Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:52, реферат
Для России вхождение в новое, уже третье тысячелетие - это не только временное событие. Наша страна, обновляя курс реформ, преодолевая трудности и сложности развития, прилагает активнейшие усилия, направленные на то, чтобы выйти на передовые позиции во всех основных аспектах жизни общества. Обязательными предпосылками успеха являются построение правового государства, создание демократической и эффективной системы управления делами страны, формирование передовой и социально ориентированной экономики, подъем нации, образования, культуры. Первостепенное значение в современных условиях приобретают высокие технологии, в особенности в области информатизации. Без собственного информационного потенциала, отвечающего самым строгим меркам научно-технического прогресса, решить задачи возрождения России как одной из ведущих держав мира невозможно.
Кроме
того ошибки и тенденции развития
федерального законодательства полностью
повторяются на уровне субъектов
Российской Федерации. Экспресс-анализ
законов субъектов Российской федерации
в сфере регулирования
Что же предстоит сделать в первую очередь?
Для
того, чтобы законодательство развивалось
системно, необходимы стратегические
документы политического
Для обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, необходимо:
· принять федеральный закон (ФЗ), определяющий принципы и организационные механизмы доступа к открытой информации органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и хозяйствующих субъектов, в том числе через Интернет. Такой законопроект в 1998-99 гг. был подготовлен ко второму чтению, но не представлялся на рассмотрение депутатов ответственным Комитетом по информационной политике, а в 2004 году и вовсе был снят с рассмотрения. Известно, что новый законопроект подготовлен Минэкономразвития и представлен в Правительство РФ. Обеспечение права на доступ к открытой информации должно сопрягаться с установлением исчерпывающих оснований для ограничения этого права, в том числе оснований для введения режима конфиденциальности информации, т. к. правовой режим государственной тайны более-менее определен. (Соответствующие нормы логично было бы включить в законопроект «О праве на доступ к информации» либо готовить самостоятельный законопроект под рабочим названием «О конфиденциальной информации»);
· принять ФЗ, регулирующий отношения в области сбора, хранения и распространения персональных данных, защиты личной и семейной тайны, неприкосновенности частной жизни, а также создать правовые условия для широкого использования средств криптозащиты персональной информации (в 1999 г. принят Модельный закон МПА СНГ «О персональных данных», подготовленный в Комитете по безопасности; проект ФЗ «Об информации персонального характера», внесенный в Государственную Думу в октябре 2000 г. также не был представлен на рассмотрение депутатов ответственным Комитетом по информационной политике. В этом проекте вместо независимого института Уполномоченного по правам персональных данных, существующего во всем мире, предлагается наделить один из федеральных органов исполнительной власти функциями контроля за использованием персональных данных другими органами власти, юридическими и физическими лицами и защиты интересов субъектов персональных данных. Это законодательное предложение существенно сужает возможности и эффективность защиты этих прав);
· определить правовой статус доменных имен (ситуация с распределением и использованием доменных имен, попытки государственного регулирования на уровне подзаконных актов побуждают к подготовке либо отдельного закона, либо регулирования в рамках более общего закона (например, «О фирменных наименованиях», которого еще нет);
· существенно уточнить ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», который устанавливает неоправданные ограничения для деятельности с использованием Интернет, хотя, практически, не работает;
· обеспечить правовое регулирование распространения массовой информации, размещенной на сайтах интернет, в том числе, обеспечить реализацию конституционного запрета на пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную и религиозную вражду (внести изменения и дополнения в законы РФ «О средствах массовой информации», «О рекламе» и др.). В этом направлении работает группа, созданная в Совете Федерации по инициативе ряда парламентариев.
Для обеспечения государственной информационной политики России необходимо:
интенсифицировать формирование
открытых государственных информационных
ресурсов, ввести в правовое русло
их использование в целях создания
условий органам
Для развития отечественной
индустрии средств
· конкретизировать в законах (ФЗ «О связи», «Об информации, информатизации и защите информации» и др.) механизмы реализации государственной поддержки отечественных производителей средств информатизации и связи;
· уточнить положения ФЗ «О связи» в части усиления защиты прав пользователей и субъектов, представляющих услуги связи и информационные услуги, в том числе, оптимизировать и сделать более прозрачной систему лицензирования деятельности в области связи; установить правовой статус интернет-провайдеров;
· принять закон, обеспечивающий развитие электронной коммерции (законопроект «Об электронной торговле» снят с рассмотрения в апреле 2004 года).
Для обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем, сохранности отечественных информационных ресурсов необходимо:
· уточнить положения ФЗ «Об электронной цифровой подписи» с учетом требований по обеспечению электронной торговли. (Соответствующие изменения готовились в рамках реализации проектов ФЦП «Электронная Россия», ряд инициативных предложений поступил в Государственную Думу. То, что закон не работает почти 2 года объясняется не только организационными причинами);
· усилить борьбу с правонарушениями,
совершаемыми с использованием сети
Интернет, а также с иными
· совершенствовать меры ответственности за правонарушения в сфере высоких технологий (внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях - работа над законопроектами ведется в аппарате Государственной Думы с привлечением заинтересованных министерств);
· законодательно закрепить механизм отнесения объектов информационной инфраструктуры к критически важным и обеспечить их информационную безопасность;
· уточнить положения ФЗ
«Об оперативно-розыскной
Информационное общество
не может быть построено по указанию
свыше. Этот процесс требует деятельного
участия бизнеса и гражданского
общества. Для того, чтобы этот диалог
не прерывался необходимо в разумных
пределах сделать публичным процесс
подготовки законопроектов в данной
сфере. Учитывая ограниченные возможности
органов государственной власти
по подготовке необходимых законопроектов,
бизнесу и обществу желательно проявлять
больше инициативы в формировании предложений
по совершенствованию
Вывод
Проделав данную работу, я убедился в том, что человечеству, которое осознало, что информация - это ресурс жизнедеятельности и развития всех социальных и биологических форм жизни и, превратив этот ресурс в товар, стал в конечном итоге необходим некий регулятор. Таким регулятором и призвана стать довольно-таки ещё молодая, но динамично развивающаяся отрасль права, а именно информационное право. Естественно, что «регулятору» необходимы методы воздействия и штат сотрудников - их включили в себя наука и учебная дисциплина информационного права.
Использованная литература
1) Волчинская Е.К. журнал «Информационное право» №1, 2005
2) Долотказин Р.Х. Информационная безопасность как основная составляющая информационного законодательства // Альманах. Приложение к Российскому юридическому журналу. - 2001. - №1
3) Иголкин А.А., Росс Г.В. и Фельдман М.Д. Влияние СМИ на информационно-психологическую безопасность региона: возможность оценки методами контент-анализа // Комплексная защита информации. Сборник материалов 6-ой международной конференции. Минск, 2002
4) Информационное право:
Основы практической
5) Кузнецов П.У. журнал «Информационное право» №1, 2005
6) Кудрявцев М. Международный
ежемесячный бюллетень «
7) Рассолов М.М. Информационное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1999
8) Разуваев В.Э. сборник «Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002 1