Автоматизация работы в среде MS Office

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в исследовании проблемы не полного соответствия содержания школьной программы в области информационных технологий требованиям современного общества, также в разработке практических рекомендаций по изменению содержания и организации учебного процесса.
Задачи работы:
1) Исследовать существующие подходы в обучении школьников использованию различных компьютерных программ;
2) Разработать практические задания для изучения некоторых программ среды MS Office.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….…3
Глава I. Теоретические аспекты применения в образовании компьютерных технологий на базе пакета MS Office
I.1. История развития компьютерных технологий в образовании...…..…6
I.2. Сравнительный анализ подходов в преподавании программ пакета MS Office…………………………………………………………………..…….12
Глава II. Разработка практических заданий для изучения темы MS Office.
II.1. Разработка заданий для MS Word……………………………………25
II.2. Разработка заданий для MS Excel…………………………………....31
II.3. Разработка заданий для MS Access…………………………………..35
II.4. Разработка заданий для MS PowerPoint. ………………………….....42
Заключение.....................................................................................................46
Список литературы........................................................................................47

Работа состоит из  1 файл

access.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

На этом этапе сложилась  следующая структура обучения информатики в общеобразовательной школе:

1) Пропедевтический курс (1-4 классы), предусматривающий знакомство  школьников с компьютером и  информационными технологиями в  целесообразной для данного учебного  заведения форме обучения.

2) Базовый курс (7-9 классы), обеспечивающий освоение основных теоретических положений информатики, овладение основами, методами и средствами информационных технологий.

3) Профильный курс (10-11 классы), который дифференцирован  по объему и содержанию в  зависимости от интересов и направленности предпрофессиональной подготовки школьников.

При переходе к 12-летней школе цели изучения информатики  могут быть сформулированы следующим  образом:

1) Формирование основ  научного мировоззрения. В данном  случае речь идет о формировании  представлений об информации (информационных процессах) как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы

2) Развитие мышления  учащихся. Это развитие у школьников  творческого мышления, а также  формирование нового типа мышления, так называемого операционного  мышления, направленного на выбор  оптимальных решений.

3) Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ. важнейших компонентов подготовки к практической деятельности, жизни в информационном обществе.

При знакомстве с компьютером  одним из первых рассматривается  понятие операционной системы, её основные функции. В большинстве случаев  это Windows, так как именно эта операционная система сегодня используется чаще других. Для пользователя Windows наибольший интерес представляют “мощные” приложения, которые в последнее время стали чрезвычайно популярны. К их числу относятся, прежде всего, текстовый процессор MS Word, табличный процессор MS Excel, СУБД MS Access. Популярность этих программ особенно возросла с начавшимся в 1994г. распространением русифицированной версии пакета MS Office. Среда MS Office не просто формально объединяет общим названием эти программы, а делает их единой взаимосвязанной системой. В этой системе границы между, казалось бы, совсем разными приложениями оказываются размытыми. Например, создавая текст с помощью Word, можно вставить в него электронную таблицу, причем не статическую картинку, а настоящую, «живую», считающую таблицу.

Использование подобных интегрированных гибких программных  систем — характерная черта современных  информационных технологий. Во всех приложениях Windows пользователь имеет дело с одинаковым интерфейсом. Используются стандартные  приемы работы, как с системными средствами, так и с прикладными программами [14].

I.2. Сравнительный анализ  подходов в преподавании

программ пакета MS Office

Переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия привело к необходимости внесения изменений в систему всех уровней образования. Цель модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно - экономические механизмы, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов. Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [1] и Федеральной целевой программе развития образования на 2006 -2010 годы [2].

Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- оптимизация нагрузки  учащихся общеобразовательных учреждений  и расширение возможностей дополнительного  образования детей;

- введение профильного  обучения в старшей школе, обеспечивающего  возможность выбора учащимися  индивидуального учебного плана;

- внедрение новых государственных  образовательных стандартов общего  образования.

- введение нового перечня  профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности.

Федеральный базисный учебный  план для образовательных учреждений Российской Федерации [20] отводит 280 часов  для обязательного изучения информатики  и информационных технологий на ступени  среднего (полного) общего образования. В том числе в Х классе – 140 учебных часов и XI классе – 140 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 30 часов (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию автоматизации  работы в среде MS Office в школьном курсе  информатики. Изучение этой темы в общеобразовательной школе вынесено в профильный курс «Информатика и информационные технологии» для 10 - 11 классов. Примерная программа по информатике и информационным технологиям [20] составлена на основе федерального компонента государственного стандарта профильного общего образования. Программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковыв

ая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие  возможности для реализации различных  подходов к построению учебного курса.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение и систематизация  знаний, относящихся к математическим  объектам информатики; построению  описаний объектов и процессов,  позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

- овладение умениями  строить математические объекты  информатики, в том числе логические  формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

- развитие алгоритмического  мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

- приобретение опыта  создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных  объектов различного типа с  помощью современных программных  средств; построения компьютерных  моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Далее будут рассмотрены  программы профильного курса  информатики по предмету «Информатика и информационные технологии» для 10 - 11 классов образовательных учреждений Российской Федерации.

Целью программы профильного  курса для 10 - 11 классов автора Шафрина  Ю.А.[4] является освоение учащимися  информационных технологий в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается. В центре курса – современная непроцедурная объектно-ориентированная среда Windows с единым графическим интерфейсом пользователя.

Концепции курса можно  сформулировать следующим образом.

С одной стороны, современные  информационные технологии рассматриваются  как целостная система, которую  образуют два принципиально разных элемента:

1) объектно-ориентированная  операционная среда с единым  механизмом управления оконными  объектами и универсальной триадой инструментальных средств (горизонтальное меню – панель инструментов – контекстное меню), предназначенных для выполнения конкретных операций в приложениях (всё это и называется графическим интерфейсом пользователя);

2) технология решения частных задач в той или иной предметной области (текстовые документы, электронные таблицы, базы данных ит.п.).

С другой стороны, совокупность основных предметных областей информационных технологий можно представить следующей  «тетрадкой»:

1) управление объектами операционной системы (иными словами, обслуживание собственного компьютерного хозяйства);

2) офисная технология (текстовые документы, графика,  электронные таблицы, презентации,  персональные информационные системы);

3) базы данных и  информационные системы;

Количество часов отводимых  на изучение темы MS Word (при одном  часе в неделю – 10 часов / при двух часах в неделю – 23 часа), MS Excel MS ( 5 часов / 10 часов ), Power Point ( 0 часов / 3 часа ), MS Access ( 5 часов / 9 часов )

Приведём краткое содержание компонентов обучения по программам среды MS Office.

Текстовые документы, редактирование текстовых документов:

- редакторы текстов  и документов;

- окно процессора Word (панели  инструментов, настройка экрана);

- ввод текста, основные  элементы текстового документа;

- понятие о шаблонах  и стилях оформления

- основные операции  с текстом, оформление страницы  документа, формирование оглавления;

- работа с таблицами,  операции с таблицами;

- вставка рисунков, операции  с рисунками;

- основы конвертирования файлов;

- печать документов;

- MS Word как среда программирования.

Электронные таблицы:

- что такое электронная  таблица, окно программы MS Excel;

- ячейка электронной  таблицы, форматирование ячейки;

- подготовка таблиц, манипуляции  с таблицами;

- расчётные операции в Excel;

- дополнительные возможности  Excel.

Подготовка презентаций:

- что такое презентация, общие  сведения о MS Power Point;

- принципиальна схема работы  с MS Power Point;

- как создавать и редактировать  презентацию?;

- общие операции со слайдами;

- демонстрация слайд-фильма.

СУБД MS Access:

- что такое MS Access, принципиальная  схема работы;

- работа с таблицами в MS Access;

- связь между таблицами и  целостность данных;

- создание запросов-выборок;

- отчёты.

Учащиеся должны уметь:

- работать с текстовыми процессорами, создающими текстовые документы;

- конвертировать файлы из одного  формата в другой;

- работать с электронными таблицами;

- создавать, редактировать и  демонстрировать презентации;

- создавать фактографические информационные  системы на основе реляционных баз данных и работать с СУБД MS Access.

В данной программе внимание учащихся обращается на важные механизмы  интеграции приложений, механизмы обмена данными, которые, собственно, и объединяют информационные технологии в единую систему.

Программа авторов Кузнецова  Г.И., Мачульского В.В., Жильцовой  В.И. [7] разработана в целях развития информационного образования в  учреждениях образования Свердловской области и является системообразующим  элементом программно-методического  комплекса, включающего пособия для моделирования познавательной деятельности учащихся.

Количество часов отводимых  на изучение темы MS Word (20 часов - теория 6 часов, практика 14 часов), MS Excel MS (16 часов - теория 6 часов, практика 10 часов), Power Point (6 часов - теория 2 часа, практика 4 часа), MS Access (6 часов - теория 2 часа, практика 4 часа)

Приведём краткое содержание компонентов обучения по программам среды MS Office.

Технология обработки  текстовой информации:

Текстовый процессор Word. Знакомство с панелями инструментов (включение, выключение, перемещение). Настройка параметров страниц. Смена шрифтов и их размеров, настройка параметров абзаца. Нумерованные и маркированные списки. Вставка таблиц и операции над ними.

Информация о работе Автоматизация работы в среде MS Office