Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:52, реферат
Для России вхождение в новое, уже третье тысячелетие - это не только временное событие. Наша страна, обновляя курс реформ, преодолевая трудности и сложности развития, прилагает активнейшие усилия, направленные на то, чтобы выйти на передовые позиции во всех основных аспектах жизни общества. Обязательными предпосылками успеха являются построение правового государства, создание демократической и эффективной системы управления делами страны, формирование передовой и социально ориентированной экономики, подъем нации, образования, культуры. Первостепенное значение в современных условиях приобретают высокие технологии, в особенности в области информатизации. Без собственного информационного потенциала, отвечающего самым строгим меркам научно-технического прогресса, решить задачи возрождения России как одной из ведущих держав мира невозможно.
Введение
Для
России вхождение в новое, уже
третье тысячелетие - это не только
временное событие. Наша страна, обновляя
курс реформ, преодолевая трудности
и сложности развития, прилагает
активнейшие усилия, направленные на
то, чтобы выйти на передовые позиции
во всех основных аспектах жизни общества.
Обязательными предпосылками
Информатизация
несет с собой, прежде всего, новые
возможности для человека искать,
получать и распространять интересующие
его сведения, повышая тем самым
уровень своей профессиональной
и общей культуры. Таким образом
подтверждается и укрепляется приоритет
интересов и прав человека, что
составляет первооснову системы
отношений в обществе и является
главным ориентиром государственной
политики. Право человека свободно
искать, получать, передавать и распространять
информацию занимает почетное место
в ряду конституционных прав и
свобод, провозглашенных Конституцией
Российской Федерации. Но реализация этого
права зависит от многих факторов,
среди которых нельзя не назвать
уровень компьютеризации
Задачи создания эффективной системы правовой информации были определены в общих чертах еще в начале 90-х годов. В 1993 г. по этому поводу был принят Указ Президента Российской Федерации, подготовлена Концепция правовой информации России, принят ряд других правовых актов, в том числе Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г.
Новые
перспективы открывает
Трудно переоценить роль информатизации в подъеме науки, культуры и образования. Величайшие открытия науки последнего времени неотделимы от достижений в сфере информатизации, появления более мощных электронно-вычислительных машин, новых технологий обработки и доставки информации. Это относится, в первую очередь, к естественным наукам, в частности, к математике, физике, химии, биологии. Вместе с тем, информатизация все шире охватывает науки об обществе. Наиболее заметные сдвиги происходят в экономической науке и филологии. Но и другие отрасли обществоведения, такие как история, социология и право, также все чаще и больше осваивают огромный потенциал информатизации.
Об
информационном праве юридическая
наука заговорила сравнительно недавно,
на рубеже 60-70-х годов XX столетия. Терминология
еще не была отработана, и в литературе
того времени можно встретить
разные определения, относящиеся нередко
к одному и тому же явлению. Иной
раз вся проблематика информационного
права сводилась к так
О подъеме научных разработок по информационному праву можно говорить лишь в последние годы. Значительно увеличилось число авторов и, соответственно, количество публикаций как по общим, так и по частным вопросам информационного права: работы Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, В.А. Копылова, В.Н. Лопатина, Ю.А. Тихомирова, М.А. Федотова и др. Принципиальное значение имело создание в Институте государства и права Российской Академии наук специализированного подразделения - сектора информационного права. Пока еще не очень многочисленный сектор, возглавляемый таким известным высококлассным специалистом, каким является И.Л. Бачило, становится реальным и авторитетным центром науки информационного права не только в России, но и за ее пределами.
«Информационное право» выступает, по меньшей мере, в трех ипостасях. За этим понятием может скрываться:
1. Отрасль права, регулирующая определенную группу общественных отношений;
2. Область правоведения, концентрирующая свое внимание на изучении информационного права;
3. Учебная дисциплина, связанная с преподаванием информационного права.
Хотя
эти три разновидности понятия
«информационное право» взаимосвязаны,
они, тем не менее, существуют раздельно
друг от друга. В этом триединстве
информационное право как отрасль
права выступает в качестве главного,
отправного понятия. Исходя из него, можно
установить, что такое информационное
право как отрасль юридической
науки и как учебная
1. Информационное право как наука
Развитие
доктрины информационного права
имеет свою историю. Официально мысль
о необходимости выделения
Примером может служить проблема права
на информацию. Даже в специальных работах
по правам человека этот вопрос далее
общего комментария конституционной нормы
в п. 4 ст. 29 Конституции не продвинут. В специальной
программной работе коллектива авторов
ИГП РАН «Права человека как фактор стратегии
устойчивого развития», вышедшей в начале
2000 года, места для специального рассмотрения
проблемы права на информацию не нашлось.
Упоминая о конституционных правах и свободах
(слова, мысли, информации…) автор главы
о политических правах рассматривает
их как «побочные» и напрямую не связанные
с проблемой устойчивого развития. В других
разделах работы право на информацию затрагивается
весьма косвенно.
Хотя
несомненным является факт наличия
такой отрасли науки как
Выделение информационного права из общей системы права связано не только с удовлетворением общественной и государственной задачи или потребности. Процесс формирования информационного права связан также и с наличием у этой отрасли следующих конструкций:
1.
самостоятельный предмет
2. методы информационного права;
3. понятийный аппарат, присущий только данной отрасли права.
информационный учебный право регулирование
1.1 Предмет информационного права
Определение
предмета информационного права, как
и любой другой отрасли, предполагает
выявление определенной сферы общественных
и иных явлений, институтов и других
организационно-
Полагаю
неизбежным отметить, что единого
подхода к выявлению предмета
информационного права среди
лиц, занимающихся данной проблематикой,
нет. Одни авторы считают, что информационное
право - это комплексная отрасль
по методам правового
Следует отметить, что иной подход в изучении информационного права не предполагает отрицания уже разработанных доктрин, поскольку невозможно спорить, например, с тем, что информационное право - это комплексная отрасль права. Предлагаемый подход предполагает лишь доработку существующих доктрин и некоторое их изменение. Полагаю необходимым остановиться подробнее на некоторых моментах, характеризующих информационное право именно как комплексную отрасль.
Нормы
информационного права не всегда
находятся в нормативных актах,
которые с известной степенью
условности можно отнести к так
называемому информационному
Нормы
Конституции Российской Федерации,
например, устанавливают базовые
положения информационного
Комплексность
информационного права
Следует
отметить, что в юридической литературе
при определении предмета отрасли
права зачастую отождествляются
понятия «предмет правового регулирования»
и «объект правового