Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:10, реферат

Описание

Поскольку применение информационных и коммуникационных технологий постоянно расширяется, и информатизация образования в целом постоянно развивается, возникает необходимость рассмотрения целей и направлений внедрения данных технологий. В этой связи важными для рассмотрения являются определение информационных и коммуникационных технологий как таковых информатизация как процесс, и информатизация учебного процесса как один из главных ее видов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3


1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

в образовании………………………………………………………………4


1.2. Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании……………………………………………………………….7


1.3 Информатизация образования……………………………………….9

а) Цели применения средств ИКТ в образовании.

б) Направления применения средств ИКТ в образовании.


Заключение……………………………………………………………….19


Список литературы………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 362.00 Кб (Скачать документ)

     1.3 Информатизация образования.

     а) Цели применения средств  ИКТ в образовании.

     б) Направления применения средств ИКТ в  образовании.

     Под информатизацией учебного процесса можно понимать весь комплекс мероприятий по использованию средств информационных технологий в автоматизации всех процессов обработки информации, характерных всем, без исключения, видам деятельности современного учреждения образования. Из такого определения вытекает основополагающая роль понятия средств информационных технологий, отношение к которому в научной литературе не является однозначным.

   Выделяет  следующие основные педагогические цели использования средств современных  информационных технологий: 1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения;
  • повышение активности познавательной деятельности;
  • углубление межпредметных связей;
  • увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие  личности обучаемого, подготовка  индивида к комфортной жизни  в условиях информационного общества:

  • развитие различных видов мышления;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
  • эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
  • развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
  • формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа  на выполнение социального заказа  общества:

  • подготовка информационно грамотной личности;
  • подготовка пользователя компьютерными средствами;

    осуществление профориентационной работы в области информатики.  

     С вопросами применения средств ИКТ  в учебном процессе традиционно  тесно связаны технологии и средства измерения, контроля и оценки результатов  обучения. Действительно, в настоящее  время практически во всех учебных заведениях системы открытого образования компьютерная и телекоммуникационная техника применяется в целях педагогических измерений и контроля. Безусловно, тематические направления подобных педагогических измерений всегда коррелируют с содержанием, методами, формами и средствами реализуемой педагогической деятельности.

     Построение  таких средств ИКТ должно опираться  на максимальный учет специфики разработки и педагогического применения тестовых систем и соответствующих компьютерных продуктов.

    Любой тест представляет собой совокупность нескольких тестовых заданий, каждое из которых является минимальной составляющей единицей теста, состоящей из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора.   

    Существует  распространенная классификация форм и видов тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы тестовых заданий:

  • закрытой формы, в которой тестируемые выбирают правильные ответы из нескольких предложенных;
  • открытой формы, где ответы дают сами испытуемые;
  • на соответствие, при ответе на которые элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества;
  • на установление правильной последовательности, в которых устанавливается требуемая заданием последовательность действий, операций, вычислений.

     Современные средства ИКТ и информационные инструментальные среды позволяют строить педагогические тесты с выборочными, числовыми, конструируемыми ответами. На практике в системе открытого образования  чаще всего применяют закрытые тестовые задания с выборочными ответами. Такие тесты более просты в подготовке и использовании. В тестах с выборочными ответами студенты затрачивают основные усилия на выполнение задания, а не на набор ответов. 
          В любом учебном заведении использование тестов и соответствующих средств ИКТ может приводить к решению задач диагностики, прогнозирования или тренинга. При этом одним из наиболее распространенных направлений использования тестов является диагностика, когда с помощью тестов выявляется уровень знаний студентов, выявляются места недопониманий или области недостаточных навыков, принимаются решения о переводе обучаемых на следующие ступени обучения.  

     Использование тестов в прогнозировании позволяет на основании формализованного опроса с применением средств ИКТ определить возможную результативность педагогического процесса, принять решения о его корректировании, сделать выводы о необходимости учета тех или иных индивидуальных особенностей конкретного контингента обучаемых, определить множество других параметров.  

     Проводимый  на основе применения тестов и тестовых систем тренинг, базируется на том факте, что, на практике можно так выстроить задания теста, что, работая над ответом, студент будет приобретать необходимые навыки умственной деятельности, что, в свою очередь, положительно скажется на эффективности учебного процесса. Кроме того, относительно четкая формализация обработки ответов на задания теста и возможность использования в этом процессе средств ИКТ позволяет обучаемым не только отвечать на предложенные задания, но и достаточно оперативно и объективно проверять свои знания, что также положительно сказывается на результативности обучения.      

     Одной из неотъемлемых для учебных заведений  сфер деятельности были и остаются научные исследования, в которые, как правило, вовлечены как педагоги, так и обучаемые. Это неслучайно, поскольку образование всегда тесно связано с новейшими достижениями научно-технического прогресса, а учебные заведения зачастую являются кузницей таких достижений. Проводимый учебный процесс интенсифицирует и поднимает на качественно новый уровень исследовательскую деятельность, а проводимые научные исследования не только являются “поставщиком” требуемого содержательного материала для организации обучения, но и сами являются компонентом учебной деятельности.  

     Если  рассматривать науку как набор  некоторых понятий, систему оперирования понятиями, систему знаний об отношениях предметов, явлений и их сущности, как фактор совершенствования развития практической деятельности человека, то педагоги, работающие со студентами, должны владеть приемами отбора из содержания, методов и средств науки основных идей, закономерностей, инструментальных средств и строить на этом свое содержание и методику обучения. Только педагог-исследователь может ввести в учебный процесс еще не опубликованные результаты современнейших научных исследований, делиться со студентами наиболее ценными научными находками. Это поддержит научную атмосферу занятий, приобщит учащихся к научному творчеству, познакомит с современными задачами, стоящими перед той или иной наукой. 
          Говоря об информационных составляющих научно-исследовательской деятельности студентов вуза, нельзя не остановиться на регулярных докладах, рефератах и отчетах, составляемых ими, контроле и систематизации результатов их научной деятельности. При выполнении подобных проектов происходит активный процесс закрепления научных достижений, систематизируются знания, полученные в ходе изучения научной литературы и справочных пособий, делаются выводы о необходимости корректировки направлений экспериментальной деятельности. 
          Отмеченные аспекты функционирования научно-исследовательской сферы деятельности учебных заведений не только говорят о неоспоримой важности научных исследований в процессе подготовки специалистов, но и порождают целое направление внедрений средств ИКТ в общую информационную инфраструктуру традиционного и открытого образования. Вместе с тем, специфика информатизации научных исследований не позволяет применять к построению и эксплуатации информационных ресурсов, задействованных в автоматизации информационной обработки научных исследований, те же методы и подходы, которые применяются в информатизации учебной деятельности учебных заведений. Целесообразно построение и интеграция средства ИКТ, нацеленных на информатизацию научно-исследовательской деятельности, осуществляемой педагогами, студентами и аспирантами учебных заведений.  

     Поведение научных исследований должно сыграть  ключевую роль в формировании у будущих  специалистов умений подбирать рукописные, печатные и электронные информационные материалы, обрабатывать их, составлять аннотации с критической оценкой, следить за текущей литературой, относящейся к проблемам исследований, быть в курсе отечественных и зарубежных открытий в области науки. Кроме того, как педагогам, так и обучающимся следует пользоваться различными библиографическими изданиями, в которых приведены ссылки на источники, имеющие отношение к проблеме их исследований.   

     В связи с этим, соответствующие  средства ИКТ должны не только предоставлять  средства доступа к мировым информационным ресурсам, значимым с точки зрения научной деятельности, но и предоставлять инструментарий для библиографирования, обработки, хранения и учета информационных фрагментов, важных с точки зрения проводимых исследований. Кроме того, такие информационные ресурсы и системы должны обладать возможностью каталогизированного хранения всех документов, содержащих промежуточные и окончательные результаты научных исследований.          

     Большинство научных исследований не может обходиться без использования специализированных средств обработки и представления  информации. В первую очередь, к подобным средствам следует отнести компьютерные системы удаленного и имитационного моделирования, которые позволяют провести многие экспериментальные исследования и подтвердить выдвигаемые теоретические гипотезы. Очевидно, что такие средства ИКТ должны отвечать всем требованиям унификации, выдвигаемым ко всем образовательным информационным ресурсам, эксплуатируемым в условиях системы открытого образования. 
          В связи с этим необходимо знакомство педагогов и обучаемых с современными средствами ИКТ, позволяющими хранить и обрабатывать информацию. Они обязаны хорошо знать и разбираться в информационных и коммуникационных технологиях и использовать их при проведении своих научных изысканий. 
          В сфере проведения научных исследований в рамках системы высшего образования стоит еще одна немаловажная проблема, не считаться с которой при формировании соответствующих средств ИКТ невозможно. Указанная проблема заключается в огромном количестве постоянно обновляющейся информации, которая за последнее время появляется у человечества и необходимости знакомства с ней как преподавателей, так и учащихся. Благодаря появлению новейших средств распространения и обмена информацией, таких как всемирная компьютерная сеть Интернет, информации с каждым днем становится все больше и больше. Вместе с тем, качество и содержание информации является одним из определяющих факторов, влияющих на ход исследовательской деятельности в учебных заведениях. 
          Учащихся и сотрудников учреждений образования следует готовить к оперированию с большими информационными потоками, обучать механизмам выжимки и свертывания информации из традиционных и электронных информационных источников. Высшая степень свертывания информации – это простой перечень прочтенных статей, книг или других печатных или электронных изданий. В таком случае, выбираемые для списка названия обычно структурируют по смыслу или по алфавиту, создавая так называемые библиографические картотеки. 
          Аналогичные телекоммуникационные средства, могут оказаться полезными при организации удаленных дистанционных взаимодействий коллег в сфере технологий и результатов научных исследований. Такие, достаточно традиционные, средства общения как электронная почта, научные теле- и видеоконференции, тематические чаты, научные форумы, новостные ленты и доски объявлений должны стать неотъемлемой частью системы научно-исследовательских средств ИКТ, применяемых в образовании.

     Информатизация  научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в системе образования, не является единственным направлением формирования специализированных средств ИКТ, не имеющих непосредственного отношения к учебному процессу. Наряду с научно-исследовательской, в полной мере, можно говорить о выделении еще одной, внеучебной системы средств ИКТ, применяемых как в традиционном, так и в открытом образовании.          

     Современное состояние нашего общества, процессы, проходящие в политической, экономической  и духовной жизни страны, побуждают  по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в учебных заведениях. Именно в системе образования, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, обучаемый приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки организаторов, личностные качества, необходимые будущему специалисту, ученому, руководителю, общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса учебное заведение обязано создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей обучаемых. 
         Внеучебная сфера деятельности учебного заведения и задачи ее возможной информатизации, наряду с другими областями, является существенной и обязательной. Гуманитарная среда учебного заведения, благодаря внеучебной работе, которая является педагогически воспитывающей средой, делает его культурным центром. 

     Для выявления перспективных направлений  информатизации внеучебной деятельности важно осознавать, что необходимо единство и тесная взаимосвязь учебной и внеучебной сфер деятельности на содержательном, методологическом и технологическом уровнях. Перспективы функционирования и развития системы учебной и внеучебной деятельности сводятся к реализации нескольких основных мер, в числе которых:

  • поиск новых форм и направлений деятельности, адекватных современным ценностным ориентациям образования в сочетании с имеющимся позитивным опытом и традициями;
  • совершенствование системы управления внеучебной деятельностью, средств внеучебного информирования учащихся и педагогов;
  • обеспечение профессионализма педагогов, совершенствование их работы, контроль за их деятельностью и ее координация;
  • информатизация всех направлений внеучебной деятельности студентов и направлений организации такой деятельности, разработка и внедрения специальных средств ИКТ.

Информация о работе Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование