Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:10, реферат
Поскольку применение информационных и коммуникационных технологий постоянно расширяется, и информатизация образования в целом постоянно развивается, возникает необходимость рассмотрения целей и направлений внедрения данных технологий. В этой связи важными для рассмотрения являются определение информационных и коммуникационных технологий как таковых информатизация как процесс, и информатизация учебного процесса как один из главных ее видов.
Введение …………………………………………………………………..3
1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
в образовании………………………………………………………………4
1.2. Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании……………………………………………………………….7
1.3 Информатизация образования……………………………………….9
а) Цели применения средств ИКТ в образовании.
б) Направления применения средств ИКТ в образовании.
Заключение……………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………20
На сегодняшний день учебная деятельность в рамках системы традиционного и открытого образования с большей или меньшей степенью обеспечена теорией и практикой разработки и использования средств современных ИКТ, важнейшими компонентами которых являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. В то же время, сфера внеучебной деятельности учебных заведений на практике использует преимущества подобных средств и технологий достаточно редко, а порядок подобных использований носит отпечаток эпизодичности и бессистемности.
И, наконец, нельзя не отметить очевидную целесообразность использования ИКТ в межличностном внеучебном общении (использование электронной почты, тематических телеконференций, чатов, форумов и пр.) и организации досуга студентов (использование электронных художественных и развлекательных изданий, учебно-игровых и игровых средств). В данных областях от качества и уровня содержательно-методической проработанности соответствующих информационных средств существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеучебной деятельности.
Учитывая прогрессирующий массовый характер стихийной информатизации, педагоги и сотрудники учебных заведений не должны оставаться в стороне от информатизации вышеперечисленных и некоторых других сфер внеучебной деятельности обучаемых. Более того, необходима разработка новых и модернизация существующих средств ИКТ с целью более качественного воспитания молодежи, выработки у студентов стремления работать в коллективе, расширении “информационного багажа” будущих выпускников.
Одним
из перспективных методических и
технологических подходов к унификации
учебной и внеучебной деятельности,
равно как и подходов к унификации
средств ИКТ является студенческое проектирование.
Действительно, разнообразные проекты
все чаще применяются в учебной и во внеучебной
работе студентов.
Под проектами понима
Обширной
сферой применения компьютерных и телекоммуникационных
систем в современном учебном
заведении является организационно-управленческая
деятельность. В ее автоматизации используются
многие программные системы и оболочки,
такие как электронный деканат, планировщики
занятий, системы бухгалтерского учета,
расчета учебной нагрузки и тарификации,
электронные базы данных об обучаемых,
преподавателях, средствах обучения и
многие другие.
Формируемые средства ИКТ целесообразно
поставить на службу администрации образовательного
учреждения. В качестве подтверждения
этих слов можно привести данные зарубежных
аналитиков: на предприятиях и учреждениях,
успешно реализовавших проекты перехода
к работе с электронными документами,
отмечено:
Актуальность
использования информационных технологий
в управлении учебным заведением
обусловлена такими факторами как
постоянно растущий объем информации
о ходе протекания и результатах
образовательного процесса, потребность
в оперативных данных, позволяющих принимать
оптимальные управленческие решения по
результатам деятельности педагогов,
сотрудников и студентов, необходимость
многогранного анализа образовательной
деятельности, прослеживания динамики
изменений и своевременной корректировки
хода обучения.
Средства ИКТ, нацеленные на автоматизацию
организационно-управленческой деятельности
учебного заведения могут быть унифицированы
и представлять собой программный
комплекс, обеспечивающий
полный набор сервисных
служб и информационных
ресурсов, обслуживающих
учебный процесс. Состав и содержание
информационных ресурсов определяется
в соответствии со спецификой функционирования
традиционного или открытого учебного
заведения, а набор сервисных служб обеспечивается
типовым и специализированным программным
и аппаратным обеспечением.
Заключение.
Таким образом, процессы информатизации современного общества характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий.
Информатизация образования относится к числу крупномасштабных инноваций последних десятилетий. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Кроме того, применение информационных и коммуникационных технологий позволяет оптимизировать процесс управления в сфере образования.
В настоящее время принято выделять основные направления внедрения компьютерной техники в образовании, среди них: интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий, развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества, работа на выполнение социального заказа общества.
Соответственно целям, выделяют основные направления применения информационных технологий: в качестве средств и инструментов обучения, как средство творческого развития обучаемого, в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, психодиагностики, для интенсификации и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Учитывая недостаточную оснащенность многих учебных заведений компьютерной и телекоммуникационной техникой, принципы построения организационно-управленческих средств ИКТ должны обеспечивать разным учебным заведениям независимо от технической оснащенности равные возможности по предоставлению образовательных услуг.
Список
литературы.
1. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические технологии в образовании. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009. – 282с.
2. Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии. – М.: Изд-й центр, 2004. – 208с.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2005. – 192с.
4. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5.
5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа-Пресс, 1994.
Информация о работе Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование