Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:52, реферат
Для России вхождение в новое, уже третье тысячелетие - это не только временное событие. Наша страна, обновляя курс реформ, преодолевая трудности и сложности развития, прилагает активнейшие усилия, направленные на то, чтобы выйти на передовые позиции во всех основных аспектах жизни общества. Обязательными предпосылками успеха являются построение правового государства, создание демократической и эффективной системы управления делами страны, формирование передовой и социально ориентированной экономики, подъем нации, образования, культуры. Первостепенное значение в современных условиях приобретают высокие технологии, в особенности в области информатизации. Без собственного информационного потенциала, отвечающего самым строгим меркам научно-технического прогресса, решить задачи возрождения России как одной из ведущих держав мира невозможно.
Существуют и некоторые проблемы:
В
ряду учебных изданий по информационному
праву на издательском рынке должны
появиться методические пособия
в форме «юридического
Вторая проблема связана с разработкой и согласованием единой программы учебного курса. Эта проблема непосредственно связана с научным обеспечением названного курса. Многие вузы и образовательные организации выбирают учебную тематику произвольно, в зависимости от того, кто руководит курсом.
Третья
и самая главная проблема организации
учебного процесса в вузах, как представляется,
связана с подготовкой
Наконец,
еще одной проблемой, тесно связанной
с предыдущей, является организация
работы, связанной с научным
Период
становления новой учебной
Информационное право как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере
Интернет
представляет собой глобальное объединение
компьютерных сетей, информационных ресурсов
и различных информационно-
Нормативное регулирование является одним из основных способов согласования противоречивых интересов людей и их объединений и предусматривает два вида норм: социальные и технические. В отношениях с использованием интернет, прежде всего, применяются технические нормы и правила, позволяющие беспрепятственно устанавливать связи между пользователями, обеспечивать доступ и передачу информации. По мере развития Сети и формирования киберсообщества возникла необходимость во внедрении социальных норм, регулирующих отношения между участниками.
Существует мнение о том, что интернет, являясь абсолютно свободной средой общения, не подлежит никакому регулированию, а любые попытки такого регулирования со стороны государств или отдельных организаций часто воспринимаются болезненно, как посягательство на последний оплот свободы. Это заблуждение. Тот факт, что в определенных ситуациях право как важнейший регулятор общественных отношений не дает желаемого результата, еще не говорит о полном отсутствии или невозможности регулирования.
В настоящее время деятельность общества и институтов государства осуществляется с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая интернет. Вместе с тем, во всем мире происходит замена парадигм: от решения задач развития процессов информатизации (внедрения ИКТ) мир переходит к решению задачи построения информационного общества. Работает глобальный закон: количество переходит в качество. Нам необходимо осознать, где мы находимся в этом процессе.
Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, состоявшаяся 10-12 декабря 2003 г. в Женеве, определила приоритеты и вектор развития законодательства в данной сфере в контексте глобальных процессов становления информационного общества. План действий, принятый на Всемирной встрече, предусматривает, что к 2005 году все страны должны разработать всеобъемлющие, перспективные и устойчивые национальные электронные стратегии. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать органам государственного управления. Частный сектор и гражданское общество, в диалоге с органами государственного управления, должны сыграть важную консультативную роль в формировании национальных электронных стратегий.
Еще
до Всемирной встречи после
Для
решения этих задач выявляются угрозы
и уязвимости, определяется роль государства
в обеспечении безопасности киберпространства,
включая функции нового Министерства
национальной (внутренней) безопасности
(DHS), устанавливаются пять важнейших
приоритетов для безопасности киберпространства
и каждый приоритет конкретизируется
основными мероприятиями и
В странах Европы подобные стратегии пока не разработаны, но принята Европейская Конвенция по борьбе с киберпреступностью и определены основные направления развития технологий.
Так, например, во Франции среди таких направлений называются: создание электронного правительства («административный интернет»), демократизация доступа к праву, включающая информатизацию судов и доступ к правовой информации.
Одним
из элементов благоприятной среды
для формирования и существования
информационного общества в документах
Всемирной встречи названо
Правовое регулирование отношений при осуществлении деятельности с использованием интернета представляет собой глобальную комплексную проблему, требующую согласованных на межгосударственном уровне решений. В связи с этим трудно переоценить сам факт встречи на высшем уровне и вектор действий, который она наметила.
Большую роль в подготовке этой встречи и принятии итоговых документов сыграла ЮНЕСКО, которая в течение нескольких лет предложила на обсуждение и приняла ряд важнейших международных актов:
· Хартию о сохранении цифрового наследия,
· Рекомендации о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству,
· Руководящие принципы политики совершенствования информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами,
· Рекомендация о доступе к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств.
В
России стратегическим документом, максимально
связанным с проблематикой
Тем не менее, документы, принятые на Всемирной встрече, указанные документы ЮНЕСКО вместе с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации определяют стратегию деятельности общества и государства в информационной сфере, а Основные направления нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, одобренные на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности (Решение №5.4 от 27 ноября 2001 г.), конкретизируют эти задачи в среднесрочной перспективе. Из числа первоочередных мер по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности в течение 2002-2003 гг. приняты новая редакция Федерального закона «О связи», Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «Об электронной цифровой подписи» и «О коммерческой тайне», внесены изменения в статью 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав», в Федеральные законы «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «Об авторском праве и смежных правах», «Об обязательном экземпляре документов», «О рекламе». Приняты кодифицированные нормативные правовые акты, отдельные положения которых составляют нормативную базу обеспечения информационной безопасности, в том числе: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья).
Наряду
с этим, остались невыполненными большинство
мер по совершенствованию нормативного
правового обеспечения
Анализ практики правового регулирования
в сфере обеспечения
Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям, в том числе:
не
обеспечивается эффективная реализация
и защита конституционных прав личности
на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту чести
и достоинства (на это указывают
масштабы неконтролируемого
слабо
реализуется возможность
не обеспечена защита прав участников электронной коммерции, они работают на свой страх и риск, особенно велик этот риск у покупателей;
увеличились масштабы нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, что связано с развитием интернет, сложностью контроля за использованием в Сети объектов интеллектуальной собственности, распространением электронных библиотек, деятельность которых не регулируется;
отсутствует защита интересов государства и общества в сфере использования государственных информационных ресурсов, не определены принципы отнесения информационных ресурсов к государственным и к национальному достоянию, не обеспечен беспрепятственный доступ к государственным ресурсам и порядок их создания, развития, поддержания.