Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:27, курсовая работа
Цель исследования: разработать информационно-образовательную среду курса «Информатика», способствующую активизации самостоятельной работы учащихся профильных классов средней школы.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
Проанализировать возможности Moodle для создания информационно-образовательной среды курса «Информатика».
Введение 3
§1 Теоретические основы разработки информационно-образовательной среды 5
§1.1 Электронное обучение 5
§1.2 Преимущества электронного обучения 6
§1.3 Эффективность электронного обучения 7
§1.4 Программное обеспечение в электронном образовании 8
§1.5 Системы дистанционного обучения 10
§1.5.1 Система «Learning Space» 10
§1.5.2 Система «Доцент» 10
§1.5.3 Система «Прометей» 12
§1.6 Преимущества СДО Moodle 14
§2 Анализ возможностей Moodle для создания ИОС профильного курса «Информатика» 17
Заключение 22
Список литературы 23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Красноярский Государственный Педагогический Университет
им. В.П.
Астафьева
Кафедра
ИВТ
Курсовая работа на тему:
«Информационно-образовательная
среда как средство
активизации самостоятельной
работы учащихся»
Выполнил: Носырев А.И.
студент 52 гр.
ф-т Информатики
Проверил: Кулакова И.А.
к.п.н., доцент
кафедры ИВТ
Красноярск, 2010 г.
В начале третьего тысячелетия происходит переход от индустриального к информационному обществу, в котором знания и информация становятся основными производительными силами. В информационном обществе существенным образом изменяется стратегия образования, причем важнейшей его чертой является широкое использование информационных технологий.
Быстрый прогресс в области информационных технологий позволяет использовать персональные компьютеры в качестве эффективного средства обучения. Автоматизация процесса обучения осуществляется с использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, которые используются не только с применением магнитных носителей (лазерных дисков), но и с применением локальных и глобальных компьютерных сетей. В последнем случае происходит формирование специализированной информационно-образовательной среды, позволяющей реализовать современные технологии обучения. Для наполнения информационно-образовательной среды, а также для эффективного использования локальных и глобальных компьютерных сетей необходима оперативная разработка электронных учебных пособий высокого качества, отвечающих современному состоянию науки в данной предметной области.
Общая
цель создания электронных учебных
пособий – повышение
Объект исследования: процесс обучения школьников в профильном курсе информатики.
Предмет исследования: методы активизации самостоятельной работы учащихся на основе среды Moodle.
Цель исследования: разработать информационно-образовательную среду курса «Информатика», способствующую активизации самостоятельной работы учащихся профильных классов средней школы.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: самостоятельная работа учащихся значительно возрастет при использовании информационно-образовательной среды.
Практическая значимость: внедрение информационно-образовательной среды в учебный процесс для повышения качества обучения информатики.
Электронное обучение - это технология обучения, основанная на использовании средств вычислительной техники и систем передачи данных для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний[10]. Основные задачи в этой области состоят в том, чтобы предоставить пользователям полнофункциональную, масштабируемую, гибкую среду для реализации систем дистанционного (электронного) обучения.
Термин «электронное обучение» используется в России еще сравнительно редко. Однако в странах Северной Америки и Западной Европы аналоги этого термина (Electronic Learning, Electronic Tutoring или сокращенные E-learning, E-tutoring) в последние годы применяются очень широко. Они интегрируют ряд терминологических понятий в сфере применения современных ИКТ в образовании, таких как мультимедиа, обучение на основе web-технологий, онлайн-обучение и т.п.
Глобальной, общей проблемой электронного обучения является создание и эффективное использование информационно-образовательной среды на основе ИКТ. В дидактическом плане существуют три наиболее важных частных проблемы разработки и использования такой среды:
• организация самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся;
• организация индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого обучающегося преподавателями;
• организация групповой учебной работы обучающихся (дискуссий, совместной работы над проектами и т.п.).
С традиционным обучением все более-менее понятно: слушатель приходит на лекцию, получает теоретический материал, затем на семинарах отрабатывает определенные практические навыки. В дистанционном обучении нет прямого, очного контакта преподавателя с учащимися — этим и осложняется организация учебного процесса, поскольку каждый слушатель изучает материалы самостоятельно и можно ставить под сомнение отработку практических навыков, которые просто необходимы при получении, например, высшего образования. Эту проблему позволяет решить ЭО, которое на сегодняшний день является революционным и наиболее перспективным направлением развития дистанционного обучения. Помимо решения своей первоочередной задачи — обучения на расстоянии — ЭО может стать отличным дополнением очной формы, поскольку технологии, применяемые при разработке электронных учебных курсов, будут хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности традиционного обучения.
Несмотря на то, что ЭО в чистом виде подразумевает самостоятельное изучение материалов, как и при дистанционном обучении, он имеет ряд преимуществ перед традиционной очной формой:
1. Большая свобода доступа — учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть.
2. Более низкие цены на доставку обучения — в электронном обучении процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы.
3. Возможность разделения содержания электронного курса на модули — небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов.
4. Гибкость обучения — продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.
5. Возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов, и преподаватели, и студенты, развивают свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
6. Возможность определять критерии оценки знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения. Это позволяет исключить необъективность и предвзятость.
Популярность этой формы обучения объясняется тем, что она имеет ряд неоспоримых преимуществ, по сравнению с традиционной. Во-первых, не требуется обязательной очной встречи большого количества людей. Использование электронного обучения снижает расходы на организацию курсов, обустройство классов, зарплату персонала, транспортные расходы и многое другое.
Второе, у каждого человека свой стиль обучения, характеризующий наиболее оптимальный для него механизм восприятия учебного материала. Существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения. Однако как показывают исследования, как минимум 80% учащихся могут эффективно воспринимать учебные материалы в любой форме. Это означает, что абсолютное большинство людей способны эффективно обучаться электронным способом.
Эффективность электронного обучения существенно зависит от, используемой в нем технологии. Возможности и характеристики технологии электронного обучения должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы ЭО. Сложное в использовании программное обеспечения не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении.
Программное обеспечение для ЭО представлено как простыми статическими HTML страницами, так и сложными системами управления обучением и учебным контентом.
Успешное внедрение электронного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям.
Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и администратора, который должен контролировать установку, настройку программного обеспечения и результаты обучения.
Во всем многообразии средств организации электронного обучения можно выделить следующие группы:
1. авторские программные продукты (Authoring Packages),
2. системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS),
3. системы управления контентом (содержимым учебных курсов) (Content Management Systems - CMS),
4. системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS)
Авторские программные продукты представляют собой чаще всего некоторые локальные разработки, направленные на изучение отдельных предметов или разделов дисциплин. Преподаватель, используя какую-либо технологию (HTML, PowerPoint, TrainerSoft, Lectura) или просто создавая электронный документ разрабатывает учебный контент.
Недостатком таких продуктов является невозможность отслеживать и контролировать во времени процесс обучения и успеваемость большого количества обучаемых. Как правило, они разработаны для создания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а не для хранения информации об учебном процессе за длительное время. Такие разработки являются незаменимым средством для активизации и интенсификации подачи учебного материала во время аудиторных занятий и для самостоятельной работы учащихся. С другой стороны отсутствие обратной связи учащихся и преподавателя сильно снижает эффективность их использования.
Системы
управления обучением обычно предназначены
для контроля большого числа обучаемых.
Некоторые из них ориентированы
на использование в учебных