Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании проблемы не полного соответствия содержания школьной программы в области информационных технологий требованиям современного общества, также в разработке практических рекомендаций по изменению содержания и организации учебного процесса.
Задачи работы:
1) Исследовать существующие подходы в обучении школьников использованию различных компьютерных программ;
2) Разработать практические задания для изучения некоторых программ среды MS Office.
Введение……………………………………………………………….….…3
Глава I. Теоретические аспекты применения в образовании компьютерных технологий на базе пакета MS Office
I.1. История развития компьютерных технологий в образовании...…..…6
I.2. Сравнительный анализ подходов в преподавании программ пакета MS Office…………………………………………………………………..…….12
Глава II. Разработка практических заданий для изучения темы MS Office.
II.1. Разработка заданий для MS Word……………………………………25
II.2. Разработка заданий для MS Excel…………………………………....31
II.3. Разработка заданий для MS Access…………………………………..35
II.4. Разработка заданий для MS PowerPoint. ………………………….....42
Заключение.....................................................................................................46
Список литературы........................................................................................47
Рис. 12 Аргументы макрокоманды ВывестиВФормате.
Файл ВыгрузкаТаблицы.xls
в папке Мои документы
Сохраните созданный макрос. Для этого можно выбрать в меню Файл команду Сохранить или нажать клавишу . Появится окно сохранения макроса. Введите в поле ввода имя макроса ВыгрузкаТаблицыТовары и щёлкните по кнопке ОК. Запустить созданный макрос можно в окне База данных.
Задание 3. Создать макрос, выполнение которого производит печать выбранных страниц отчёта Товары по типам из учебной базы данных Борей.
Запустите программу Microsoft Access. Откройте учебную базу данных Борей. Раскройте список макросов в окне База данных, щелкнув левой кнопкой мыши по ярлыку Макросы, и нажмите кнопку Создать в верхней части окна. Макрос будет состоять из четырёх макрокоманд.
В первой строке столбца Макрокоманда выберите из раскрывающегося списка команду ОткрытьОтчёт. Заполните аргументы макрокоманды в следующем порядке: поле Имя отчёта – Товары по типам; поле Режим – Просмотр. Результатом выполнения этой команды будет вывод отчёта Товары по типам на просмотр.
Рис. 13 Аргументы макрокоманды ОткрытьОтчёт.
Во второй строке столбца Макрокоманда выберите из раскрывающегося списка команду Печать. Заполните аргументы макрокоманды в следующем порядке: поле Распечатать – Страницы; поле Со страницы – 2; поле По страницу – 4. Значения в остальных полях можно оставить без изменений Результатом выполнения этой команды будет отправка на печать страниц отчёта Товары по типам со второй по четвёртую.
Рис. 14 Аргументы макрокоманды Печать.
В третьей строке столбца Макрокоманда выберите из раскрывающегося списка команду Закрыть. Заполните аргументы макрокоманды в следующем порядке: поле Тип объекта – Отчёт; поле Имя объекта – Товары по типам. Результатом выполнения этой команды будет закрытие отчёта Товары по типам.
Рис. 15 Аргументы макрокоманды Закрыть.
В четвёртой строке столбца Макрокоманда выберите из раскрывающегося списка команду Сообщение. Заполните аргументы макрокоманды в следующем порядке: поле Сообщение – Страницы со 2 по 4 отчёта «Товары по типам» отправлены на печать; поле Сигнал – Да; поле Тип – Информационное; поле Заголовок – База данных Борей. Результатом выполнения этой команды будет звуковой сигнал, и появление на экране сообщения «Страницы со 2 по 4 отчёта «Товары по типам» отправлены на печать».
Рис. 16 Аргументы макрокоманды Сообщение.
Сохраните созданный макрос. Для этого можно выбрать в меню Файл команду Сохранить или нажать клавишу . Появится окно сохранения макроса. Введите в поле ввода имя макроса Печать отчёта и щёлкните по кнопке ОК. Запустить созданный макрос можно в окне База данных.
Задание 4. Создать панель инструментов для размещения на ней
созданных макросов.
Существуют более быстрые способы запуска макросов. Один из способов — это создание специальной панели инструментов Макросы, на которую вы можете поместить все нужные кнопки.
Щелкните правой кнопкой мыши по панели инструментов и выберите в контекстном меню команду Настройка. В появившемся диалоговом окне Настройка раскройте вкладку Панели инструментов. Щелкните по кнопке Создать – появится окно Создание панели инструментов. В поле Панель инструментов введите название Макросы и щёлкните по кнопке ОК. Закройте диалоговое окно Настройка.
Щелкните по ярлыку Макросы на панели объектов в окне База данных и найдите нужные макросы. Перетащите созданные макросы с помощью мыши на панель инструментов Макросы.
Рис. 18 Панель инструментов Макросы.
II.4. Разработка заданий для MS PowerPoint.
Трудно представить в наше время защиту диссертации, научный доклад или даже защиту студенческой курсовой работы, которые не сопровождались бы мультимедийной презентацией. Многообразие возможностей для создания презентаций предоставляет Windows-приложение PowerPoint, входящее в комплект интегрированного пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет пользователю самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивную мультимедийную презентацию с минимальными временными затратами. PowerPoint отличается от других интерактивных средств для аналогичных целей простотой, так как построено по идеологии «программирование без программирования», и его основные возможности могут быть освоены пользователем всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером [16].
Недостатки интерактивного интерфейса вполне могут быть скомпенсированы использованием макросов. Разработка небольших программ на VBA позволяет превращать презентации из наглядных пособий в диалоговые системы обучения и проверки знаний. Рассмотрим процесс создания одного из элементов таких систем на примере проверки знания учениками теоремы Пифагора.
Задание 1. Создать на слайде интерфейс для проведения вычислений.
Создайте слайд аналогично рисунка 19. В нём наряду с обычными объектами PowerPoint находятся два элемента управления VBA Поле и Кнопка, которые добавляются при помощи панели Элементы управления. Нажмите изображение элемента на панели и нарисуйте его точно так же, как и при помощи любого графического редактора, в том месте слайда, где задумали расположить. Нажав на кнопку измените свойство Caption (надпись) элемента управления Кнопка изменим на Проверка. При нажатии на кнопку будет проведена проверка правильности значения введенного в поле.
Рис. 19
Теперь можно перейти к созданию программы активизирующейся при нажатии на кнопку. Для этого дважды щёлкните на созданной кнопке. В результате откроется редактор VBA с активизированным модулем рабочего листа. Кроме того, двойной щелчок на кнопке создаст в модуле первую и последнюю инструкции процедуры обработки события – нажатие кнопки:
Private Sub CommandButton1_Click()
End Sub
Наберите следующий код программы:
Private Sub CommandButton1_Click()
If TextBox1.Text = “4” Then MsgBox "Верно" Else MsgBox "Ответ неверный"
TextBox1.Text = ""
End Sub
Программа готова, протестируйте её работу. Предложите учащимся привести примеры других теорем, для которых можно использовать данный пример.
Следующее задание может быть использовано педагогами для контроля знаний школьников по любым темам.
Задание 2. Создать слайд для проверки знаний учащегося по вопросам теста по теме “Основные устройства ЭВМ. Интерфейс организовать при помощи элементов управления VBA.
Добавим на слайд элементы управления: пять надписей (четыре для ответов и одну для вопроса) и четыре переключателя. Изменим имена переключателей (свойство name) на O1, O2, O3, O4 и свойство name надписи Label5 на VOPROS. Поместим в слайд кнопку и изменим её свойство caption на Далее.
Рис. 18
Вызовите редактор Visual Basic (двойным щелчком по кнопке). Наберите программный код для кнопки:
Private Sub CommandButton1_Click()
i = i + 1
Select Case i
Case 1
VOPROS.Caption = "Главным
устройством персонального
PrintOtvet "ПЗУ", "Мышь", "Процессор", "Жёсткий диск"
Case 2
If O3.Value = True Then x = x + 1
VOPROS.Caption = "Энергонезависимым устройством персонального компьютера является?"
PrintOtvet "ОЗУ", "Процессор", "СD-ROM", "ПЗУ"
Case 3
If O4.Value = True Then x = x + 1
VOPROS.Caption = "Манипулятор мышь это устройство"
PrintOtvet "Вывода", "Ввода ", "Считывания информации", "Сканирования информации"
Case 4
If O2.Value = True Then x = x + 1
VOPROS.Caption = "К внешним
запоминающим устройствам
PrintOtvet "Процессор", "Монитор", "Принтер", "Жесткий диск"
Case 5
If O4.Value = True Then x = x + 1
VOPROS.Caption = "Плоттер это устройство"
PrintOtvet "Для считывания графической информации", "для ввода", "для вывода", "для печати"
Case 6
CommandButton1.Caption = "Выход"
If O1.Value = True Then x = x + 1
If x = 5 Then VOPROS.Caption = "Вы справились нажмите выход"
PrintOtvet "", "", "", ""
End If
If x = 4 Then Label1.Caption = "Вы справились на 3 нажмите выход"
PrintOtvet "", "", "", ""
ElseIf x<4 Then
Label1.Caption = "Вы не справились, нажмите выход"
PrintOtvet "", "", "", ""
End If
Case 7
End
End Select
End Sub
'Подпрограмма вывода ответов
Sub PrintOtvet(OTVET1, OTVET2, OTVET3, OTVET4)
Label1.Caption = OTVET1: Label2.Caption = OTVET2
Label3.Caption = OTVET3: Label4.Caption = OTVET4
End Sub
После набора и тестирования программы можно вызвать меню Сервис и задать пароль, чтобы учащиеся не смогли подсмотреть верный вариант ответа.
Задания разработаны с целью закрепления знаний: по приёмам создания слайдов; вставке в слайд различных объектов; созданию простых макросов в приложении MS PowerPoint.
Заключение.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривалась проблема обучения учащихся автоматизации работы в программах среды MS Office.
В процессе исследования была произведена следующая работа:
* проанализирована
* исследованы существующие программы обучения школьников использованию приложений среды MS Office;
* проанализировано содержание
обучения по информационным
Проведенное исследование показало, что массовая компьютеризация обучения создает необходимость большого целенаправленного труда в данной сфере: нужны глубокие и разносторонние исследования процесса обучения с точки зрения целесообразности и эффективности внедрения средств новых информационных технологий, детальная разработка конкретных методик. Выявлено, что в рассмотренных программах профильного курса информатики по предмету «Информатика и информационные технологии» для 10 - 11 классов образовательных учреждений не включена тема автоматизации работы приложений среды MS Office с помощью макросов. Тем не менее, использование макросов или встроенного языка программирования Visual Basic for Applications позволяет значительно расширить функциональные возможности приложений, развить у школьников творческое мышление, а также более тесно связать предмет «Информатика и информационные технологии» с другими учебными дисциплинами.
Практическим результатом данной работы стали разработанные задания для более глубокого изучения возможностей программ MS Word, MS Excel, MS Access и MS PowerPoint. Задания могут быть применены преподавателями информатики при обучении школьников данной теме.
Список литературы
1. Концепция модернизации
российского образования на
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы. - М., 2005.
3. Захаров В.А., Игнатьев М.Б., Шейнин Ю.Ф. Информационное общество //Системы и средства информатики. –1999. - №9. – с. 4 – 7.
4. Программы для
5. Гейн А.Г., Юнерман
Н.А. Информатика: Книга для
учителя: Методические
6. Лапчик М.П. Семакин И.Г. Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов/ Под общей редакцией М.П. Лапчика М.П.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
7. Информационная культура:
Сборник программ для
8. Седых С.П., Юнов С.В.
Практикум по основам
9. Берлинер Е.М., Глазырина И.Б., Глазырин Б.Э. Microsoft Windows XP.-М., Бином, 2004. – 509 с.
10. Visual Basic 6.0. - СПб., БХВ - Петербург, 2002. – 992 с.
11. Microsoft Word 2000.- М., Эком, 2002. – 464 с.
12. Гарнаев А.Ю. Microsoft Excel 2000.- СПб., БХВ-Петербург, 2004.–576 с.
13. Карпов Б. Microsoft Access 2000: справочник.- СПб., Питер, 2001.–416 с.
14. Биллиг В.А., Дехтярь М.И., VBA и Office 97 Офисное программирование, М., Русская редакция, 1998 – 420 c.
15. Юнов С.В., Юнова Н.Н. Учебные информационные модели для MS Excel // Информатика и образование. – 2003. - №2. – с. 61 – 65.
16. Мануйлов В.Г. Мультимедийные
компоненты презентаций
17. Тимофеева Н.М. VBA в приложении Excel, Word // Информатика и образование. – 2005. - №4. – с. 67 – 74.
18. Коменский Я.А. Избр.пед.соч.: B 2. т. - М., Педагогика, 1982
19. Заварыкин В.М., Житомирский В.Г.,
Лапчик М.П. Вычислительная
20. http://MON.GOV.RU (Сайт Министерства образования и науки)
21. Семакин И.Г. Хеннер Е.К. Информатика 11 класс. – М., Лаборатория Базовых Знаний, 2002 – 144с.