Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:08, реферат
В настоящее время в связи с неблагоприятным состоянием объектов культурного наследия, остро стоит вопрос о реставрации этих объектов, так и реставрации их декоративного убранства.
Отделка лепного декора:
1. Тонирование докомпонованных элементов лепнины после склейки фрагментов для погашения разницы в цвете.
2. Патинирование лепного декора под различные материалы -бронзу, дерево, слоновую кость, мрамор и т.п.
3. Золочение лепного декора: на "гульфарбу", "мордан", ЯН-54 и т.п. сусальным золотом. Золочение "твореным" золотом, золочение на полимент; имитация позолоты.
4. Изготовление лепного декора из мастик и папье-маше как в монолите, так и методом выклейки по формам.
5. Обработка гипсовых изделий методом флюатирования (укрепления) и гидрофобизации (обобщения изделиям водоотталкивающих свойств).
Введение………………………………………………………………………………..………2
Производство работ по реставрации лепного декора на памятниках архитектуры……….3
Содержание актов на производство работ по реставрации лепного декора…………….…7
Характеристика основных видов работ и технологических процессов…………………....11
Некоторые технологические советы по производству лепных работ…………………...…21
Организация производства реставрации лепного декора……………………………….….24
Производственные термины………………………………………………………………….27
Список используемых источников…………...………………………………………………28
10. Для более
тонкой проработки рельефа
11. Технологические
особенности изготовления форм
из формопласта. Формопласт
При подготовке
модели к формовке гипс затворяют
известковым молоком или
Помимо клеевых
форм из желатина или столярного клея,
рекомендуемых многими
Для армирования тонкого слоя форм применяется стеклоткань. В форму из сиэласта можно заливать легкоплавкий металл с температурой плавления до 200°С. Формы сохраняются долго, чем обеспечивается, изготовление большого количества отливок. Материал форм необратим и подлежит уничтожению после использования.
12. В отдельных
случаях, когда необходимо
По рецепту скульптора-реставратора А.Е.Громова изготовление производится несколькими способами:
- Путем обклейки модели мелкими кусочками газетной бумаги на клейстере из муки или крахмальном клейстере в несколько слоев до получения "картона", после чего его снимают с формы и хорошо просушивают (т.н. прямое маширование).
- Обклейка тем же способом гипсовой формы (т.н. обратное маширование). После извлечения из формы папье-маше просушивают, левкасят и окрашивают.
- Изготовление
декора из мастики, состоящей
из бумажной массы и клея; на
1 ведро - 4 л вода и 2 кг размельченного
столярного клея. В другом ведре
заливают кипятком
После этого на верстак насыпают плавленый мел (на целый день работы), в горке мела поделывается углубление, в которое выливается теплая клейкая масса, затем добавляют олифу и месят как тесто. От высыхания приготовленную мастику предохраняет обернутая вокруг мокрая тряпка.
- Технология
оттискивания мастичного
ОРГАНИЗВЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА РЕСТАВРАЦИИ ЛЕПНОГО ДЕКОРА.
Лепные работы необходимо производить в специально выделенных и оборудованных помещениях.
1. Модельное помещение должно занимать не менее 20 м2 - в зависимости от объема и характера работ. В нем размещается верстак размером 2-2,5 х 1,25 м и высотой 0,9 м со строго горизонтальным столом и шлифованной столешницей.
2. В мастерской должна
быть деревянная подставка,
3. Мастерская должна иметь отливочный цех из расчета 7-10 м2 на, человека, где также размещаются бункеры-лари для гипса, цемента. Здесь же устраивается верстак, аналогичный "лепному".
4. Формовочно-отливочный цех должен иметь печь или другие нагревательные приборы для варки клея и плавки формопласта. Цех оборудуется вытяжными коробами либо специально устроенной вентиляцией.
5. Модельный и формовочно-отливочный цехи снабжаются водой для затвердения вяжущих и замочки глины.
6. При мастерской должна
иметься специальная
Кроме того, мастерская должна быть оснащена различными вспомогательными инструментами: ножницами для резки металла, сверлами, дрелями, пилами-ножовками, топорами, лопатами и т.п. по спискам, составленным лепщиками. Также мастерская должна располагать отпарочными аппаратами. Обязательна аптечка с медикаментами и перевязочными материалами.
Леса и подмости для производства реставрационных работ по лепному декору:
ширина настила - 0,7 м, высота - в зависимости от рода деталей (для подгонки деталей карниза стены настил на 1,5-1,7 м ниже линии установки);
для установки деталей лепного декора на потолках и сводах высота подмостей не менее 10-15 см от головы рабочего до потолка; для установки капителей от поверхности настила расстояние не менее 1 м.
Некоторые основные
инструменты лепщиков:
I. Металлический инструмент: 1 - металлический
крючок для разборки форм; 2 - клюкарза;
3 - полукруглое долото; 4 - косарь с крючком;
5 - заводная лопатка (может быть малая
и большая); 6 - скарпель (с зубцами на лезвии
называется троянка); 7 - скальпель медицинский
(брюшистнй); 8 - нож лепщика для формовки;
9 - долото прямое; 10 - троянка.
II. Деревянный инструмент: 11,12,13 - стеки
для лепки (с металлической петлей); 14 -
деревянная мутовка для затворения гипса
в ведре или баке
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕРМИНЫ.
ЛЕПНОЙ ДЕКОР ИЛИ ЛЕПНИНА - произведение прикладного искусства на памятнике архитектуры, выполненное из гипса, алебастра, цемента или мастики в виде:
погонажных деталей - профилированных карнизов с порезкой, листьями, сухариками, иониками, гирляндами из цветов, лент и т.п.;
штучных деталей - картушей, гербов, венков, фризов, капителей различных стилей, масок, розеток и т.п.;
скульптурных элементов - кариатид, атлантов, сюжетных одно- или многофигурных композиций (с людьми и животными).
БАРЕЛЬЕФ (низкий рельеф) - скульптурное изображение или орнамент, выступающее над плоскостью основания не более, чем на половину толщины изображаемого предмета.
ГОРЕЛЬЕФ (высокий рельеф) - скульптурное изображение или орнамент, возвышающееся над плоскостью основания более чем на половину толщины изображения, а также скульптурное изображение, едва соприкасающееся с фоном.
СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ЛЕПНОМ ДЕКОРЕ - объемное (барельефное или горельефное) изображение эпизода из истории или мифологии, состоящее из одной или нескольких человеческих фигур на фоне пейзажа, зданий и т.п.
ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ
КОМПОЗИЦИЯ - объемное изображение
геометрического или
ФРАГМЕНТЫ И ДЕТАЛИ ЛЕПНОГО ДЕКОРА - целые, законченные по композиции элементы декора: капители, гирлянды, картуш, волюты, маски и др. (см. Приложение 2).
МОДЕЛЬ - лепной элемент, вылепленный вновь согласно аналогу, чертежу или эскизу из глины, пластилина или гипса (акантовый лист, маска, розетка, погонажная деталь и др.); является эталоном, предназначенным для размножения методом отливки.
ФОРМА - обратное изображение модели из гипса, клея, формопласта, полимеров, бетона и др. материалов для одноразового или многократного использования с целью получения отливок - копий модели.
ПЛИНТ - гладкая, ровная плита из гипса или др. материала для "посадки" на нее модели с целью удобства последующей формовки на верстаке для лепных работ.
ПРИВЕДЕННАЯ В МОДЕЛЬ - подлинная (из памятника архитектуры) деталь лепного декора,' специально тщательно расчищенная, отремонтированная методом склейки фрагментов, с заправкой трещин и выбоин, догипсованная раствором гипса; предназначается для формовка о целью получения необходимого количества копий; приведение в модель может осуществляться как на месте, на стене памятника, так и на верстаке с последующей посадкой снятой детали на плинт.
ОТЛИВКА (или отливок) - копия модели, полученная в результат те заполнения формы вяжущим (гипсовым, алебастровым, цементным растворами и.др. отвергающимися составами).
Список используемых источников.