Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:10, реферат

Описание

Поскольку применение информационных и коммуникационных технологий постоянно расширяется, и информатизация образования в целом постоянно развивается, возникает необходимость рассмотрения целей и направлений внедрения данных технологий. В этой связи важными для рассмотрения являются определение информационных и коммуникационных технологий как таковых информатизация как процесс, и информатизация учебного процесса как один из главных ее видов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3


1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

в образовании………………………………………………………………4


1.2. Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании……………………………………………………………….7


1.3 Информатизация образования……………………………………….9

а) Цели применения средств ИКТ в образовании.

б) Направления применения средств ИКТ в образовании.


Заключение……………………………………………………………….19


Список литературы………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 362.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Липецкий государственный педагогический университет» 
 
 
 
 

Кафедра информатики 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»

на тему: «Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Выполнила:

                  Огнева Екатерина Викторовна

                 
 
 
 
 
 
 

Липецк – 2011 
 
 
 

Содержание.

      стр. 

Введение …………………………………………………………………..3   

1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

в образовании………………………………………………………………4 

1.2. Понятие информационных технологий обучения.  Средства ИКТ, применяемые в образовании……………………………………………………………….7 

1.3 Информатизация  образования……………………………………….9

 а) Цели применения средств ИКТ в  образовании.

 б) Направления применения средств ИКТ в образовании. 

 Заключение……………………………………………………………….19 

 Список  литературы………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    В последние годы в системе образования  Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. Одной из главных задач также является развитие информационной культуры.

    По  этой причине многие государственные  и негосударственные учебные  заведения на всех уровнях приступили к освоению и внедрению в практику образования разнообразных информационных технологий.

    Поскольку применение информационных и коммуникационных технологий постоянно расширяется, и информатизация образования в целом постоянно развивается, возникает необходимость рассмотрения целей и направлений внедрения данных технологий. В этой связи важными для рассмотрения являются определение информационных и коммуникационных технологий как таковых информатизация как процесс, и информатизация учебного процесса как один из главных ее видов.

    Обязательными для рассмотрения являются средства информационных и коммуникационных технологий, используемые в учебном процессе, поскольку их реализация лежит в основе осуществления уже существующих и постановке новых целей и основанных на них направлений информатизации. 
 

     
 
 
 
 
 

     1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании.

    Процессы  информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

    Понятие технологии включает применение научных  и инженерных знаний, для решения  практической задачи. Тогда информационной технологией можно считать процесс  превращения знаний в информационный ресурс. Целью информационной технологии является производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

    Информационные  и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

    Основным  средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами.           

    С появлением компьютерных сетей и  других, аналогичных им средств ИКТ  образование приобрело новое  качество, связанное в первую очередь  с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного  шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

    С помощью сетевых средств ИКТ  становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной  информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

    Внедрение информационных технологий в различные  области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер. В формирующейся ситуации высшие учебные заведения становятся флагманами информатизации образования – процесса обеспечения всей сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

    Процесс информатизации сферы образования  осуществлялся по двум основным направлениям управляемому и неуправляемому, сущность которых схематично отражена на рисунке 01.

     

 
Рисунок 01. Направления информатизации сферы образования

    Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики на всех уровнях.

    Информационные  технологии позволяют поднять на качественно новый уровень образовательные  процессы, связанные с измерением знаний школьников, абитуриентов и студентов, тестированием и организацией на его основе принципиально новых подходов к формированию контингента для обучения в высших учебных заведениях.

    Таким образом,  можно говорить о наличии образовательных направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь. К таким направлениям относятся.

    1. Изменение в условиях информационного общества содержания и функций образования, форм и методов педагогической деятельности;
    2. Положительное влияние новых информационных технологий на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации;
    3. Воспитательное воздействие информационных технологий;
    4. Построение на информационных технологиях открытой учебной архитектуры;
    5. Появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании;
    6. Дальнейшее развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;
    7. Развитие и повсеместное использование электронных моделей педагогических учебных средств;
    8. Становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;
    9. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в дополнительное образование;
    10. Сочетание возможностей традиционного и современного способов обучения в информационном обществе;
    11. Формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах учебного процесса;
    12. Порождение новых подходов к управлению учебным заведением и оценке качества педагогического труда;
    13. Глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе.

    1.2. Понятие информационных технологий обучения.  Средства ИКТ, применяемые в образовании.   

    Средствами  информационных технологий является “…комплекс технических, аппаратных, инструментальных программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе вычислительной техники. В состав компьютерных средств входят локальные сети, глобальные сети (Internet), спутниковые связи. 
          Информационные технологии обучения – это совокупность электронных средств компьютера, компьютерных сетей, компьютерных телекоммуникаций, других средств связи и способов их функционирования, используемых для реализации образовательного процесса. Очевидно, что перечисленные в этом определении средства, будут достаточно эффективны не только для непосредственной информатизации учебного процесса, но и для информатизации всего комплекса процессов, характерных для системы традиционного и открытого образования.

    В основе разработки новых научных  продуктов информатизации образования  должно использоваться положение о  том, что повышение эффективности  работы связано, прежде всего, с возможностью информационного моделирования и оптимизации новейших технологий образования, позволяющих производить:

  • оперативный мониторинг и статистический анализ данных обо всех участниках образовательного процесса;
  • информационное моделирование работы образовательного учреждения;
  • рассмотрение альтернативных исходов принятия того или иного решения;
  • осуществление выбора оптимального решения и путей его реализации;
  • контроль эффективности принятого решения.

    Средства  ИКТ, применение которых  целесообразно непосредственно в учебном процессе системы открытого образования представляют собой компьютерные средства хранения, визуализации (воспроизведения), обработки и передачи информации.  

    Любой электронный информационный ресурс разрабатывается в соответствии с некоторым сценарием – детальным планом взаимодействия электронного информационного ресурса с пользователем, содержащим точную разбивку на отдельные структурные единицы, включающим описание содержательного, логического и временного взаимодействия структурных единиц. 
          Существует несколько подходов к позиционированию средств ИКТ, используемых в учебном процессе. Наиболее перспективным и содержательным представляется подход, при котором в качестве критерия классификации выступает область методического назначения средства ИКТ. Основные структурные элементы такой классификации отражены на рисунке 02.

    

     Рисунок 02. Классификация  средств ИКТ, нацеленных на непосредственное использование в учебном процессе

     Современные средства ИКТ, применяемые в системе  открытого образования предоставляют  студенту возможность в удобном  для него индивидуальном темпе изучать  теорию, проводить экспериментальные  исследования, приобретать практические навыки и умения путем тренировочных действий, осуществлять самоконтроль. Одно и то же средство, вне зависимости от формы и технологии его применения в открытом образовании может быть использовано на лекции, на лабораторно-практическом занятии, при выполнении курсового и дипломного проектирования, для организации самостоятельного обучения или при проведении текущего и итогового контроля. При этом, использование современных телекоммуникационных сред снимает с практического использования таких сред любые временные и пространственные ограничения.

Информация о работе Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование