Директивно-диалоговая форма взаимодействия с программной системой Интерфейс командной строки (Command Line Interface - CLI)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:42, лабораторная работа

Описание

Цель работы: Изучение и приобретение навыков разработки директивно-диалоговых форм взаимодействия с программной системой на основе командных файлов.

В данной работе на примере командных файлов рассматривается командно-директивная форма взаимодействия. Данная форма диалогового взаимодействия, как правило, предназначена для подготовленного пользователя и требует знания алгоритмов выполнения программы, так и отдельных команд и их параметров. Запуск программ или выполнение отдельных директив проводится с командной строки.

Работа состоит из  1 файл

Лабор по ИКС русс.doc

— 740.50 Кб (Скачать документ)

Звук

Звук, как  и цвет, в интерфейсе не есть вещь абсолютно необходимая. Скажем так, он практически не может делать что-либо полезное, помимо индицирования конца какого-либо процесса (благодаря которому пользователь освобождается от необходимости поминутно поглядывать на экран).

Это происходит вовсе не потому, что звук плох, но лишь потому, что очень незначительное количество компьютеров имеет работающие звуковые подсистемы. Только в играх можно рассчитывать на наличие звука, исходящего из компьютера пользователя. Таким образом, звука мы оказываемся лишены. В то же время и о звуке есть что сказать, хотя и не много.

Система, завершив какую-либо длительную операцию, должна пищать Во-первых, восприятие звуков у каждого человека уникально  ещё более чем даже восприятие цвета. Если пользователям полезно давать возможность изменить цвета системы, то применительно к звукам правило звучит более жестко: обязательно позволяйте пользователю самому выбирать звуки (и уж как минимум отключать их вовсе). Во-вторых, возможность издавать полноценные звуки есть отнюдь не у каждого компьютера, в особенности это касается офисных машин: у кого-то нет звуковой платы, кому-то запрещают включать звук, чтобы не раздражать соседей по комнате. Это значит, что издавать писк при окончании операции нужно не с помощью звуковой платы, а с помощью зуммера, который есть в каждом компьютере. В-третьих, надо всегда помнить, что качественный и приятный фоновый звук чаще всего не воспринимается пользователями как благо, но зато при этом звуке субъективно улучшается изображение (процентов на 20). Это и есть главный аргумент за хороший звук.  

Порядок выполнения работы

  1. 1.      Изучение теоретического материала
  2. 2.      Разработать программу с «дружелюбным» интерфейсом, включающим не менее 10 элементов интерфейса согласно варианту
  3. 3.      Ответы на контрольные вопросы
  4. 4.      Оформление отчета
 

 

Требование  к отчету

  1. 1.      Тема и цель работы
  2. 2.      Формы разработанного интерфейса
  3. 3.      Ответы на контрольные вопросы
  4. 4.      Результат проделанной работы
 

 

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные элементы интерфейса.
  2. В каких случаях применяются списки, чекбоксы, радиокнопки и комбобоксы?
  3. В чем преимущества и недостатки использования пиктограмм?
  4. Когда применяются последовательные окна?
  5. Типы окон. Дайте характеристику элементам окон.
  6. Что представляет собой элемент управления меню, типы меню. Какими должны быть меню?
  7. Опишите элементы интерфейса и их роль: курсор, цвет, звук.

 

Лабораторная работа №5

Тема: «Изучение реакций человека»

Цель  работы: изучить реакции человека на внешние раздражители: свет и звук. Проанализировать полученные данные и сделать вывод

Краткие теоретические сведения

Информационные  процессы невозможны без средств  воспроизведения и отображения  информации.

Отображение информации – это представление  ее в форме, приемлемой для непосредственного восприятия человеком.

Чтобы рационально спроектировать любую  систему, необходимо знать психолого-физиологические  характеристики человека-оператора.

Прием информации человеком основывается на таких психических процессах, как ощущение, восприятие, представление и мышление. В процессе приема происходит формирование психической модели, т.е. субъективное отражение в сознании человека свойств, управляемого или констатируемого объекта.

Физиологическая основа формирования психической модели – работа анализаторов – нервных органов, с помощью которых человек осуществляет анализ раздражений. В деятельности оператора наибольшее значение имеют зрительные, слуховые и осязательные анализаторы. Любой анализатор человека включает в себя рецептор, проводящие нервные пути и центр в коре полушарий головного мозга (мозговой конец). Рецептор превращает воздействия в нервный процесс. Вход рецептора приспособлен к приему определенных видов воздействия, а на его выходе образуются сигналы (входа и выхода нервной системы), по своей природе единые для любого входа и выхода нервной системы. Рецептор выполняет функции кодирующего устройства, преобразующего входные воздействия в универсальный для всей нервной системы частотно-импульсный код.

С помощью  проводящих нервных путей осуществляется передача нервных импульсов с выхода рецептора в кору головного мозга. Мозговой центр анализаторов состоит из ядра, образованного массой нервных клеток, и рассеянных по коре головного мозга элементов.

    1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНАЛИЗАТОРОВ

Одна  из основных характеристик анализатора  – чувствительность. Минимальную величину раздражителя, вызывающую едва заметное ощущение, называют нижним абсолютным порогом чувствительности, а максимальную величину раздражителя, нарушающую деятельность анализатора или вызывающую боль, - верхним абсолютным порогом чувствительности.

Абсолютная чувствительность анализатора равна:

S = 1 / Y

        Где V — величина интенсивности раздражителя, соответствующая нижнему абсолютному порогу чувствительности.

Человек может ощущать звуки в области частот от 16~20 Гц до 20-22 кГц и цветовые сигналы в диапазоне длин волн от 380 до 760 мм. Наибольшая чувствительность глаз лежит в спектре от 500 до 600 мм. Кроме абсолютного порога чувствительности существует дифференциальный порог чувствительности (ДПЧ) анализатора или порог различения. Он представляется минимальной разницей между интенсивностями двух раздражителей, когда в ощущении они отражаются как различные.

Величина  ДПЧ увеличивается с уменьшением  скорости изменения интенсивности. Из рис.1 видно, что наименьшее значение ДПЧ для зрительного анализатора (около 0.01) наблюдается при среднем уровне яркости. Величина ДПЧ для слухового анализатора составляет 0.1, а для осязательного О,3.

Анализаторам  свойственна адаптация - способность изменять чувствительность в зависимости от условий деятельности. За счет адаптации анализатор настраивается в процессе работы на яркость предметов, называемую адаптирующей яркости находится в пределах от нескольких десятков до нескольких сотен дк/(м2). Освещенность фона и яркостный контраст существенно влияют на работоспособность оператора. Число неправильных считываний с повышением освещенности увеличивается. Латентный период зрительной реакции определяется промежутком времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Величина его зависит от интенсивности сигнала и его значимости; сложности функций оператора и его субъективных особенностей и т.д.

Время инерции ощущения определяется промежутком  времени от момента исчезновения сигнала до момента прекращения  действия зрительного ощущения.

2.ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА

К основным характеристикам оператора относятся быстродействие, точность, надежность, психологическая напряженность.

  1. БЫСТРОДЕЙСТВИЕ.

Быстродействие - время решения задачи оператором, т.е. время 
от момента появления сигнала до момента окончания выполнения управляющих воздействий. В простых случаях эти время

То = а + в*I,

        где а - затраты времени, сопутствующие обработке информации от момента поступления сигнала до реализации решения;

        в - время, необходимое на обработку единицы информации;

        I - количество перерабатываемой информации.

Наиболее элементарной разновидностью реакций является простая сенсомоторная реакция. В этом случае а ответ на заранее известный ,но внезапно появляющийся, сигнал человек с возможно большей скоростью выполняет определенное действие. Время задержки в подобных случаях складывается из латентного периода реакции – время от момента появления сигнала до начала движения, а время моторного компонента – время, в течении которого совершается ответное движение.

Латентный период простой сенсомоторной реакции  зависит от модальности ощущений:

  • для тактильного анализатора он составляет 90-200 мс,
  • для слухового – 120-180 мс,
  • для зрительного – 150-220 мс
  • и наибольшей – при температурном воздействии (280-1600 мс).

Латентный период простой сенсомоторной реакции  уменьшается с ростом интенсивности и пространственных характеристик сигнала раздражителя.

Когда испытуемому представляется один из нескольких заранее известных сигналов, на каждый из которых он должен отвечать определенным движением, латентный  период такой дизъюнктивной реакции (реакции выбора) превышает время простой и его величина определяется соотношением:

Tp = a + b * log2(n1)

        где а – коэффициент, эквивалентный времени простой реакции, возникающей при наличии временной неопределенности в эквивалентной ситуации;

        b – коэффициент, характеризующий прирост времени реакции с увеличением стимульной неопределенности;

        n1 – число альтернативных выборов.

Эти исследования не учитывают степени значительности сигнала, зрительной различимости предъявляемых  объектов и тренированности оператора, эффектов ожидания сигнала и совместимости стимула и реакции и т.д.

  1. ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ.

Специфическая характеристика оператора – напряженность деятельности.

Напряженность труда оператора возникает вследствие сложности выполняемой работы (операционная напряженность) или в результате действия отрицательных эмоциогенных раздражителей (эмоциональная напряженность). Оценивать напряженность труда оператора можно используя предельно допустимые нормы к физиологическим параметрам работающего человека (частота и ритмичность сердцебиения, кровяное давление, частота дыхания) или к параметрам его информационной нагрузки. Физиологический критерий, как правило, не может дать исчерпывающей информации о напряженности труда оператора. Поэтому о напряженности труда часто судят по величине отклонений условий труда от нормальных.

Исследования  показывают, что работоспособность  оператора в процессе работы за смену  нестабильна. В начальной фазе, когда  происходит “вхождение” в работу, скорость действий и точность оператора обычно ниже, чем во второй фазе, соответствующей его устойчивой работоспособности.

Описание  программы

Программа написана на языке Паскаль и работает в  операционной системе MS DOS.

Требования к  окружению:

  • MS DOS v.2.0 и выше
  • 256 Кб ОЗУ

Порядок выполнения работы

  1. Включите ПК и загрузите операционную систему
  2. Запустите программу lab3vs.exe
  3. После появления заставки программа попросит нажать клавишу, которой вы будете регистрировать появление внешнего раздражителя и клавишу <пробел> для начала работы.
  4. Первая часть программы – изучение реакции человека на внешний раздражитель – свет. На экране ПК через определенные промежутки времени (от 0.5 до 4 сек) будет появляться световой прямоугольник. Каждое появление прямоугольника Вы регистрируете, нажав на выбранную вами клавишу ПК.
  5. Вторая часть программы – изучение реакции человека на звуковой раздражитель. Через определенные промежутки времени (от 0.5 до 4 сек) будет включаться генератор звука с частотами 100 до 1500 герц с шагом 100 герц. Каждое включение звука Вы регистрируете, нажав на выбранную Вами клавишу.
  6. По запросу введите свою фамилию.
  7. На экране появится таблица результатов выполнения работы.

    Респондент: Иванов

    Свет Звук
    Яркость 1 0.15 с. Частота 100 Гц: 0.12 с.
    .... ....
    .... ....

Информация о работе Директивно-диалоговая форма взаимодействия с программной системой Интерфейс командной строки (Command Line Interface - CLI)