещения селитебных и производственных зон относительно транспортных магистралей и друг друга.
(Стр.-4)
Архитектурно-планировочная структура поселка. Система культурно-бытового обслуживания поселков. (Стр.-6)
Организация транспортного и пешеходного движения, поперечные профили улиц, стоянки, разворотные площадки. (Стр.-10)
Архитектура общественного центра. (Стр.-12)
Архитектурно-планировочная структура жилой застройки. (Стр.-14)
Комплексная система озеленения поселков. (Стр.-18)
Анализ отечественной и зарубежной практики проектирования и строительства сельских населенных пунктов. (Стр.-21)
- 5 -
Композиция сельского поселка должна подчинятся необходимости прямой кратчайшей связи элементов застройки с естественными элементами природного ландшафта.
В практике планировки
и застройки можно выделить ряд
случаев расположения поселка относительно
природного окружения, каждый из которых
влияет на принципы и приемы зонирования,
а также на основную градостроительную
идею организации поселка. Так, например,
при одностороннем размещении поселка
около реки или зеленого массива
и при основной градостроительной
идее максимального раскрытия
Кроме четкого разделения территории на селитебную и производственную зону, еще выделяют подзону общественного центра поселка. Ее размещение должно учитывать одинаковую доступность для населения. В структуре проектируемого населения должны быть четко обозначены главный въезд и пешеходные связи жилых территорий с производственной зоной.
Архитектурно-планировочная структура поселка. Система культурно-бытового обслуживания поселков.
Основной задачей
проекта планировки и застройки
любого сельского поселка является
оптимальное решение
Условия формирования взаимосвязи производства и селитьбы во многом зависят от размещения производственной зоны – автономного или смежного.
Автономное решение производственной зоны и территории комплексов характерно для некоторых крупных сельскохозяйственных предприятий, что объясняется необходимость соблюдения санитарно-защитных разрывов и зооветеринарных требований.
Значительно удаление
крупных производственных комплексов
от селитебной зоны, а также развитие
промышленной застройки на довольно
большом пространстве делает особенно
актуальный вопрос об архитектурно-планировочной
связи двух наиболее важных зон села.
Такие комплексы настолько
- 6 -
выделение главного архитектурного объема или пространства – эффективные средства достижения композиционного единства поселка при автономном расположении селитебной и производственной зон.
Смежное размещение
селитебной и производственной
зон имеет много вариантов
планировочных и объемно-
Архитектурно–планировочная структура средних и больших поселков отличается от планировки малых поселков более развитой сетью улиц и проездов. Большие поселки, как правило, проектируются с сетью улиц, членящих территорию на жилые группы или микрорайоны с выделением магистральной, главной и жилой улиц.
В больших поселках стремятся общественный центр располагать в середине селитебной территории так, чтобы радиус доступности до наиболее отдалённых жилых участков не превышал 750- 800 м. При превышении радиусов доступности создаются дополнительные подцентры с размещением на них зданий с учреждениями и предприятиями повседневного пользования. В больших и средних поселках помимо общественного центра, располагаемого в середине селитебной территории или на окраине, вблизи хорошей природной среды , может быть организована небольшая площадь при въезде в поселок с размещением на ней административного здания, торгового центра и других зданий общественного назначения, ограничивая въезд транзитного транспорта на территорию поселка.
Системы культурно-бытового
обслуживания должны приниматься дифференцированно
в зависимости от сложившейся
и перспективной систем расселения,
природно-климатических
В современных сельских поселках проектируются и строятся следующие общественные здания, обеспечивающие весь комплекс культурно-бытового обслуживания: детские ясли-сады, общеобразовательные школы, клубы, торговые центры, административные здания, спортивные учреждения, медицинские учреждения и коммунальные предприятия.
Как правило, наиболее важные общественные учреждения общепоселкового значения размещают в общественном центре населенного пункта. Учебно-воспитательные учреждения - школы, училища, детские дошкольные учреждения – располагают обычно на обособленных участках в отделении от поселковых и автомобильных дорог, в непосредственной близости к зеленым насаждениям, лечебно-профилактическим учреждениям. Радиус доступности для школ на 140 человек составляет 1000 м., для детских садов – 500 м.
- 7 -
Коммунальные предприятия (бани, прачечные, хлебопекарни, котельные и др.) целесообразно формировать на одном участке, расположенном на территории, которая изолирована от жилой застройки и общественных зданий, удобно размещена на территории, которая изолирована от жилой застройки и общественных зданий, удобно размещена по отношению к производственной зоне и транспортным магистралям.
По функциональному назначению учреждения культурно-бытового обслуживания населения можно подразделить на следующие группы:
Существуют следующие приемы размещения детских учреждений в поселке: 1) на участке в жилом квартале или жилой группе; 2) на самостоятельном участке между жилыми кварталами и группами вместе с садом или сквером жилого района; 3) вне жилой застройки на территории, примыкающей к парку, зеленому массиву, водоему; 4) размещение детских учреждений в жилом квартале или жилой группе.
Радиус
обслуживания населения учреждениями
и предприятиями, размещаемыми в
жилой застройке, как правило, следует
принимать не более указанного
- 8 -
Учреждения
и предприятия
обслуживания |
Радиус обслуживания, м |
Детские дошкольные учреждения1*: | |
в городах | 300 |
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке | 500 |
Общеобразовательные школы1 | 750
(500 для начальных классов) |
Помещения
для физкультурно- |
500 |
Физкультурно-спортивные центры жилых районов | 1500 |
Поликлиники и их филиалы в городах2 | 1000 |
Раздаточные пункты молочной кухни | 500 |
То же, при одно- и двухэтажной застройке | 800 |
Аптеки в городах | 500 |
То же, при одно- и двухэтажной застройке | 800 |
Предприятия
торговли, общественного питания
и бытового обслуживания местного значения:
в городах при застройке: |
|
многоэтажной | 500 |
одно-, двухэтажной | 800 |
в сельских поселениях | 2000 |
Отделения
связи и филиалы |
500 |
Своеобразность сельского
поселка, большая его связь с
природным окружением, различие в
этажности и образности жилых
домов бесспорно должны отражаться
на архитектуре общественных зданий.
- 9 -
Организация транспортного и пешеходного движения, поперечные профили улиц, стоянки, разворотные площадки.
Генплан поселка должен иметь ограниченную согласованность с планировочной организацией окружающей территории, землеустройством, внешней сетью транспортных и инженерных коммуникаций.
Сеть улиц, проездов, и пешеходных дорожек сельского поселения должна проектироваться как единая система, простая по начертанию, обеспечивающая кратчайшие связи основных зон и объектов поселка между собой, комфортные условия движения транспорта, пешеходов, инсоляцию зданий и уютный эстетически осмысленный фрагмент сельской среды.
Дороги и улицы сельских поселков решаются в виде единой системы путей сообщения с учетом перспективного развития населенных пунктов, их внешних и внутренних связей. По функциональному назначению поселковые улицы и проезды разделяются на поселковые дороги ,главные и жилые улицы, жилые и хозяйственные проезды. Улицы и дороги, служащие для движения транспорта и пешеходов, дополняются системой пешеходных дорог.
Поселковые дороги
предназначаются для
По главной улице села организуются основные пешеходные связи с жизненно важными центрами поселка, поэтому главная улица должна быть планировочной доминантой, связывающей второстепенные жилые улицы с общественным центром, парком, спортивным комплексом, производственной зоной и поселковой дорогой. Жилые улицы служат для внутрипоселковых транспортных и пешеходных связей, для связи групп жилых домов или кварталов с другими зонами поселка. Проезды в сельском поселке устраивают двух типов: транспортные - для проезда к жилым домами общественным зданиям; транспортно-хозяйственные – для движения грузового транспорта и скота.
Разделение транспортных и пешеходных путей, обеспечивающее безопасность движения, получило признание в практике проектирования сельских поселков.
Сеть улиц, проездов и пешеходных дорожек поселка должна быть, возможно более простой по начертанию, соответствовать направлениям основных пешеходных и транспортных связей, обеспечивать удобную и наиболее короткую связь с внешней сетью дорог, с местами приложения труда, между жилыми территориям, общественным транспортом, отдельными общественными зданиями, спортивной зоной и зоной отдыха.
- 10 -
Уличная сеть – основа
планировочной структуры
При планировке поселка
следует придерживаться минимальных
размеров поселковых улиц с учетом
того, что основным движением в
поселке является пешеходное. Ширину
улиц и размеры отдельных элементов
поперечного профиля
Ширину улиц в пределах красной линии рекомендуется принимать: при застройке более двух этажей – 18-20, при одно- или двухэтажной застройке – 14-18 м. Главные улицы допускается проектировать большей ширины 22-27 и 18-22 м. Ширина улиц в усадебной застройке при размещении домов с отступом от красной линии на расстояние не менее 3 м. может быть уменьшена до 10 м.
Проезды могут быть
тупиковыми или сквозными. Тупиковые
проезды целесообразно
В состав поперечного профиля улиц входят проезжая часть, тротуары или пешеходные аллеи. Полосы зеленых насаждений , в том числе полосы для прокладки подземных сооружений. А также обочины и кюветы при поперечном профиле загородного типа. Ширину одной полосы проезжей части принято назначать 2.6-3.5 м. в зависимости от вида транспорта и транспортной нагрузки, при автобусном движении -3.5 м.
Поселковые улицы,
не рассчитаны на систематический пропуск
автобуса, рекомендуется проектировать
с однополосной проезжей частью при
ширине твердого покрытия 3.5 м. и устройством
поперечного профиля с