Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:27, курсовая работа
Цель исследования: разработать информационно-образовательную среду курса «Информатика», способствующую активизации самостоятельной работы учащихся профильных классов средней школы.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
Проанализировать возможности Moodle для создания информационно-образовательной среды курса «Информатика».
Введение 3
§1 Теоретические основы разработки информационно-образовательной среды 5
§1.1 Электронное обучение 5
§1.2 Преимущества электронного обучения 6
§1.3 Эффективность электронного обучения 7
§1.4 Программное обеспечение в электронном образовании 8
§1.5 Системы дистанционного обучения 10
§1.5.1 Система «Learning Space» 10
§1.5.2 Система «Доцент» 10
§1.5.3 Система «Прометей» 12
§1.6 Преимущества СДО Moodle 14
§2 Анализ возможностей Moodle для создания ИОС профильного курса «Информатика» 17
Заключение 22
Список литературы 23
Управление контентом электронных курсов представляет возможности размещения электронных учебных материалов в различных форматах и манипулирования ими. Обычно такая система включает в себя интерфейс с базой данных, аккумулирующей образовательный контент, с возможностью поиска по ключевым словам.
Системы управления обучением и учебным контентом сочетают в себе возможности двух предыдущих и являются в настоящее время наиболее перспективными в плане организации электронного обучения. Сочетание управления большим потоком обучаемым, возможностей быстрой разработки курсов и наличие дополнительных модулей позволяет системам управления обучением и учебным контентом решать задачи организации обучения в крупных образовательных структурах.
Одной из наиболее развитых программных систем дистанционного обучения является продукт LearningSpace фирмы Lotus. LearningSpace обеспечивает легкое внедрение в создаваемые курсы видео и аудио фрагментов, позволяет реализовать весь диапазон услуг от самообучения до коллективного синхронного, дает учителям и учащимся доступ ко всем своим функциям как из клиента Notes (в локальной сети учебной аудитории), так и из Web-броузера (дистанционное обучение).
Автоматизированная система Дистанционного обучающего центра (ДОЦЕНТ) системы асинхронного телеобучения, представляет собой комплекс программно-методических средств ДО, переподготовки и тестирования слушателей. Комплекс программно-методических средств основан на современных Интернет-технологиях и методиках образования на базе компьютерных обучающих программ и тестирующих систем.
В состав ДОЦЕНТ входят:
1) автоматизированная система дистанционного обучения, переподготовки и тестирования слушателей;
2) инструментальные средства создания обучающих и контролирующих программ;
3) графическая оболочка для создания и генерации индивидуальных тестов заданной сложности;
4) набор обучающих программ;
5) средства поддержки централизованной базы данных учебного центра для ведения учета и статистики, ведения разнообразных форм отчетности;
6) Автоматизированные рабочие места (сокращенно - АРМ): "АРМ Администратор", "АРМ Куратор", "АРМ Преподаватель", "АРМ Слушатель", обеспечивающие процесс функционирования Виртуального учебного центра.
Основными действующими лицами учебного центра являются: администратор, куратор, преподаватель и обучаемые (слушатели).
Учебный курс состоит из отдельных разделов.
В Дистанционном обучающем центре предусмотрено проведение групповых или индивидуальных консультаций. Естественно, прежде чем проводить консультацию, преподаватель должен назначить дату и время консультации и послать по электронной почте сообщение об этом слушателям. Консультации проводятся либо средствами стандартной программы Microsoft NetMeeting, либо с помощью собственных управляемых средств АС "ДОЦЕНТ".
Преподаватель может проводить консультацию в различных режимах функционирования программы MS NеtMeeting; Режим Chat (Разговор) позволяет собеседникам обмениваться печатными сообщениями в режиме реального времени. Когда один из участников консультации (прежде всего - преподаватель) запускает программу Chat, окно разговора появляется на экране каждого пользователя. Любой участник консультации может набрать текст в поле "Сообщение" и вывести его на всеобщее обозрение кликом мышью на командной кнопке "Послать", расположенной справа от текстового поля. В окне разговора сообщения участников консультации сопровождаются личными идентификаторами. Система дистанционного обучения «Доцент» приобретена Менделеевским университетом и в настоящее время установлена на его образовательном сервере.[2]
Созданная Институтом образовательных технологий система дистанционного обучения «Прометей» позволяет организовать учебный процесс таким образом, что с одной стороны дает возможность преподавателю (тьютору), находясь в любом месте, где есть доступ к Интернет, — дома или на работе, всесторонне контролировать процесс обучения слушателя, сдачу экзаменов и прохождение тестов, с другой стороны слушателю — приобрести качественные знания и в конечном итоге — документ, подтверждающий получение высшего или дополнительного образования.
Другим
достоинством СДО является то, что
в ней можно разместить любой
курс, любую обучающую программу
и проводить дистанционное
Для общения между слушателями и тьютором кроме электронной почты используется обычный или звуковой чат, а также видеоконференции, предоставляющие различным лицам, находящимся в отдаленных городах России и мира, возможность в реальном масштабе времени участвовать в обсуждении любых вопросов. Звуковой чат, встроенный в систему, при обучении группы слушателей позволяет существенно оживить общение слушателей и повысить эффективность общения обучаемых с преподавателем и друг с другом.
Использование СДО "Прометей II» позволяет:
1) увеличить число студентов, привлекая к себе абитуриентов из отдаленных регионов России и СНГ;
2) развить различные современные образовательные услуги в Интернет;
3) сократить расходы на изготовление учебных материалов;
4) сократить расходы на командировки преподавательского состава в регионы для работы со студентам;
5) экономить средства на переподготовке своих сотрудников, не сокращая при этом число обучающихся;
6) проводить регулярное обучение, тренаж и тестирование персонала на своих рабочих местах;
7) привлекать к обучению преподавателей из различных городов и организаций, расположенных в других регионах;
8) увеличить число обучающихся и в первую очередь из отдаленных регионов;
9) сократить расходы на организацию процесса обучения;
10) использовать дистанционный доступ обучающихся к компьютерным тренажерам.[2]
Moodle
это система управления
Moodle переведена на десятки языков, в том числе и русский, и используется в 197 странах мира.
Лидером и идеологом системы является Martin Dougiamas из Австралии. Проект является открытым и в нем участвует и множество других разработчиков.
Moodle написана на PHP с использованием SQL-базы данных. Moodle может работать с объектами SCO (объект совместно используемого контента) и отвечает стандарту SCORM (стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения.).
По
уровню предоставляемых возможностей
Moodle выдерживает сравнение с
Moodle
ориентирована на
Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.
Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.
Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости.
Moodle
позволяет контролировать “
Модульная
структура системы обеспечивает
простоту использования системы
для обучающихся и
Наличие открытого сообщества, состоящего из более 50000 пользователей системы и более 3000 внедренных систем дистанционного обучения во всем мире позволяет эффективно обмениваться опытом
Возможности Moodle, интересные для администраторов:
1) Moodle работает без модификаций в Unix, Linux, Windows, Mac OS X, Netware и любой другой операционной системе, поддерживающей PHP (который поддерживается любым хостинг-провайдером).
2) Moodle проектируется как набор модулей и позволяет гибко добавлять или удалять элементы на различных уровнях.
3) Moodle легко обновляется от версии к версии. Он имеет внутреннюю систему для обновления собственной базы и восстановления.
4) Moodle требует только одну базу данных и может быть использован совместно с другими приложениями.
5) Moodle включает базу данных широкого назначения, которая поддерживает различные типы баз данных.
6) Особое обращения внимания на безопасность на любом уровне. Формы проверяются, данные проверяются на достоверность, cookies шифруются и т.д.[4]
Внедрение ИКТ в очном обучении может существенно повысить качество образования, особенно на профильном уровне, предполагающем значительную самостоятельную работу учащихся. Использование ресурсов ИОС позволяет поднять эффективность ученической деятельности на этапе подготовки к занятию, во время и после его проведения. На достижение максимального эффекта должны согласованно работать три фактора: увеличение времени активной деятельности учащегося, рост производительности учебной деятельности, изменение характера учебной деятельности в сторону самостоятельного добывания знаний и интеллектуальных умений.
Преподаватель получает возможность во время занятий сосредоточиться на творческих заданиях, развивающих ключевые компетенции, автоматизировать рутинную часть своей работы, отслеживать, корректировать и стимулировать деятельность каждого учащегося в реальном масштабе времени. В частности, при работе учеников с лекцией преподаватель видит, была ли она прочитана, открывал ли ученик файлы с дополнительными материалами, как он отвечал на контрольные вопросы внутри лекции, как выполнил тренинг. Эта статистика приводится не только по каждому учащемуся, но и по группе в целом, что позволяет сразу увидеть и обсудить возникающие проблемы и типичные ошибки.
Тест
самоконтроля может выполняться
в аудитории, поскольку не требует
много времени для своего проведения.
Однако перенесение этого вида работы
в дистанционную форму