Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:08, реферат
В настоящее время в связи с неблагоприятным состоянием объектов культурного наследия, остро стоит вопрос о реставрации этих объектов, так и реставрации их декоративного убранства.
Отделка лепного декора:
1. Тонирование докомпонованных элементов лепнины после склейки фрагментов для погашения разницы в цвете.
2. Патинирование лепного декора под различные материалы -бронзу, дерево, слоновую кость, мрамор и т.п.
3. Золочение лепного декора: на "гульфарбу", "мордан", ЯН-54 и т.п. сусальным золотом. Золочение "твореным" золотом, золочение на полимент; имитация позолоты.
4. Изготовление лепного декора из мастик и папье-маше как в монолите, так и методом выклейки по формам.
5. Обработка гипсовых изделий методом флюатирования (укрепления) и гидрофобизации (обобщения изделиям водоотталкивающих свойств).
Введение………………………………………………………………………………..………2
Производство работ по реставрации лепного декора на памятниках архитектуры……….3
Содержание актов на производство работ по реставрации лепного декора…………….…7
Характеристика основных видов работ и технологических процессов…………………....11
Некоторые технологические советы по производству лепных работ…………………...…21
Организация производства реставрации лепного декора……………………………….….24
Производственные термины………………………………………………………………….27
Список используемых источников…………...………………………………………………28
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
АРХИТЕКТУРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»
Реферат
Тема: «Реставрация лепнины».
Полевщиков. Д. В
Овчинникова Л. И.
Томск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………
Производство работ по реставрации лепного декора на памятниках архитектуры……….3
Организация производства реставрации
лепного декора……………………………….….
Производственные термины………………
Список используемых источников…………...…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Лепнина - рельефные украшения (фигурные, орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий.
Искусство украшать и покрывать стены и потолки лепниной известно с древнейших времён. Лепнина применялась древними греками и римлянами при возведении монументальных сооружений, как правило с расколеровкой и золочением. В России лепнина появилась сначала в отделке церквей и дворцов, позднее стала использоваться и в домах горожан. Первые лепные украшения получали вручную моделированием пластичной массы, нанесённой на штукатурную основу потолков и стен. В дальнейшем лепнину стали изготовлять в мастерских, вытягивая, вырезая и вылепливая отдельные элементы, что также требовало немало времени на воспроизведение повторяющихся деталей. С возникновением форм из гипса, а затем из клея (т. н. клеевых форм) появилась возможность ускорить выполнение лепных работ и снизить стоимость отделки. Позднее для изготовления форм были освоены и др. материалы, что позволило широко использовать лепнину в наружной и внутренней отделке зданий.
Лепнина является одним из приемов оформления интерьеров и экстерьеров, который применяется в реставрации исторических зданий, а также в строительстве современных домов и коттеджей.
Лепной декор в оформлении интерьеров занимает особое место. Рельефные завитки и изгибы подчеркивают изящество отделки помещения, придают интерьеру законченный вид. К элементам лепного декора относятся: гипсовые карнизы, колонны, наборные потолки, арки, наличники и многое другое.
Традиционно считается, что лепной декор применялся в архитектурных стилях прошлых времен: классицизма, ампира, барокко. Но нельзя забывать, что многие стилевые направления XX века, например, модерн, экспериментировали с применением лепного декора.
До XVIII века лепной декор не являлся традиционным для России. Первые опыты с лепным декором в России приходятся на время барокко. Лепнина заменяла прямые линии стен характерными полукруглыми очертаниями. Лепной декор часто превращался в своеобразную раму для большого потолочного плафона или настенного панно. Эта красота требовала масштаба, и была украшением дворцов императорских особ и домов знати.
ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО РЕСТАВРАЦИИ ЛЕПНОГО ДЕКОРА НА ПАМЯТНИКАХ АРХИТЕКТУРЫ.
В настоящее время в связи с неблагоприятным состоянием объектов культурного наследия, остро стоит вопрос о реставрации этих объектов, так и реставрации их декоративного убранства.
Основные виды работ:
1. Различные виды расчистки рельефов.
2. Подводка грунта под
лепнину и укрепление
3. Догипсовка фрагментов, заделка выбоин и трещин.
4. Демонтаж фрагментов лепного декора, маркировка фрагментов с последующей доработкой на верстаке (с посадкой на плинт), расчисткой, докомпоновкой в глине или ином пластичном материале, формовкой и отливкой с дополнительным армированием подлинников.
5. Монтаж разобранных,
доработанных фрагментов на
6. Подборка маркированных фрагментов разрушенной лепнины или демонтированной в процессе реставрации несущих и ограждающих конструкций с последующей склейкой и установкой на место.
7. Изготовление вновь
моделей лепного декора при
воссоздании утрат, не имеющих
аналогов в данной
8. Демонтаж фрагментов
лепного декора с целью
в модель с последующей формовкой, отливкой, оклейкой отливки "новодела" с подлинником и установкой на место.
9. Воссоздание рельефов лепного декора методом отмазки "по месту" (приравнивается к изготовлению модели вновь).
Отделка лепного декора
1. Тонирование докомпонованных элементов лепнины после склейки фрагментов для погашения разницы в цвете.
2. Патинирование лепного
декора под различные
3. Золочение лепного декора: на "гульфарбу", "мордан", ЯН-54 и т.п. сусальным золотом. Золочение "твореным" золотом, золочение на полимент; имитация позолоты.
4. Изготовление лепного декора из мастик и папье-маше как в монолите, так и методом выклейки по формам.
5. Обработка гипсовых изделий методом флюатирования (укрепления) и гидрофобизации (обобщения изделиям водоотталкивающих свойств).
Все виды реставрационных работ должны производиться при неукоснительном соблюдении норм техники безопасности, производственной санитарии и пожаробезопасности.
Правила производства реставрационных работ
1. До начала работ весь
имеющийся на памятнике
2. Подробное описание (акт)
состояния лепного декора
Определяются утраты лепного декора и фиксируется наличие его подлинных фрагментов, пригодных для приведения их в модель, с тем, чтобы с помощью отливок с моделей можно было восполнить утраты.
Особое внимание должно быть обращено на наличие лепного декора XVIII в. в стиле Елизаветинского барокко, в большей части "отмазанного" на месте на штырях, без формовки, что должно найти свое отражение в акте, т.к. докомпоновки утрат должны выполняться в аналогичной технике лепщиками высокого разряда.
В акте определяется точное количество и наименование деталей, подлежащих воссозданию с изготовлением моделей, и стилистические особенности декора.
Определяются участки лепного декора, требующие демонтажа и последующего монтажа после оклейки фрагментов; проверяется прочность крепления лепнины на стенах и потолках.
3. При составлении дефектной
ведомости (или акта) в нее следует
вписать все необходимые
Указываемые в дефектной ведомости или акте все фрагменты подлинной лепнины, подлежащие приведению в модель, должны быть привязаны к месту нахождения лепного декора на памятнике, сведения о них должны быть также вписаны в ведомость. Например: "восполнение гирлянда из цветов и листьев - длиной 50 см, высотой 20 см на восточной стене вестибюля. Для выполнения указанной детали привести в модель аналогичный фрагмент гирлянды о северной стены вестибюля, с демонтажем и с последующей установкой на место; выполнить вновь модель замковой вставки со стилизованной головой льва на обрамлении среднего окна 2-го этажа южного фасада, согласно эскизу" (аналогии с тем-то) и т.д.
4. Проектом устанавливается технология расчистки лепного декора от покрасок, набелов и т.п. и затем его укрепления. В этих целях производится пробная расчистка специалистами-химиками из технологического отдела института Спецпроектреставрация или других лабораторий.
5. Если в процессе реставрации,
после установки строительных
лесов, будут выявлены ноше
дефекты лепного декора, ранее
не обнаруженные под
6. Все подлежащие демонтажу,
оклейке фрагменты лепнины
Демонтаж лепнины, если это необходимо, производится только после утверждения, соответствующей рабочей документации с веским обоснованием (при замене несущих конструкций сильно разрушенных частей зданий, по заключению инженеров и лаборатории о качестве строительных материалов и т.п.).
Подлежащий демонтажу лепной декор фотографируется и фиксируется графически под контролем ведущего архитектора.
7. Демонтированные фрагменты
лепного декора маркируются,
В случае раскладки фрагментов лепнины на стеллаж их также следует маркировать, причем на стеллаже указывается место, откуда снят тот или иной фрагмент, и их общее количество. В отдельный конверт или папку вкладывается фотография лепного декора до разборки я вся необходимая для работы документация.
Необходимо помнить, что разборка, подбор и оклейка фрагментов лепного декора относятся только к подлинной, снятой с памятника лепнине. Все, что снято и склеено, должно быть вновь установлено на место. К выполнению лепнины заново, так же как отливок и новых моделей, эти операции не относятся.
8. Демонтированный лепной декор может быть склеен и докомпонован на плинтах и затем установлен на место вместе с плинтом либо без него методом склейки фрагментов на месте. В каждом отдельном случае вопрос решается индивидуально автором проекта реставрации. При установке лепнины с применением крепежных деталей составляется акт на скрытые виды работ с указанием количества склеенных фрагментов.
9. Проведение укрепления гипса, гидрофобизация и флюатирование также оформляется актом на скрытые виды работ.
10. По окончании всех
этапов реставрации лепного
11. Запрещается при изготовлении
моделей расценивать их по
элементам. Все модели, как правило,
подпадают под определенную
12. Когда при утрате
отдельного фрагмента
При производстве работ по реставрации лепного декора составляются следующие акты: