Информационное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание

Цель работы – ознакомиться с основными и специфическими положениями информационного права, юридическими свойствами информации; подвести итог информационных отношений как основного объекта правового регулирования, рассмотреть юридические источники информационного права и законодательные акты.

Работа состоит из  1 файл

инф кр.docx

— 44.41 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Рубеж XX—XXI вв. примечателен не только формальной сменой тысячелетий, в этот период произошли радикальные  изменения во многих сферах общественных отношений. Они затронули жизнь  каждого человека, оказали существенное влияние на его практическую деятельность, спектр научных интересов. В полной мере это относится и к области  информации.

Минувшее столетие и, конечно  же, вторая его половина, стало знаменательной вехой в эволюции информационной отрасли многих государств мира, втом числе России. В нашей стране были созданы ГСНТИ и ее подсистемы, разработаны основы информационной деятельности, появилась новая научная дисциплина — информатика.

Разработка концепции  развития информационного общества способствовала увеличению социальной значимости информации, возрастанию  потребностей в ее оперативном получении  с помощью новейших технических  средств коммуникации и нетрадиционных носителей информации. Можно констатировать, что к концу XX в. общество достигло уровня, обеспечивающего условия  для формирования полноценной информационной среды, в которой стало возможным  компактно хранить и перерабатывать с использованием компьютеров большие  массивы данных и почти мгновенно  доводить информацию до потребителя.

По мере усиления зависимости  общественной и личной практики от информационной деятельности информация становилась особым самостоятельным  фактором процесса производства, особой сферой общественного разделения труда (инфосфера), особым видом экономического ресурса (информационный ресурс).

В глобальном постиндустриальном мире одни страны занимаются разработкой  инновационных технологий, другие —  производством на их основе материальных благ, потребляемых повсеместно. За счет интеллектуального труда творческой части населения расширяется ин-формационно-знаниевое поле. Информационные ресурсы становятся движущей силой социально-экономического, политического, культурного развития государства, важнейшим фактором обеспечения его безопасности. В связи с этим неслучайно появление в современном рыночном хозяйстве наряду с рынками труда, денег, ценных бумаг, средств производства и потребительских благ рынка информационных продуктов и услуг. Основным предметом правового регулирования информационного права выступают информационные отношения, то есть общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего  воздействия на информационные правоотношения, то есть как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация). Включенность различных методов в систему информационного права не означает их произвольного столкновения или конкуренции. Дискуссии по вопросам значительности тех или иных методов для информационного права можно примирить, только выработав самостоятельную правовую систему для разрешения проблем, возникающих в отношениях информационного свойства.

Цель работы – ознакомиться с основными и специфическими положениями информационного права, юридическими свойствами информации; подвести итог информационных отношений  как основного объекта правового  регулирования, рассмотреть юридические  источники информационного права  и законодательные акты.

 

1. Основные положения информационного права

 

1.1 Информационное право

 

Информация — это основной объект информационного общества, и  ее роль трудно сегодня переоценить. Отображая реальную действительность, она проникает во все сферы  деятельности государства, общества, гражданина. С появлением новых информационных технологий, основанных на широком  внедрении средств вычислительной техники, связи, систем телекоммуникации, информация стала постоянным и необходимым  атрибутом обеспечения деятельности государства, юридических лиц, общественных объединений и граждан. От ее качества и достоверности, оперативности  получения зависят многие решения, принимаемые на самых разных уровнях  — от главы государства до гражданина. Информационное воздействие на государство, общество, гражданина сейчас, пожалуй, сильнее, чем политическое, экономическое  и даже военное. Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала  и оружием информационных войн, ведущихся  в последние годы. В складывающейся ситуации особенно остро встает проблема правового регулирования отношений  в области информации, в первую очередь защиты права каждого  человека на информацию, а также  защиты общества от воздействия вредной  информации и дезинформации.

Распространение в мире, в том числе в России, информационных сетей — предвестников информационного  общества неизбежно и практически  не зависит от воли отдельных государств. Наша страна, как и любая другая, ставит цель стать полноправным членом информационного сообщества и будет  добиваться этого, несмотря на отставание в развитии информационной инфраструктуры (прежде всего средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций) и особенности национального информационного пространства, на низкую информационно-правовую культуру членов общества. Преодоление этих негативных явлений особенно актуально в условиях неконтролируемого распространения в России Интернета, что чревато утратой важнейших информационных ресурсов, составляющих национальное достояние страны, нарушением конфиденциальности персональных данных и многими другими отрицательными последствиями, создающими угрозу независимости и суверенитету РФ.

Современное информационное общество может эффективно развиваться  только в правовом государстве, где  главенствует закон. Таким образом, роль права в информационном обществе становится определяющей.

Конституцией РФ право  на информацию включено в число основных прав и свобод личности. Впервые  в российской истории главный  закон страны закрепляет правовую норму, которая по сути дела определяет содержание информационных прав и свобод: «Каждый  имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным образом» (Конституции РФ, часть 4, ст. 29). Эта  норма служит базой для создания новой комплексной отрасли права  — информационного права.

Определение понятия «информационное  право» складывалось постепенно. Для  обозначения этой отрасли права  применялись термины «программное право», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право» и в последнее время  «информационное право» (работы Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, И.Н. Грязина, В.А. Копылова, М.М. Рассолова и других авторов).

Наличие этих терминов во многом отражает историю вхождения в  нашу жизнь компьютеров и иной техники, обеспечивающей обработку  самой разнообразной информации, специфику возникающих при этом социальных отношений. Сегодня правомочно следующее определение понятия «информационное право»: информационное право — это комплексная отрасль права, представленная совокупностью социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации. Основные объекты правового регулирования здесь — информационные отношения, то есть отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Главным предметом, по поводу которого или в связи с которым возникают информационные отношения, является информация во всех ее видах и формах.

Нормативную базу информационного  права составляет информационное законодательство, представленное совокупностью нормативных  правовых актов и отдельных норм права, направленных на регулирование  общественных отношений в информационной сфере.

Информационное право  представляет собой правовой фундамент  мирового информационного общества, активно формирующегося в странах  и на континентах с помощью  глобальных информационных сетей и  иных новых информационных технологий.

 

1.2 Информация как основной объект информационного права

 

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация (в переводе с латинского — ознакомление, разъяснение, изложение).

С философской точки зрения понятие «информация» определил  Н. Винер: информация — это не энергия  и не материя. Простое и понятное каждому определение информации дал С.И. Ожегов. Это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

До середины 20-х годов XX в. под информацией действительно  подразумевались сообщения и  сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом. С  середины XX в. информация становится общенаучным  понятием, включающим обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен  сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация).

Рассматривая информацию как объект правового регулирования, нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Предметом рассмотрения должна быть в первую очередь информация, которая находится в гражданском, административном, общественном или  ином обороте и по поводу которой  или в связи с которой и  возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом. Информация как объект права должна быть четко  определена. Примем за основу определение, данное этому понятию в ст. 2 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации»: «Информация  — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления».

Этот закон вводит новое  и очень важное для права понятие  — «документированная информация (документ)»  и определяет его как «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».

Понятие «документированная информация» основано на двуедин-стве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отражения. В результате документирования информация обосабливается от ее создателя, происходит как бы материализация и овеществление символов, отображающих сведения. В итоге в качестве документированной информации мы получаем книгу, статью в журнале, сборник статей, фонд документов, банк данных или иной массив документов (данных) на бумажном, машиночитаемом или иных носителях.

Согласно приведенному выше определению, документированная информация (документ) есть по сути дела объект материальный, что дает основание относить ее также  и к категории вещей. А это  означает, что на нее распространяется право вещной собственности. Следует, однако, отметить, что документированная  информация относится к вещам  особого рода. Главное ее отличие  от других вещей заключается в  упомянутом выше двуединстве информации и материального носителя, что предопределяет специфику требований, касающихся ее правового режима.

Таким образом, с правовой точки зрения двуединство информации и материального носителя дает возможность защищать документированную информацию с использованием одновременно двух институтов: института интеллектуальной собственности и института вещной собственности.

Создаваемая документированная  информация с точки зрения возникающих  по ее поводу отношений и правового  режима может быть подразделена на следующие виды:

— документированная информация, создаваемая в результате творческой деятельности;

— документированная информация, создаваемая юридическими и физическими  лицами в порядке выполнения обязанностей по подготовке отчетных сведений о  собственной деятельности для представления  в качестве обязательной информации уполномоченным органам и организациям (обязательно документированная  информация);

— документированная информация, создаваемая гражданами о себе (персональные данные);

— документированная информация в виде официальных документов, издаваемых уполномоченными органами государственной  власти и общественными объединениями (официальная документированная  информация);

— документированная информация, создаваемая в результате деятельности средств массовой информации, в том  числе информация справочного характера, подготавливаемая и распространяемая юридическими и физическими лицами о себе, о продуктах и услугах, предлагаемых потребителям (сведения информационного характера).

Традиционно для документирования в качестве материального носителя применялась писчая бумага. Созданный  на таком носителе документ, подтвержденный соответствующими реквизитами и  снабженный подписями, широко использовался  и используется в гражданских, экономических  и других отношениях, в том числе  как доказательный материал при  судебном разбирательстве. Известно, что  доказательная способность документированной  информации основана на возможности  установления с помощью почерковедческой экспертизы того факта, что конкретный документ является оригиналом и что  подпись на нем точно (вернее, с  большей степенью вероятности) принадлежит  конкретному лицу.

С внедрением новых информационных технологий вместо бумаги в качестве материальных носителей стали использовать машиночитаемые носители — магнитные  и оптические диски, память ЭВМ, электрические  колебания, электромагнитные волны. К  сожалению, в отличие от информации, зафиксированной на бумажном носителе, информация на машиночитаемом носителе может быть легко изменена без  желания ее автора в результате несанкционированного доступа к ней постороннего лица, причем без всяких следов такого вмешательства. Естественно, в этом случае документ на машиночитаемом носителе теряет свою доказательную способность, его легко подделать и никакая экспертиза не в состоянии такую подделку выявить.

Информация о работе Информационное право