Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:27, курсовая работа
Цель исследования: разработать информационно-образовательную среду курса «Информатика», способствующую активизации самостоятельной работы учащихся профильных классов средней школы.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
Проанализировать возможности Moodle для создания информационно-образовательной среды курса «Информатика».
Введение 3
§1 Теоретические основы разработки информационно-образовательной среды 5
§1.1 Электронное обучение 5
§1.2 Преимущества электронного обучения 6
§1.3 Эффективность электронного обучения 7
§1.4 Программное обеспечение в электронном образовании 8
§1.5 Системы дистанционного обучения 10
§1.5.1 Система «Learning Space» 10
§1.5.2 Система «Доцент» 10
§1.5.3 Система «Прометей» 12
§1.6 Преимущества СДО Moodle 14
§2 Анализ возможностей Moodle для создания ИОС профильного курса «Информатика» 17
Заключение 22
Список литературы 23
На протяжении учебного модуля учащиеся, помимо тематического теста, выполняют творческое задание. Для представления своего результата и обсуждения результата других эффективней использовать специальный форум «вопрос - ответ». При этом каждый учащийся может увидеть, что сделали остальные только после того, как представит свое решение поставленной проблемы. Это одна из наиболее сложных форм работы, так как предполагает со стороны учащихся значительную мотивацию, ответственность и умение работать самостоятельно.
Еще
одна инновационная схема
При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор элементов курса, в который входят:
1) глоссарий
2) ресурс
3) задание
4) форум
5) wiki
6) урок
7) тест и др.
Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.
Глоссарий позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов.
В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио или видео файл и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, не знающему языка разметки HTML, с легкостью создавать web-страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы.
Выполнение задания - это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора).
Учитель может оперативно проверить сданные студентом файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если учитель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме. Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов. Если это разрешено учителем, каждый учащийся может сдавать файлы неоднократно – по результатам их проверки; это дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебной задачи.
Все созданные в системе тексты, файлы, загруженные студентом на сервер, хранятся в портфолио.
Форум удобен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга. При добавлении нового форума преподаватель имеет возможность выбрать его тип из нескольких: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя. Форум Moodle поддерживает структуру дерева. Эта возможность удобна как в случае разветвленного обсуждения проблем, так, например, и при коллективном создании текстов по принципу «добавь фрагмент» - как последовательно, так и к любым фрагментам текста, сочиненным другими учащимися. Сообщения из форума могут, по желанию учителя, автоматически рассылаться ученикам по электронной почте через 30 минут после их добавления (в течение этого времени сообщение можно отредактировать или удалить). Все сообщения учащегося в форуме хранятся в портфолио.
Moodle
поддерживает очень полезную
функцию коллективного
Элемент курса «Урок» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная учителем, позаботится о том, чтобы, по результатам контроля, перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: учитель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого учащегося общую за урок оценку, заносит ее в ведомость.
Элемент курса «Тесты» позволяет учителю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов:
1)
Вопросы в закрытой форме (
2) Да/Нет
3) Короткий ответ
4) Числовой
5) Соответствие
6) Случайный вопрос
7) Вложенный ответ и др.
Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста [3].
При
рассмотрении различных программных
средств, теоретических основ разработки
информационно-образовательной
Данный ресурс поможет активизировать самостоятельную работу учащихся, будет выступать дополнительным средством мотивации.
Рассмотренная нами система дистанционного обучения «Moodle» позволяет организовать взаимодействие учителя и учащихся на разных уровнях, а также организовать различные формы обучения. К тому же, в связи с переходом на СПО образовательные учреждения получили пакеты программного обеспечения на базе ОС Linux. В комплекте уже есть предустановленная СДО «Moodle» для работы во внутренней сети ОУ. Также присутствует и ПО «Wiki», что в союзе с СДО «Moodle» повышает эффективность обучения.
Для того чтобы начать пользоваться данными средствами, необходимо на одном из компьютеров локальной сети ОУ установить дистрибутив «Школьный сервер». Дальше остается только создать материалы для обучения и разместить в сети.
Данная работа является теоретической и нуждается в практической части, поэтому в будущем, будет создана данная информационно-образовательная среда на базе одной из школ г. Красноярска, а также, будет проведена апробация разработанного курса для профильного изучения курса «Информатики».