Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:10, реферат
Поскольку применение информационных и коммуникационных технологий постоянно расширяется, и информатизация образования в целом постоянно развивается, возникает необходимость рассмотрения целей и направлений внедрения данных технологий. В этой связи важными для рассмотрения являются определение информационных и коммуникационных технологий как таковых информатизация как процесс, и информатизация учебного процесса как один из главных ее видов.
Введение …………………………………………………………………..3
1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
в образовании………………………………………………………………4
1.2. Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании……………………………………………………………….7
1.3 Информатизация образования……………………………………….9
а) Цели применения средств ИКТ в образовании.
б) Направления применения средств ИКТ в образовании.
Заключение……………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………20
1.3 Информатизация образования.
а) Цели применения средств ИКТ в образовании.
б) Направления применения средств ИКТ в образовании.
Под информатизацией учебн
Выделяет
следующие основные педагогические
цели использования средств
2) Развитие
личности обучаемого, подготовка
индивида к комфортной жизни
в условиях информационного
3) Работа
на выполнение социального
осуществление профориентационной работы в области информатики.
С вопросами применения средств ИКТ в учебном процессе традиционно тесно связаны технологии и средства измерения, контроля и оценки результатов обучения. Действительно, в настоящее время практически во всех учебных заведениях системы открытого образования компьютерная и телекоммуникационная техника применяется в целях педагогических измерений и контроля. Безусловно, тематические направления подобных педагогических измерений всегда коррелируют с содержанием, методами, формами и средствами реализуемой педагогической деятельности.
Построение таких средств ИКТ должно опираться на максимальный учет специфики разработки и педагогического применения тестовых систем и соответствующих компьютерных продуктов.
Любой тест представляет собой совокупность нескольких тестовых заданий, каждое из которых является минимальной составляющей единицей теста, состоящей из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора.
Существует распространенная классификация форм и видов тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы тестовых заданий:
Современные
средства ИКТ и информационные инструментальные
среды позволяют строить
В любом учебном заведении использование
тестов и соответствующих средств ИКТ
может приводить к решению задач диагностики,
прогнозирования или тренинга. При этом
одним из наиболее распространенных направлений
использования тестов является диагностика,
когда с помощью тестов выявляется уровень
знаний студентов, выявляются места недопониманий
или области недостаточных навыков, принимаются
решения о переводе обучаемых на следующие
ступени обучения.
Использование тестов в прогнозировании позволяет на основании формализованного опроса с применением средств ИКТ определить возможную результативность педагогического процесса, принять решения о его корректировании, сделать выводы о необходимости учета тех или иных индивидуальных особенностей конкретного контингента обучаемых, определить множество других параметров.
Проводимый на основе применения тестов и тестовых систем тренинг, базируется на том факте, что, на практике можно так выстроить задания теста, что, работая над ответом, студент будет приобретать необходимые навыки умственной деятельности, что, в свою очередь, положительно скажется на эффективности учебного процесса. Кроме того, относительно четкая формализация обработки ответов на задания теста и возможность использования в этом процессе средств ИКТ позволяет обучаемым не только отвечать на предложенные задания, но и достаточно оперативно и объективно проверять свои знания, что также положительно сказывается на результативности обучения.
Одной из неотъемлемых для учебных заведений сфер деятельности были и остаются научные исследования, в которые, как правило, вовлечены как педагоги, так и обучаемые. Это неслучайно, поскольку образование всегда тесно связано с новейшими достижениями научно-технического прогресса, а учебные заведения зачастую являются кузницей таких достижений. Проводимый учебный процесс интенсифицирует и поднимает на качественно новый уровень исследовательскую деятельность, а проводимые научные исследования не только являются “поставщиком” требуемого содержательного материала для организации обучения, но и сами являются компонентом учебной деятельности.
Если
рассматривать науку как набор
некоторых понятий, систему оперирования
понятиями, систему знаний об отношениях
предметов, явлений и их сущности, как
фактор совершенствования развития практической
деятельности человека, то педагоги, работающие
со студентами, должны владеть приемами
отбора из содержания, методов и средств
науки основных идей, закономерностей,
инструментальных средств и строить на
этом свое содержание и методику обучения.
Только педагог-исследователь может ввести
в учебный процесс еще не опубликованные
результаты современнейших научных исследований,
делиться со студентами наиболее ценными
научными находками. Это поддержит научную
атмосферу занятий, приобщит учащихся
к научному творчеству, познакомит с современными
задачами, стоящими перед той или иной
наукой.
Говоря об информационных составляющих
научно-исследовательской деятельности
студентов вуза, нельзя не остановиться
на регулярных докладах, рефератах и отчетах,
составляемых ими, контроле и систематизации
результатов их научной деятельности.
При выполнении подобных проектов происходит
активный процесс закрепления научных
достижений, систематизируются знания,
полученные в ходе изучения научной литературы
и справочных пособий, делаются выводы
о необходимости корректировки направлений
экспериментальной деятельности.
Отмеченные аспекты функционирования
научно-исследовательской сферы деятельности
учебных заведений не только говорят о
неоспоримой важности научных исследований
в процессе подготовки специалистов, но
и порождают целое направление внедрений
средств ИКТ в общую информационную инфраструктуру
традиционного и открытого образования.
Вместе с тем, специфика информатизации
научных исследований не позволяет применять
к построению и эксплуатации информационных
ресурсов, задействованных в автоматизации
информационной обработки научных исследований,
те же методы и подходы, которые применяются
в информатизации учебной деятельности
учебных заведений. Целесообразно построение
и интеграция средства ИКТ, нацеленных
на информатизацию научно-исследовательской
деятельности, осуществляемой педагогами,
студентами и аспирантами учебных заведений.
Поведение научных исследований должно сыграть ключевую роль в формировании у будущих специалистов умений подбирать рукописные, печатные и электронные информационные материалы, обрабатывать их, составлять аннотации с критической оценкой, следить за текущей литературой, относящейся к проблемам исследований, быть в курсе отечественных и зарубежных открытий в области науки. Кроме того, как педагогам, так и обучающимся следует пользоваться различными библиографическими изданиями, в которых приведены ссылки на источники, имеющие отношение к проблеме их исследований.
В
связи с этим, соответствующие
средства ИКТ должны не только предоставлять
средства доступа к мировым
Большинство
научных исследований не может обходиться
без использования
В связи с этим необходимо знакомство
педагогов и обучаемых с современными
средствами ИКТ, позволяющими хранить
и обрабатывать информацию. Они обязаны
хорошо знать и разбираться в информационных
и коммуникационных технологиях и использовать
их при проведении своих научных изысканий.
В сфере проведения научных исследований
в рамках системы высшего образования
стоит еще одна немаловажная проблема,
не считаться с которой при формировании
соответствующих средств ИКТ невозможно.
Указанная проблема заключается в огромном
количестве постоянно обновляющейся информации,
которая за последнее время появляется
у человечества и необходимости знакомства
с ней как преподавателей, так и учащихся.
Благодаря появлению новейших средств
распространения и обмена информацией,
таких как всемирная компьютерная сеть
Интернет, информации с каждым днем становится
все больше и больше. Вместе с тем, качество
и содержание информации является одним
из определяющих факторов, влияющих на
ход исследовательской деятельности в
учебных заведениях.
Учащихся и сотрудников учреждений образования
следует готовить к оперированию с большими
информационными потоками, обучать механизмам
выжимки и свертывания информации из традиционных
и электронных информационных источников.
Высшая степень свертывания информации
– это простой перечень прочтенных статей,
книг или других печатных или электронных
изданий. В таком случае, выбираемые для
списка названия обычно структурируют
по смыслу или по алфавиту, создавая так
называемые библиографические картотеки.
Аналогичные телекоммуникационные средства,
могут оказаться полезными при организации
удаленных дистанционных взаимодействий
коллег в сфере технологий и результатов
научных исследований. Такие, достаточно
традиционные, средства общения как электронная
почта, научные теле- и видеоконференции,
тематические чаты, научные форумы, новостные
ленты и доски объявлений должны стать
неотъемлемой частью системы научно-исследовательских
средств ИКТ, применяемых в образовании.
Информатизация
научно-исследовательской
Современное
состояние нашего общества, процессы,
проходящие в политической, экономической
и духовной жизни страны, побуждают
по-новому взглянуть на проблемы воспитания
гражданина, формирования интеллектуального
и творческого потенциала личности в учебных
заведениях. Именно в системе образования,
пройдя школу общественных организаций,
объединений, творческих коллективов,
обучаемый приобретает твердые жизненные
ориентиры, навыки организаторов, личностные
качества, необходимые будущему специалисту,
ученому, руководителю, общественному
деятелю. Отсюда следует, что наряду с
решением задач учебного процесса учебное
заведение обязано создавать условия
для саморазвития и самоутверждения личности,
совершенствования способностей обучаемых.
Внеучебная сфера деятельности учебного
заведения и задачи ее возможной информатизации,
наряду с другими областями, является
существенной и обязательной. Гуманитарная
среда учебного заведения, благодаря внеучебной
работе, которая является педагогически
воспитывающей средой, делает его культурным
центром.
Для
выявления перспективных
Информация о работе Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование