Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:08, реферат
В настоящее время в связи с неблагоприятным состоянием объектов культурного наследия, остро стоит вопрос о реставрации этих объектов, так и реставрации их декоративного убранства.
Отделка лепного декора:
1. Тонирование докомпонованных элементов лепнины после склейки фрагментов для погашения разницы в цвете.
2. Патинирование лепного декора под различные материалы -бронзу, дерево, слоновую кость, мрамор и т.п.
3. Золочение лепного декора: на "гульфарбу", "мордан", ЯН-54 и т.п. сусальным золотом. Золочение "твореным" золотом, золочение на полимент; имитация позолоты.
4. Изготовление лепного декора из мастик и папье-маше как в монолите, так и методом выклейки по формам.
5. Обработка гипсовых изделий методом флюатирования (укрепления) и гидрофобизации (обобщения изделиям водоотталкивающих свойств).
Введение………………………………………………………………………………..………2
Производство работ по реставрации лепного декора на памятниках архитектуры……….3
Содержание актов на производство работ по реставрации лепного декора…………….…7
Характеристика основных видов работ и технологических процессов…………………....11
Некоторые технологические советы по производству лепных работ…………………...…21
Организация производства реставрации лепного декора……………………………….….24
Производственные термины………………………………………………………………….27
Список используемых источников…………...………………………………………………28
Дефектный акт.
Акт на скрытые виды работ.
Акт на передачу моделей заказчику.
1. Дефектный акт составляется в 3 экземплярах после тщательного осмотра лепного декора исполнителями работ (подрядчиком с представителем бригады лепщиков), автором проекта реставрации - архитектором и ответственным представителем заказчика.
В акте отражаются:
Название архитектурного объекта, конкретное место расположения лепного декора, его состояние, стилевые особенности, места утрат, подлежащие восполнению, подробное наименование и количество моделей, а также методы изготовления их вновь как в глине (пластилине), так и посредством отмазки из гипса; необходимость расчисток подлинного лепного декора по видам сложности, оклейка фрагментов и их количество; определяется количество подлинных элементов для использования под модели, приведение в модель; необходимость демонтажа и последующей установки на место фрагментов подлинной лепнины; необходимость проведения специальных работ (укрепления, покраски, патинирования, гидрофобизации, позолоты и т.п.) после реставрации лепного декора.
Если в процессе реставрации, поле установки строительных лесов, будут выявлены новые дефекты лепного декора, ранее не обнаруженные под покрасками и набелами (склейка фрагментов, догипсовка, отставание лепнины от основания), составляется дополнительный трехсторонний дефектный акт, в котором отражаются все выявленные дефекты в натуре и предлагается технология дополнительного дальнейшего производства работ.
В процессе производства реставрации лепного декора все подлежащие демонтажу или склейке фрагменты лепнины маркируются, фотографируются (или отражаются графически в архитектурных чертежах) и после склейки и установки на место (до покраски, патинирования или золочения) оформляются актом на скрытые виды работ.
2. Акт на скрытые виды работ составляется в 3 экземплярах исполнителями работ (прорабом, бригадиром лепщиков или лепщиком), автором проекта реставрации - архитектором и ответственным представителем заказчика. Акт на скрытые виды работ составляется по окончании циклов реставрации.
В акте указывается название архитектурного объекта, подробно отражаются все виды выполненных работ: демонтаж, подбор, склейка, догипсовка, установка фрагментов; их названия, количество. Указывается место нахождения декора в интерьере и экстерьере зданий, вида произведенной расчистки, ее метраж или количество единиц, название моделей, отмазанных из гипса, их количество и конкретное место "установки" (домазки), количество установленных отливок -"новоделов", выполненных по изготовленным моделям вновь, их склейка с подлинниками.
Указываются все виды произведенных работ, связанных со специальной обработкой лепнины: химическое укрепление гипса, флюатирование (поверхностное укрепление гипса), гидрофобизацяя (сообщение гипсу водоотталкивающих свойств), конкретные места обработки и метраж.
В процессе производства работ, непосредственно связанных с реставрацией лепного декора, проводится фотофиксация выполненных работ (до покраски), а также общего вида лепнины и ее фрагментов.
3. Акт на передачу моделей заказчику (для удешевления последующих ремонтно-реставрационных работ).
После окончания всех видов работ, связанных с реставрацией лепного декора, изготовленные модели по акту должны быть переданы заказчику.
Акт на передачу моделей составляется материально ответственным представителем исполнителя (прорабом, начальником участка, бригадиром) и материально ответственным представителем заказчика.
В акте указывается название архитектурного объекта, для которого выполнены модели, вид, наименование, размеры и стоимость каждой модели в отдельности. Если лепные детали, как модели, выполнены методом отмазки из гипса на месте нахождения подлинной лепнины или изготовлены этим методом отдельно в мастерской и затем установлены на место, в акте на передачу моделей заказчику указывается наименование моделей, их размеры, количество, стоимость, точное место установки.
Консервация и укрепление лепного декора.
Укрепление гипса производят:
- 5%-ным раствором
кремнийорганической смолы
- суспензией
ПВА низкой вязкости с
Гидрофобизация лепного гипсового декора осуществляется гидрофобизирующими жидкостями ГКЖ-10 и ГКЖ-11 или метилтрихлорсиланом методом двукратного нанесения жидкостей на поверхность лепнины (по выбору).
При работе с метилтрихлорсиланом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности и пожаробезопасности.
Стабилизация крепежных элементов лепнины в процессе реставрации.
Легкие погонные
архитектурные детали шириной до
10 см укрепляют на месте с помощью
подлива гипсового раствора к
основанию, с последующим временным
прижатием фрагмента до полного
схватывания гипса. Для этого
просверливают отверстия в
Более крупные детали - маски, картуши и т.п., отошедшие от потолка, стены или другого основания, демонтируют и вновь устанавливают на крепежные элементы, предварительно обработанные антикоррозийными составами. В отдельных случаях крепежные элементы изготавливаются из коррозионно-стойких металлов (меди, латуни, нержавеющей стали). На установку деталей методом крепежа должны быть выданы проектировщиками специальные технорабочие чертежи, а в отдельных случаях - деталировочные чертежи на узлы и детали.
Некоторые способы крепления лепного декора в процессе его установки.
1. Крепление
тяжелых деталей лепнины
2. Погонажные и штучные детали из гипса высотой до 10 см и бетонные высотой до 5 см "примораживают" - сажают на раствор с предварительной насечкой поверхности стены и обратной стороны фрагмента.
3. Детали декора среднего веса высотой более 10 см крепят на костылях, гвоздях, шурупах, проволочных клячах-подвесках о обязательным "примораживанием" тыльной части фрагмента к стене (на жидком растворе вяжущего).
4. Металлические элементы креплений тщательно обрабатывают красками и лаком против коррозии.
5. Тяжелые детали
лепного декора; изготовленные на
каркасах, устанавливают на заложенные
в кладку стен стержни или
на специальные выпуски
Детали "примораживают" к стекам, сводам и потолкам из гипса; на гипсе или известково-гипсовом растворе. Бетонные детали "примораживает" на чистом цементном растворе (1:1).
Розетки большого диаметра и невысокого рельефа крепят гвоздями и "примораживанием", большие карнизные блоки и розетки со средним рельефом укрепляют только на клячах. Розетки с высоким рельефом и большого веса крепят на проволочных клячах гвоздями, шурупами с "примораживанием".
Расчистка лепного декора с целью выявления первоначального рельефа лепнины.
а). Расчистка от набелов и клеевых покрасок:
Перед расчисткой
от покрасок лепной декор обметается
мягкими кистями и
Если краска в некоторых местах загрубела и сильно пристала к основе лепного декора, смывать набел лучше горячей водой с добавлением в нее небольшого количества (20-30 г на 1 л) поверхностно-активных веществ типа стиральных порошков "Чайка", "Золушка", "Прогресс", "Вепос" или детского мыла.
Нетолстый слой хорошо заклеенного набела размывают горячей водой (55-60°С) при помощи маховой кисти. Эту операцию с осторожностью повторяют несколько раз до полной очистки набела. Тщательная очистка от набела гарантирует хорошее качество догипсовки, склейки фрагментов и окраски лепного декора.
б). Расчистки от масляно-лаковых покрасок;
Наиболее эффективным методом расчистки в данном случае считается "отпаривание", производимое с помощью отпарочного аппарата. Струя пара через шланг направляется на окрашенный масляными красками и лаками фрагмент декора, после чего размягченный красочный слой снимается спомощью вышеуказанных инструментов.
Не менее эффективным методом расчистки лепного декора от масляных красок является расчистка при помощи смывок и растворителей. Применяются смывки СП-7, АФТ-1, CM-1 и растворители № 646 и 648. На ограниченную поверхность лепного декора (5-10 дм2) кистью или тампоном наносят смывку, закрыв затем обработанный участок полиэтиленовой пленкой. Через 15-20 мин, при t 10-25°C, слой масляной краски размягчается, вспучивается и легко снимается инструментом.
В некоторых случаях, когда масляная краска снялась лишь частично, обработку поверхности производят смывкой до полного удаления красочного слоя. После снятия последнего поверхность лепного . декора промывают (не обильно!) растворителями №646 или 648, или уайт-спиритом при помощи кисти, а затем насухо протирают чистой мягкой тряпкой.
Работу со смывками и растворителями, как с токсичными препаратами, производят собязательным соблюдением всех противопожарных правил и правил техники безопасности (т.е. при наличии вентиляции, в спецодежде, в резиновых перчатках, с обеспечением рабочих резиновыми фартуками, комбинезонами). В помещениях и на лесах запрещается пользование открытым огнем, курение, а также принятие пищи. Вся тара и емкости должны быть промаркированы, перед началом работ с рабочими должен быть проведен инструктаж по технике безопасности.
Реставрация частично утраченных лепных деталей (фрагментарная реставрация) представляет собой реставрацию законченных по композиции элементов лепного декора с использованием отдельных отливок-элементов с деталей подлинной лепнины, приведенных в модель или вылепленных вновь (например, реставрация орнаментованного лепного фриза с маской, цветами и листьями, где маска была утрачена и выполнена вновь методом формовки и отливки с другой подлинной маски, приведенной в модель).
Воссоздание лепного декора предусматривает изготовление лепного декора заново по эскизам или чертежам методом лепки в глине, гипсе, пластилине, воске и др. пластических материалах с последующей формовкой и отливкой.