Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа
В широком смысле информационная система – это совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.
Так же в достаточно широком смысле трактует понятие информационной системы Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».
Введение………………………………………………………………………...3-4
1. Основные термины……………………………………………………………..5
2. Информационные системы………………………………………………….6-8
3. Автоматизированные информационные системы и их классификация...8-14
4. Предметная область……………………………………………………….14-19
5. Функциональные и обеспечивающие подсистемы ЭИС………………..20-24
Заключение…………………………………………………………………..25-28
Список литературы
Деятельность, которая развернута во времени, охватывается понятием взаимодействие объектов. Взаимодействием объектов называется факт участия нескольких объектов в каком - либо процессе, который протекает и во времени, и в пространстве.
Свойством
взаимодействия называется такое свойство,
которое характеризует
Проблема полноты отображения объектов и процессов предметной области в хранимые данные решается в ЭИС следующим образом. Предполагается, что представление объекта или процесса сводится к указанию его свойств; информационным отображением свойств служат атрибуты и, следовательно, экземпляр объекта или экземпляр процесса представлен в базе данных как набор пар <Имя атрибута>,<3начение атрибута>, где имена атрибутов различны и соответствуют названиям свойств объекта или процесса. Вопрос о выражении сущности объектов с помощью того или иного набора свойств решается путем расширения набора свойств, описывающих объект, чем достигается более полное представление о его сущности. Количество свойств должно быть таково, чтобы всегда можно было отличить объект одного класса от объекта другого класса, а также любые два объекта из одного и того же класса. Среди свойств, описывающих объект, необходимо выделить идентифицирующие свойства, т.е. свойства, по значению которых можно однозначно отличить данный экземпляр объекта от любого другого (в том числе и в пределах класса объектов, содержащего этот экземпляр).
В ряде случаев установление идентифицирующего свойства не является простой задачей.
Рассмотрим, например, объект Личность. Простейшими идентифицирующими свойствами личности обычно считаются Фамилия, Имя, Отчество. Однако наличие однофамильцев с совпадающими именами и отчествами показывает, что этих трех свойств недостаточно для идентификации. Можно пойти по пути расширения списка идентифицирующих свойств, добавляя свойства Дата рождения, Национальность и т.д., пока не будет обеспечена однозначная идентификация требуемого множества людей, или предложить новое идентифицирующее свойство (возможно, вводимое искусственно). В нашем примере можно использовать два свойства - Номер паспорта и Серия паспорта, однако паспортная система охватывает не всех жителей страны (за рубежом в качестве идентификатора личности часто используется номер социального страхования). Если множество людей ограничено рамками некоторого предприятия (учреждения), то идентифицирующим свойством может служить Табельный номер.
Искусственный идентификатор, как правило, соответствует обычной нумерации экземпляров объектов, например Инвентарный номер.
Сущность - реальный или воображаемый объект, имеющий существенное значение для рассматриваемой предметной области.
Каждая сущность должна обладать уникальным идентификатором. Каждый экземпляр сущности должен однозначно идентифицироваться и отличаться от других экземпляров данного типа сущности. Каждая сущность должна обладать некоторыми свойствами:
иметь уникальное имя; к одному и тому же имени всегда должна применяться одна и та же интерпретация;
одна
и та же интерпретация не может
применяться к различным
обладать
одним или несколькими
обладать
одним или несколькими
Каждая сущность может обладать любым количеством связей с другими сущностями модели.
Связь - поименованная ассоциация между двумя сущностями, значимая для рассматриваемой предметной области. Связь - это ассоциация между двумя сущностями, при которой каждый экземпляр одной сущности ассоциирован с произвольным (в том числе нулевым) количеством экземпляров второй сущности, и наоборот.
Связь (отношение) между сущностями обладает свойством, именуемым мощность - количество экземпляров сущности-потомка, которое может существовать для каждого экземпляра сущности-родителя.
Например,
заказчик может иметь 0,1 или много заказов - связь «0,1 или много»;
заказ содержит 1 или много наименований товаров - связь «1 или много»;
у автомобиля ровно 4 колеса - связь «ровно п»;
билет резервируется для 0 или 1 пассажира - связь « 0 или 1».
Наиболее типичной является связь «0, 1 или много» (в теории реляционных баз данных - связь «1: М» или «один-ко-многим»),
Тип связи - если экземпляр сущности-потомка однозначно определяется своей связью с сущностью-родителем, то связь называется идентифицирующей, в противном случае - неидентифицирующей. Атрибут - любая характеристика сущности, значимая для рассматриваемой предметной области и предназначенная для квалификации, идентификации, классификации, количественной характеристики или выражения состояния сущности. Атрибут представляет тип характеристик или свойств, ассоциированных с множеством реальных или абстрактных объектов (людей, мест, событий, состояний, идей, предметов и т.д.). Экземпляр атрибута определяется типом характеристики и ее значением, называемым значением атрибута. В ER-модели атрибуты ассоциируются с конкретными сущностями. Таким образом, экземпляр сущности должен обладать единственным определенным значением для ассоциированного атрибута.
При проектировании данных рекомендуется создавать атомарные атрибуты, например, страна город - отдельные атрибуты при описании адреса. Для обеспечения связи между сущностями используются понятия ключей:
первичный ключ:
альтернативный ключ;
внешний ключ.
Первичный ключ (главный ключ) - атрибут или группа атрибутов, однозначно идентифицирующая каждый экземпляр сущности. При выборе первичного ключа следует отдавать предпочтение наиболее простым ключам, имеющим числовой тип значений. Первичный (главный) ключ должен обладать следующими свойствами:
должен иметь уникальные значения;
не должен содержать пустых (неопределенных) значений:
должен быть компактным, т.е. должен содержать только такие атрибуты, удаление любого из которых может привести к утрате уникальности.
Альтернативный ключ - заменитель главного ключа. Используется для организации поиска данных. Выбирается из числа ключей-кандидатов на роль главного ключа.
Внешний
ключ - существует только для дочерней
сущности и является ссылкой на значение
ключа родительской сущности. При
создании связей (отношений) между сущностями
в дочернюю сущность передаются атрибуты,
составляющие первичный ключ родительской
сущности. Эти атрибуты и составляют внешний
ключ.
5.
Функциональные и обеспечивающие
подсистемы ЭИС
Функциональная часть ЭИС фактически является моделью системы управления объектом.
На сегодняшний день наиболее важными задачами являются следующие функции управления: планирование, организация, активизация, координация, контроль и анализ.
В ходе декомпозиции функциональная часть разбивается на подсистемы, в соответствии с различными классификационными признаками:
Уровень управления (высший, средний, оперативный)
Вид управляемого ресурса (основные фонды, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы)
Сфера применения (банковские информационные системы, статистические, налоговые, бухгалтерские, страховые и т.д.)
Функции управления и период управления.
Если подсистемы реализуют некоторые отдельные друг от друга функции управления, то каждую из них можно делить на более детальные подфункции (задачи). Под задачей следует понимать выражение: Дано А, требуется В, где А - условие, В - цель.
Цель решения задачи может быть сформулирована, как:
построить или получить объект, отвечающий некоторым критерия (задача на нахождение)
доказать по установленным правилам правильность построения или отождествления некоторого объекта (задача на доказательство).
В задачах на нахождение поиск неизвестной процедуры является целью, достижение цели обеспечивается поиском информационной технологии, способной предоставить пользователю необходимую информацию. После задача из статуса на нахождение переходит в статус на доказательство. В задачах на доказательство в качестве неизвестного выступает цепочка известных правил, выполнение которых позволяет отождествить объект по заданным критериям. Доказательство заключается в том, чтобы каждый раз при наличии новых исходных данных продемонстрировать наличие или отсутствие у объекта тех или иных характеристик. Особенно ярко этот тип задач демонстрируется экспертными системами, в которых сам принцип их построения базируется на доказательстве цели. Состав задач в ЭИС определяется следующими факторами:
Важностью той или иной функции управления
Возможностью формализации управленческих процедур
Уровнем подготовки персонала управления к использованию компьютеров
Наличием информационной базы и технических средств.
Обеспечивающие подсистемы ЭИС состоят из информационного, технического, программного организационного и правового обеспечения.
1.
Информационное обеспечение - это
хранимые на предприятии
внешняя (информация о внешней среде) и внутренняя. Для внешней информации характерны неточность, обрывистость, противоречивость. Она в основном касается состояния рынка и конкурентов, прогнозов, цен, политической ситуации. Так как такая информация носит вероятностный характер, то для ее обработки создаются экспертные системы.
Внутренняя информация возникает в самой системе и отражает ее финансово-хозяйственное состояние и директивные цели на случай уклонения от заданных параметров.
Информационная база состоит из 2-х взаимосвязанных частей: внемашинной и внутримашинной.
Внемашинная - это часть системы, воспринимаемая человеком без ЭВМ (документы, акты, счета, устная информация). Внутримашинная содержится на машинных носителях и состоит из файлов.
2.
Техническое обеспечение - компьютеры,
средства коммуникации и
3.
Программное обеспечение
Различают общее ПО (операционная система, системы программирования, сервисные программы) и прикладное ПО.
4.
Организационное обеспечение
Сбор первичной информации
Передачу или рассылку информации
Хранение
и поддержку коллективного
5. Правовое обеспечение - это совокупность норм, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих организацию этих систем, их цели, задачи, функции и правовой статус ЭИС. Правовое обеспечение ЭИС осуществляет правовое регулирование ЭИС и взаимодействие разработчика и заказчика.
9. Понятие единого информационного пространства. Структура.
"Единое
информационное пространство" - специальным
образом организованное
Информация о работе Автоматизированные информационные системы